Лучший педагог года

Психологическое познания школьника о взрослой жизни

Александр Владимирович Гришин
Психологическое познания школьника о взрослой жизни

В «Педагогической психологии» проанализированы проблемы обучения, воспитания, особенности личности педагога и специфика его

профессиональной деятельности. Подробно освещаются вопросы сотрудничества учителя (воспитателя) с практическим школьным психологом.

Учитывая, что отечественная психологическая наука за последние годы расширила диапазон своих поисков достижениями зарубежной науки, в учебнике существенно дополнен раздел по теории и методикам исследования психического развития и формирования личности в онтогенезе. В связи с тем что в современной школе введена психологическая служба, материал по практической психологии образования представлен в отдельной главе.

Публикация «Психологическое познания школьника о взрослой жизни» размещена в разделах

Достаточно подробно прописана глава, посвященная личности

учителя. Студент, который готовится к своей профессиональной деятельности, может прочитать учебник вопреки сложившейся последовательности, начиная не с предмета и задач, а с темы «Психология личности и профессиональной деятельности учителя». Это даст возможность обучающемуся постигать курс возрастной и педагогической психологии начиная с глубокого осознания своей профессиональной пригодности и с учетом всей сложности задач профессионализации себя как педагога. «Нужно ли и доступно ли мне все, связанное с овладением профессией учителя?» — первый и непременный вопрос на который вы должны ответить прежде всего сами себе. Если «да», то

желаем вам успехов и радости в этом творческом и прекрасном труде.

Хочется думать, что овладение курсами возрастной и педагогической

психологии поможет вам значительно повысить уровень общего психологического образования, а тем самым расширить возможности творческого развития всей вашей жизни и деятельности.

Основные цели психологического образования студентов отражены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования и приведены нами в приложении. Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Наибольший интерес проявляю т к тем предметам, которые будут важны в выбранной профессии. Значимым становится фактор успеваемости по этим предметам (если старшеклассники решил и продолжит ь образование после школы).

Подчеркнем, что центральным новообразованием периода

ранней юности становится самоопределение — профессиональное

и личностное. Старшеклассник решает, кем быт ь в своей будущей

жизни.

Заметим, что в психологии развития профессиональное самоопределение подразделяется на несколько этапов, продолжительнось которых зависит от конкретных социальных условий и индивидуальных особенностей развития личности. «Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы

связанного с ним и поведения. Второй - подростковая фантазия,

когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной

привлекательной для него профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, —

предварительный выбор профессии. Четвертый — практическое

принятие решения, т. е. собственно выбор профессии, включает в

себя два главных компонента : 1) определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему; 2) выбор специальности»

Социальные притязания школьника и выбор специальности зависят от объективных условий (социального положения, материального благосостояния семьи, уровня образования родителей, социальной престижности и т. п.). Большую роль играет профориентационная работа в школе. Специалисты подчеркивают, что профессиональна я ориентация детей (как сложная психологическая проблема) должна органически связываться с их жизненным и перспективам и и ценностным и ориентациями. Наиболее важно знакомить юношей и девушек с конкретным и примерам и удачного или неудачного выбора профессии, оказавшего существенное влияние на весь жизненный путь человека; ознакомит ь с условиями труда; учитывать, что для юношей более важен размер оплаты, а для девушек — благоприятные условия труда; учащиеся (независимо от уровня знаний) нуждаются в специальной профориентационной информации и консультации (школьная программа этих знаний не обеспечивает, и подавляюще е их большинство выбирает профессию стихийно). Квалифицированная профессиональная ориентация школьников может стать элементом свободного социального самоопределения личности в целом. При характеристике особенностей личности младшего школьника отмечалось, что дети этого возраста отличаются повышенной впечатлительностью и внушаемостью ; у них слабо развита самостоятельность Самостоятельность начинает ярко проявляться именно в подростковом возрасте. В этот период учащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширит ь сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым. Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую. Прежде всего это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых. При этом в

первую очередь перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости : внешний облик и манера поведения (виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.). Усвоение внешних признак в «мужской» или «женской» взрослости делает его взрослым в собственных глазах, а также, как ему кажется, и в глазах окружающих, что очень существенно в плане самосознания. Такая взрослость приобретается путем подражания. И это самый легкий способ достижения ощутимой взрослости. Часто это идет за счет усвоения чужого опыта из средств массовой информации (кино, телевидение и т. д.). Стремление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности, что часто приводит к возникновению конфликтов, если наблюдается полное расхождение в стремлении взрослого и подростка. Потребность быть и считаться взрослым тесно связана с потребностью в самоутверждении, что побуждает его во всех поступках ориентироваться на мнение товарищей. Учитель же для подростка не является так им непререкаемым авторитетом, как для младшего школьника.

Стремление занять достойное место в коллективе сверстников — один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности.

Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое :

он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральным и установками. Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многочисленные нарушения норм и правил поведения так называемым и трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка. Вот почему он бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание рассматривается им как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакция х

подростков на замечания товарищей и родителей). На этой осное

нередко возникают конфликты между подростками и учителем, и они становятся «трудными».

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражненийПсихологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражнений «Психологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражнений» Работая с детьми, имеющими тяжелые нарушения.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Беседа с родителями школьников «о том, как опасно хулиганить в детстве и как это может отразиться во взрослой жизни» Не секрет, что в детстве очень нравится шутить, шалить и хулиганить. Порой, на первый взгляд, безобидная шутка, по мнению ребёнка, может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое познания школьника о взрослой жизни
Опубликовано: 29 апреля 2024 в 16:09
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД