Лучший педагог года

Развитие межнациональной толерантности в дошкольном возрасте

Земфира Барадиновна Хапаева
Развитие межнациональной толерантности в дошкольном возрасте

Развитие межнациональной толерантности в дошкольном возрасте.

«Живи с другими так, чтобы

твои друзья не стали недругами,

а недруги стали друзьями»

Пифагор

Жизнь в условиях этнического многообразия является одной из актуальных проблем в любом обществе, где подрастают дети. Так сложилось, что наш Сургут многонациональный город. Хозяева нашего края ханты – манси. А мы, приехавшие со всех уголков нашей страны, работаем, заботимся о благополучие нашего чудесного края. Только в нашем детском саду около тридцати разных наций. Мы все разные, все живем на одной земле, в одном городе. Я думаю, все родители хотят мира, и социального комфорта для своих детей. В настоящее время общество пришло к выводу, что без воспитания толерантного отношения в детях, не получится цивилизованного, полноценного и благополучного существование подрастающего поколения. Поэтому я предлагаю всем взрослым придерживаться определённых правил в воспитании своих детей.

Публикация «Развитие межнациональной толерантности в дошкольном возрасте» размещена в разделах

- Развивать в детях интерес к истории и культуре другого народа. Каждая национальная культура уникальна, каждая несет в себе, что-то особенное не похожее на других.

- Воспитывать в детях уважение к другим национальностям, сохраняя при этом свою индивидуальность.

- Воспитывать в детях необходимость отказаться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов.

- Показывать собственным примером толерантное отношения к обществу.

Толерантность – понятие достаточно новое.

Слово «толерантность» происходит от латинского глагола - переносить, выдерживать. В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

Актуальность:

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования прописано: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.

Цель: развитие основ межнациональной толерантности ребенка в дошкольном детстве.

Задачи:

1. Формировать интерес детей к традициям и культуре народов, населяющих нашу планету.

2. Развивать умение находить общее и различие в культуре разных народах.

3. Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения и национальности.

План работы на год

№ Тема Сроки

1. Выбор и ознакомление с темой Сентябрь

2. Изучить литературу по теме. Октябрь

3. Ознакомиться с требованиями ФГОС толерантного воспитания детей. Ноябрь

4. Консультации для родителей Декабрь

5. Изготовить и разработать дидактические игры и пособия Январь

6. Внедрить в работу с детьми новые дидактические игры и пособия Февраль

7. Консультация для воспитателей " Развитие межнациональной толерантности в дошкольном возрасте с учетом требований ФГОС". Март

9. Разработка перспективного планирования на 2021-2022г Апрель

10. Отчёт по теме.

Май

Участники:

1. воспитатели;

2. родители;

3. дети

Планирование:

- Перспективное планирование;

- Календарное планирование;

- Конспекты досугов, игр, развлечений и т. д.

Методические пособия (задания творческого характера по теме, иллюстрационный материал, картотеки, памятки, макеты, модели, схемы).

Содержание

1. Демонстрационный материал.

2. Картотека Дидактических и подвижных игр

3. Фотоальбомы «Опасные предметы»

4. Памятки

5. Технические способы обучения, используемые для выполнения педагогических задач (Какие использованы слайды, DVD, мультимедийный продукт).

Создание «Центра толерантности» в котором находятся:

· уголок семьи; уголок родного края; картотека игр по теме толерантность;

· картотека приветствии; папки с сказками разных народов; литература по теме: «Толерантность»; музей кукол в различных национальных костюмах, народных кукол КЧР;Манекен в национальном костюме;

Основными формами во взаимодействии с родителями:

1. Мониторинг через анкеты, тесты и личные беседы (тест для родителей – «Толерантность», «Я и мой ребенок»; анкета – Толерантность»);

2. Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста!»

3. Организация и проведение серии консультаций для родителей по вопросам нравственного и патриотического воспитания детей(«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»);

4. Проведение совместных субботников по благоустройству детского сада;

5. Участие в выставке «Осенние фантазии»;

6. Участие в оформлении уголка мира;

7. Изготовление стенгазеты, принятие участия в акции «Поздравим детский сад с днем рождения».

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, которые традиционно проводятся:

· Осенний утренник.

· День толерантности.

· День Матери.

· Новогодний утренник.

· День защитников Отечества.

· Масленица.

· Театрализованные показы.

· День защиты детей.

· Соревнования.

Работа с педагогами.

1. Правовое воспитание детей Консультация

2. Формирование навыков толерантности дошкольников Консультация

3. Межнациональное воспитание дошкольников Консультация

Обобщение материала.

Открытые НОД, педагогическая выставка и т. д.

СМИ

Сайты для воспитателей детских садов.

Участие в работе ДОУ педагогов.

Применение ИКТ.

Распространение работы на сайте ДОУ

Составление плана на 2022-2023гг.

Изученная литература:

1. Архарова, Л. И. Воспитание на народных традициях / Л. И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - С. 204-205.

2. Волков, Г. Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Г. Н. Волков // Мир образования - образование в мире. - 2002. - № 1. - С. 11.

3. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. - М. : Права человека, 2002. - 40 с.

4. Давыдова, О. И. Этнопедагогическая подготовка педагога / О. И. Давыдова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 481-483.

5. Заббарова, М. Г. «Поликультурное воспитание в технологическом образовании школьников» / М. Г. Заббарова // Современное образование: реалии, традиции, инновации, перспективы: мат. междунар. науч. конф. отв. ред. Е. А. Гринёва. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. - С. 527 – 530

6. Кожанова, М. Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М. Б. Кожанова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 120-123.

7. Коломийченко, Л. Программа социального развития: подготовительная к школе группа: раздел "ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ" / Л. Коломийченко // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 15-25.

8. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М., 2001.

Публикации по теме:

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте» Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Рисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрастеРисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрасте Цель: Учить детей рисовать снежинку, видеть красоту рисунка выполненного одним цветом. Предварительная работа: Наблюдение за снежинками.

Экологические игры в младшем дошкольном возрасте Экологические игры в младшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте экологические игры способствуют получению знаний о явлениях природы,.

Эссе «Развитие речи в дошкольном возрасте» Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Под влиянием взрослых формируется речь детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие межнациональной толерантности в дошкольном возрасте
Опубликовано: 10 января 2023 в 15:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие межнациональной толерантности в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Земфира Барадиновна Хапаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД