Лучший педагог года

Развитие критического мышления через чтение и письмо

Ольга Коробейникова
Развитие критического мышления через чтение и письмо

Развитие критического мышления через чтение и письмо

В современной школе знания, умения, навыки перестают быть основным результатом образования, но становятся средствами решения учеником проблем различного характера, учебный процесс направлен на формирование ключевых компетенций - коммуникативной, лингвистической, оценочной и др., на воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формулировать и аргументированно отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Поэтому перед словесником стоит задача развивать на уроках и во внеурочной деятельности самостоятельность мышления учеников, формировать способность делать осознанный нравственный выбор, воспитывать читателя, подготовленного к самостоятельной работе с текстом, с книгой. Помогает в этом технология развития критического мышления через чтение и письмо как система стратегий, обучающих школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром.

Публикация «Развитие критического мышления через чтение и письмо» размещена в разделах

Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США. В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, непредметной. В России она появилась в 1997 году. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ) - представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Данная технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т. д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации)

Главная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Применять приемы технологии развития критического мышления.

Каким образом технология развития критического мышления связана с чтением и письмом? Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. А письмо — важнейший инструмент для выражения наших мыслей.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий) :

I фаза (10 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)

II фаза (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации)

III фаза (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Технологические этапы Возможные приемы и методы

I фаза (10 минут)

Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) Составление списка «известной информации» :

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая) : кластеры, схемы, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, и т. д.

II фаза (25 минут)

Осмысление содержания (получение новой информации) Методы активного чтения :

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

диспуты;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

III фаза (10 минут)

Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) Заполнение схем, кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий, диалогов.

Написание творческих работ.

Таким образом применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как:

• умение работать в группе;

• умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

• умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;

• формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний»Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний» Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Дидактическое пособие для использования технологии критического мышления «Кубик Блума»Дидактическое пособие для использования технологии критического мышления «Кубик Блума» В своей работе я часто использую один из приёмов технологии критического мышления – кубик Блума. Кубик Блума можно использовать по всем.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие критического мышления через чтение и письмо
Опубликовано: 30 марта 2024 в 22:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Коробейникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД