МААМ-картинки

Психические новообразования в литических и кризисных возрастах

Анастасия Туманова
Психические новообразования в литических и кризисных возрастах

Литический (стабильный) период – возникающие изменения в психике, характ. относительно спокойным, адаптивным поведением ребенка. Они имеют, как правило, двухфазный характер: выделяются первая и вторая половина возраста, в середине которого наблюдается некоторый перелом, качественный сдвиг в развитии психических функций.

Публикация «Психические новообразования в литических и кризисных возрастах» размещена в разделах

В отечественной психологии каждый литический возраст рассматривается как динамическая структура, основными взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами которой являются социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психические новообразования.

Социальная ситуация развития - это форма значимых отношений ребенка к окружающей его действительности. Социальная ситуация детерминирует в каждом литическом возрасте. Присутствует некоторое возрастное противоречие между потребностями ребенка (“хочу”) и возможностями их удовлетворения (“могу”,

Социальная ситуация в каждом возрасте представлена специфическими отношениями ребенка со взрослыми и сверстниками, особенным статусом и системой социальных ролей, неповторимой внутренней позицией ребенка, характерной именно для данного периода детства.

Ведущая деятельность, или ведущий способ построения активных отношений с миром, – второй параметр литического возраста. Она является субъективно привлекательной, смыслозначимой и объективно развивающей психику ребенка в конкретном возрасте.

Как утверждал А. Н. Леонтьев, ведущая деятельность производит изменения в трех сферах развивающейся психики : в сфере частных психических процессов, в личностной сфере и в сфере самой деятельности (приводит к освоению новых видов деятельности, ранее не значимых для ребенка).

Психологические новообразования – это качественные психические и социальные изменения, впервые возникающие в данном возрасте в рамках ведущей деятельности и социальной ситуации развития, меняющие весь облик ребенка, его отношение к миру, к себе, его личность и деятельность.

Кризисы, или кризисные возрасты, рассматриваются в отечественной возрастной психологии как нормативные механизмы развития. Это периоды резких, стремительных изменений в психике ребенка и относительно кратковременные этапы перестройки изжившей себя социальной ситуации развития.

Выделяют несколько существенных признаков всех кризисов развития, отличающих их от стабильных возрастов :1. Относительная кратковременность;2. Трехфазное строение;3. Негативный характер развития;4. Позитивный характер развития;5. Относительная трудновоспитуемость.

В современной возрастной психологии выделяют следующие кризисы детства :

1) новорожденности (0–2 месяца);

2) 1-го года (отделение от матери);

3) 3-х лет (кризис детской самостоятельности);

4) 7-ми лет (кризис утраты детской непосредственности);

5) 13-ти лет (кризис подростка или обретения чувства взрослости);

6) 15-ти лет (второй кризис подростка или кризис идентичности);

7) 18-ти лет (кризис личностного самоопределения).

Таким образом, развитие психических новообразований в литические и кризисные периоды развития ребёнка требуют гибкости поведения родителей и педагогов, их стремления оказать помощь в естественном и неудержимом творческом процессе саморазвития ребенка, что позволяет значительно смягчить трудности данных периодов развития.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Как родителям развивать неречевые психические функции у детей дома, используя только карандаши, лист бумаги и 10 картинок Работа с родителями – важный аспект в коррекционно-развивающей работе логопеда. Очень важно, чтобы специалист образовывал и просвещал родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психические новообразования в литических и кризисных возрастах
Опубликовано: 15 мая 2022 в 18:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психические новообразования в литических и кризисных возрастах» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Туманова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД