Папки-передвижки

Психологическая готовность — залог успешности в формировании базовых компетенций. Родительское собрание

ГАЛИНА БОНДАРЕВА
Психологическая готовность — залог успешности в формировании базовых компетенций. Родительское собрание

Цель: Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

• Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.

Публикация «Психологическая готовность — залог успешности в формировании базовых компетенций, Родительское собрание» размещена в разделах

• научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь).

• показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.

Участники: родители, воспитатели подготовительной к школе группы, педагог - психолог.

Оборудование и материалы:

1. Проектор.

2. Компьютер.

3. Карточки со словами.

4. Запись спокойной инструментальной музыки.

5. Листы бумаги и ручки.

План проведения

1. Вступительная часть. Приветствие. Регламент.

2. Теоретическая часть: Выступление педагога-психолога :

«Психологическая готовность ребенка к школе»

«Что ребенок должен знать к 6-7 годам».

3. Практическая часть.

Задания «Первоклассник»

Игра – тест: определить в степень беспокойства родителей в связи с приближающимся школьным обучением ребенка.

4. Подведение итогов. Рекомендации родителям.

5. Рефлексия.

Ход собрания

1. Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Нам с большим удовольствием хочется поздравить вас, с тем, что вы уже не просто родители, а родители будущих первоклассников! Тема сегодняшней нашей встречи «Подготовка ребёнка к школе» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш ребёнок впервые войдёт в школьный класс. И вы уже задаё те себе вопросы:

- Готов ли мой ребёнок к школьному обучению?

- Как он будет учиться?

- Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?

Как вы думаете, что ожидает ребенок от школы, хочет ли он учиться?

(записать видео с детьми)

Но то, как он будет учиться, и многое другое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе.

Нужна ли при этом помощь родителей? И какая? (ответы родителей) Да, вы правы. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т. д.

В дошкольном детстве дети все свободное время посвящают играм. И это правильно. Не стоит запугивать детей тем, что с началом учебы они должны будут отказаться от игр. Во-первых, это неправда, а во-вторых, подобные угрозы могут лишь задержать готовность ребенка к обучению в школе.

2. Что это такое Психологическая готовность ребенка к школе? Как вы считаете? (ответы родителей)

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду.

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя их уровень развития может быть разным, это:

• Физиологическая готовность – состояние здоровья;

Психологическая.

• Социальная – взаимоотношения с окружающими, отношение к самому себе;

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего интеллектуальная готовность, мотивационная готовность, волевая готовность, коммуникативную способность.

Интеллектуальная готовность – это показатель уровня познавательной сферы ребенка. Здесь выделяют функции внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. В школе ребенку потребуются умения сравнения, анализа, обобщения, знания об окружающем мире, нормах поведения. Но главным компонентом выступит не столько объем знаний, сколько желание думать, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации.

Для формирования интеллектуальной готовности, необходимо побуждать ребенка - задавать вопросы, обогащать его словарный запас, обсуждать с ним явления окружающего мира.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность - это умение ребенка строить свои взаимоотношения с другими людьми:

• играть и общаться с другими ребятами;

• быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;

• общаться с взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;

• доброжелательность и отсутствие агрессивности.

В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению к школе.

Как вы считаете какова ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ? (ответы родителей)

Создать общую установку, общую позицию ребенка по отношению к школе и учению. Такая позиция должна сделать поступление в школу радостно ожидаемым событием, вызвать положительное отношение к предстоящему учению с другими ребятами в школе и сделать само учение радостным и интересным занятием.

Рассмотрим качества, которыми должен обладать ребенок, чтобы учиться в первом классе:

• внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;

• хорошая память;

• сообразительность;

• любознательность;

• развитое воображение;

• начальные навыки чтения, счета, письма;

• волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);

• организованность аккуратность;

• дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

ЗАПОМНИТЕ: (слайд 17)

При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребенка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя!

Ребенок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

Постарайтесь достижения ребенка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата (сестры, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребенке, даже если они не в его пользу) Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учебе для вашего малыша.

Особое внимание нужно уделить развитию речи и моторики ребенка.

Речь.

Состояние словарного запаса: в словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, больше времени находить для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним.

Состояние связной речи: учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д.

Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам

Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Но это не все что должен знать и уметь будущий первоклассник. Более подробно об этом вы узнаете в памятке.

РАЗДАТЬ РОДИТЕЛЯМ ПАМЯТКУ «Что должен знать ребёнок 6-7 годам»

Что должен знать ребё нок 6-7 годам:

Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу.

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения) .

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года) .

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.)

15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17. Различать гласные и согласные звуки.

18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут) .

23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Новый этап в жизни дошкольника будущего первоклассника волнителен, предлагаем вам подготовить ведущую кисть руки к обучению письма, проверим ваш словарный запас, физическую подготовку. Это упражнение называется «Первоклассник».

Родителям предлагается выполнить ряд заданий.

Представьте один день из жизни первоклассника. Первый урок у нас ПИСЬМО

1. Упражнение «Напиши по образцу…» :

Педагог

-«Для того, чтоб нам как можно лучше было понять своих детей, давайте попробуем с вами написать небольшое слово каллиграфическим почерком. Сложно это или нет – разберемся на месте»!

Цель: показать родителям, как важно подготовить ведущую кисть руки ребенка к обучению письма.

На экране появляется слайд с образцом написанного слова СЕНТЯБРЬ.

Родители должны переписать эти слова : правши –левой рукой, левши-правой.

Обсуждение: было ли комфортно, удобно или сложно выполнять задание.? Какие ощущения испытывали при выполнения задания и т. п.

Следующий урок АППЛИКАЦИЯ

2. Разрезать ножницами бумагу по контуру.

Родители делятся на пары. Один в паре берет в одну руку ножницы, второй бумагу с контурным выделением. Они в паре должны вырезать фигуру, работая каждый только одной руке. Можно передвигаться.

Третий урок ФИЗКУЛЬТУРА

3. Пройти по кругу.

Родители становятся в круг. Каждый кладет свою руку на плечо соседу и замыкают круг. Не разрывая круг родители должны пройти круг по часовой стрелке. Затем должны присесть и встать все вместе, не разорвав круг.

Здесь важно отметить, как сложно выполнять задания без физической подготовки.

Четвертый урок ЧТЕНИЕ

4. Без слов.

Родители делятся на пары. Один в паре читает карточку, на которой изображено слово. Он должен жестом показать это слово. Второй угадать.

Усложнение: одним словом объяснить слово.

Обобщение

Педагог: Мы, взрослые, часто возмущаемся из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина, бумаги и красок, из-за ножниц, которыми нарезано «всякой дребедени».

Но эти занятия - часть кипучей жизнедеятельности, и результаты которой помогают развитию мелкой моторики рук, развитию умения координировать движения рук и глаз и, тем самым, определяют продуктивность умственного развития ребенка.

Формирование навыков письма – это задача первых лет обучения в школе. А штриховка, раскраска, лепка, игры с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку предстоящей трудной работе.

ТЕСТ.

Предлагаем вам с помощью теста определить степень беспокойства родителей в связи с приближающимся школьным обучением ребенка.

1. Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает чувство радости и уверенности в связи с этим событием.

2. Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает умеренное беспокойство;

3. Похлопайте в ладоши, только те, кто уже испытывает сильное волнение, беспокойство;

А как вы думаете, от кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше? (Ответы родителей)

Педагог – психолог : «Беспокоятся и переживают почти все родители за своё чадо, и это вполне нормально. И мы, педагоги тоже беспокоимся за своих будущих выпускников. Мы тоже хотим, чтобы ваши дети хорошо учились в школе, поэтому, нам необходимо общими усилиями как можно лучше подготовить наших детей к этому этапу жизни, найти возможные пути преодоления различного рода трудностей, возникающих на нашем пути».

4. Подведение итогов:

Итак, что же является фундаментом успешной подготовки ребёнка к школе?

1. Физическое здоровье ребёнка.

2. Развитый интеллект ребёнка.

3. Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.

4. Выносливость и работоспособность.

5. Умение ребёнка читать и считать.

6. Аккуратность и дисциплинированность.

7. Хорошая память и внимание

8. Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.

Рекомендации родителям :

- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.

-Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.

- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т. п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.

-Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.

Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы равноценно, например, обвинению ребенка, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости.

Итак, родителям необходимо помнить, что развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления, и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе.

Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.

5. Рефлексия.

Просим вас подвести итог нашей встречи. У вас два вида листочков – красный и зеленый. Предлагаем вам подумать и выбрать листок, который соответствует вашему настроению сейчас. Красный – осталась тревога, непонимание как пройдет обучение ребенка в первом классе.

Зеленый – вам все понятно, вы уверены в своих силах и силах вашего ребенка. И знаете, что у вас все получится на новом этапе жизни. Как только вы выберете нужный вам лист, приклейте его на наше дерево «Первоклассника».

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ».Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ». 21 февраля в Доме Детского Творчества было проведено мероприятие с участием образовательных и общественных организаций города, а также семей,.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучияПсихологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Родительское собрание «Закаливание детей — залог их здоровья»Родительское собрание «Закаливание детей — залог их здоровья» Цель: создание установки у родителей на совместную работу по сохранению и укреплению здоровья детей. Формирование у родителей устойчивой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность — залог успешности в формировании базовых компетенций. Родительское собрание
Опубликовано: 15 октября 2020 в 11:48
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая готовность — залог успешности в формировании базовых компетенций. Родительское собрание» (включая файлы) размещена пользователем ГАЛИНА БОНДАРЕВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД