Папки-передвижки

Психокоррекция кризисного эмоционального состояния дошкольников

Ирина Картамышева
Психокоррекция кризисного эмоционального состояния дошкольников

Маленькие дети наряду с подростками и пожилыми людьми предрасположены к кризисному состоянию.

Кризисное эмоциональное состояние дошкольников возникает в результате нарушения стабильного психического равновесия, сильного эмоционального потрясения.

Перечислим некоторые причины стрессового расстройства: болезнь или смерть близких людей, жестокость или насилие, социальный конфликт (в семье или в детском саду, развод родителей, террор, стихийное бедствие. Собственно, любая сложная ситуация в жизни способна нарушить эмоциональное состояние как взрослого, так и ребенка.

Публикация «Психокоррекция кризисного эмоционального состояния дошкольников» размещена в разделах

О признаках депрессивного состояния ребенка говорят повышенная эмоциональная чувствительность, перепады настроения, плаксивость, раздражительность, слабость; преобладающее плохое настроение. Для детей с кризисным эмоциональным состоянием характерны плохой аппетит или переедание; повышенная сонливость или бессонница; низкая концентрация внимания; эмоциональное напряжение; усталость, нерешительность; социальная самоизоляция.

У ребенка, переживающего кризис, разрушены старые жизненные основы, а новые еще не найдены. Ему не помогают обычные выходы из этого состояния, поэтому очень важно малышу оказать своевременную квалифицированную помощь.

С целью оказания эмоциональной поддержки предлагаем структуру разговора и примеры фраз.

Начнем разговор с вопроса: «Мне показалось, что ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?».

После того, как Вам ребенок, рассказал, что с ним случилось, перескажите ему то, что он рассказал вам. Ему важно знать, что вы его услышали. Теперь задайте вопрос: «Я правильно тебя понял (а? Ты расстроен потому, что….».

Дальше задаем вопрос для прояснения намерений: «Бывало ли у тебя такое раньше, что тебе было так плохо?»

А теперь давай подумаем, как выйти из этой ситуации? Что тебе раньше помогало? Если бы на твоем месте был твой друг, как бы ты ему помог? Что бы ты ему сказал, посоветовал?

Постарайтесь убедить ребенка в том, что все будет хорошо: «У всех людей иногда что-то случается и они печалятся, не могут что-то изменить, но обязательно наступает момент, когда все плохое проходит, светлые и яркие переживания перевешивают негативные».

Как разговаривать с ребенком,

переживающим кризисное состояние?

• взрослому быть самому спокойным;

• вести беседу так, будто важнее ее для него нет ничего;

избегать: уговаривания, давать оценок ребенку, нотаций, советов;

• дать возможность ребенку самому совершить самостоятельный поиск выхода из трудной ситуации;

• запретить себе, обвинять и говорить, что все произошло из-за недостатков ребенка или еще кого-то;

• дать ребёнку возможность высказаться и самому говорить только тогда, когда он перестанет говорить.

Взрослому необходимо помнить, что его задача – помочь ребенку описать свою проблему, поэтому важно проявлять терпимость и прежде, чем что-то сказать, хорошо подумать это ли он хочет сказать.

Предлагаем психокоррекционные игры для преодоления эмоционального кризисного состояния дошкольников, снятия напряжения, отождествления себя с кем-то или с чем-то.

Игра «Грустное дерево»

«Превратить» ребенка в дерево, которое повреждено, обижено или грустит. Спросить у малыша, что для него сделать (подвязать веточку, погладить по ручке, поставить опору-палочку, забор; полить (погладить сверху вниз).

Лепка

Лепить из глины, теста, пластилина. Лепка снимает напряжение, зажимы, дает ощущение контроля. Это полезно детям, которые потеряли контроль над ситуацией, реальностью.

Делаем куклы

Делать куколок, человечков, фигурок из ниток, поролона или из губок для мытья посуды, вылепливать фигурки из теста, глины. Это поможет возвратить себя.

Что у тебя в руке?

Дети, пережившие эмоциональное кризисное состояние, пытаются все контролировать. Ослабить контроль и вернуть безопасность, снять напряжение поможет колечко, эспандер, спиннер, поп-ит, четки, хлебный мякиш, шарики.

Игра «Минута шалости»

Ведущий по сигналу (хлопок в ладоши, удар по барабану или под быструю веселую музыку предлагает детям пошалить). Каждый делает то, что ему хочется (бегает, прыгает) в течение одной минуты. После объявляет конец шалостям.

Игра «Я – воздушный шарик»

Ребенок должен представить, что он воздушный шарик и рассказать, что он хотел бы в роли воздушного шарика. Ему нужно сказать: «Я не Саша, а воздушный шарик. Мне понравилось бы, если бы я был разноцветным, разукрашенным, веселым узором. Я хотел бы, чтобы меня не держали на веревочке, а отпустили свободно летать, куда захочу». Продолжает следующий ребенок: «Я не Ваня, я мяч. Я из резины. Я хорошо надут. Дети радуются, играя со мной. Им нравится меня подбрасывать и кидать друг другу».

Игра «Дожди»

По заданию педагога дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, изображают дождь. Он может быть веселым – с солнышком, грустным – с хмурыми тучами, сильным ливнем с грозой, моросящимся.

Игра «Мыльные пузыри»

Педагог или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети, свободно двигаясь, изображают их полет. По команде: «Лопнули» дети ложатся на пол.

Во время кризиса ребенок меняет мысли и поведение, что может ухудшить его психологические показатели, или, напротив, позволить ему выйти на более высокий уровень развития, поэтому профилактика и психокоррекция очень важны для сглаживания кризисных вспышек и улучшения эмоционального состояния ребенка.

Список использованной литературы:

1. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков – Л. : Медицина, 1988. – 248с.

2. Старшенбаум Г. В. Формы и методы кризисной психотерапии :. Методические рекомендации. -М., 1987.-20с.

3. Гуськова, Т. В. Психологический анализ симптоматики кризиса 3 лет / Т. В. Гуськова // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1989. - № 1. - с. 3 -37.

4. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в дошкольном возрасте / Т. В. Драгунова // Вопр. психол. - 2002. - №2. - с. 25-38.

5. Поливанова, К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 2001. - № 5. - с. 61-69.

6. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М., 1978 - 313 с.

Публикации по теме:

Увлекательная игра «Магазин масок» для эмоционального развития дошкольниковУвлекательная игра «Магазин масок» для эмоционального развития дошкольников "Магазин масок" - увлекательная игра для эмоционального развития дошкольников. Эмоциональное развитие является одним из важнейших аспектов.

«Мы сегодня вот такие». Пособие-игра для развития эмоционального интеллекта у дошкольников«Мы сегодня вот такие». Пособие-игра для развития эмоционального интеллекта у дошкольников Развитие эмоционального интеллекта является важным аспектом в развитии дошкольников. Знать и понимать,уметь различать эмоции, очень важно.

Увлекательная игра для эмоционального развития дошкольников «Эмоции»Увлекательная игра для эмоционального развития дошкольников «Эмоции» Игра «Эмоции» знакомит детсадовцев с разными чувствами, выражением их через изменение мимики и интонации, язык жестов и телодвижений. Эмоциональное.

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс.Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс. Все мы знаем, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре дети развиваются и узнают много нового.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психокоррекция кризисного эмоционального состояния дошкольников
Опубликовано: 27 декабря 2023 в 00:13
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психокоррекция кризисного эмоционального состояния дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Картамышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД