Лучший педагог года

Программа сенсорного развития «Умники и умницы» для детей 1,5–2 лет (один год обучения)

Ирина Заговорич
Программа сенсорного развития «Умники и умницы» для детей 1,5–2 лет (один год обучения)

Продолжение

Актуальность:

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Занятия по сенсорному развитию, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Публикация «Программа сенсорного развития „Умники и умницы“ для детей 1,5–2 лет (один год обучения)» размещена в разделах

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; является основой для развития воображения; развивает внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; влияет на расширение словарного запаса ребенка; влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя

сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи

. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.

Цель сенсорной работы в 1,5-2 года

: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества). Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности. Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).

Методы:

Игровой метод (дидактические игры. Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов. Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

групповая; подгрупповая; индивидуальная.

Литература:

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада. М. :1988, с. 3-14, 34-80.

2. Под ред. Салахетдинова В. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Киев: «Полиграфкнига», 1973, с. 16-27

3. Лямина Г. М. Гербова В. В. Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М. :1976, с. 81-82,162-163.

Краткое описание содержания работы:

содержит "Тему занятия", "Цель и содержание", "Дидактический материал"

сентябрь

: 1 и 2 - Подготовительная работа.

3 и 4 - Диагностика: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года на основе программных задач через игровую форму и конкретные задания. Использованы игрушки и игры из уголка сенсорного развития.

5 - «большой», «маленький»: Познакомить детей с понятиями «большой» и «маленький» и учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький». Использованы фигурки квадратов (кругов) двух размеров по 5 больших и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые) .

октябрь

:

1 - «такие же» (одинаковые, похожие) : Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые» (наложение, приложение, совмещение). Использованы круги и квадраты, треугольники разной величины, но одинакового цвета (все круги одного цвета, квадраты – другого, треугольники – третьего) .

2 - «большой», «маленький»: Продолжать учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький» и оперировать ими. Использованы фигурки квадратов (кругов) трех размеров по 5 больших и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые). Лучше использовать те же самые фигуры, чтобы закрепить даваемый материал. Если дети быстро усваивают информацию, можно заменить материал на сходный, но отличающийся по цвету, величине от предыдущего.

3 - «частички»:Формировать представление о том, что все окружающие предметы состоят из частей: домик – это крыша и стены, окна, крыльцо; дерево – это ствол, ветви и листья и т. д. Учить использовать знакомые геометрические фигуры для создания простых объектов (квадрат, треугольник, круг – дом, солнышко и т. п. Использованы: геометрические фигуры разного цвета и величины по 5 штук каждого вида на каждого ребенка.

4 - «такие же» (одинаковые) : Продолжать учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые». Использованы круги и квадраты, треугольники разной величины, но одинакового цвета (все круги одного цвета, квадраты – другого, треугольники – третьего). Лучше использовать те же самые фигуры, чтобы закрепить даваемый материал. Если дети быстро усваивают информацию, можно заменить материал на сходный, но отличающийся по цвету, величине от предыдущего.

5 - «разные»: Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые». Использованы круги и овалы одинаковые по цвету, величине, фактуре.

ноябрь

:

1 - «вкладыши»: Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из 3 заданных форм. Использованы гни геометрического куба (геометрические фигурки к ним) каждому ребенку.

2 - «разные»: Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые». Использованы квадраты и прямоугольники одинаковые по цвету, величине, фактуре.

3 - «геометрическое лото»: Учить детей узнавать контуры знакомых геометрических фигур, изображенные на карточках. Использованы карточки для геометрического лото с двумя видами геометрических фигур: круг и квадрат (различия в цвете) .

4 - «цветные палочки»: Учить детей обращать на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные». Использованы палочки 8 цветов красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, черный, белый.

5 - «фигурки»: Учить детей сравнивать объекты с учетом 2 свойств величины и формы. Использованы геометрический куб с фигурками.

4 и 5 - Каникулы.

декабрь

:

1 - «цветные палочки»: Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из 4 возможных, закреплять умение группировать по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов спектре. Использованы палочки 8 цветов красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, черный, белый.

2 - «бусинки»: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Использованы веревки по количеству детей, бусинки.

3 - «частички»: Продолжать формировать представление о том, что все окружающие предметы состоят из частей: домик – это крыша и стены, окна, крыльцо; дерево – это ствол, ветви и листья и т. д. Учить использовать знакомые плоские геометрические фигуры для создания простых объектов (квадрат, треугольник, круг – дом, солнышко и т. п., пользуясь терминами «похож», «такое же как», «напоминает». Использованы геометрические фигуры разного цвета и величины по 5 штук каждого вида на каждого ребенка. Для продуктивности данного вида деятельности можно использовать не только круги, квадраты и треугольники, но и ввести другие многоугольники (5, 6, 8 угольники) без указания точного названия через использование понятия «многоугольник – потому что много углов».

Публикации по теме:

Сенсорика. Развиваем сенсорное развитиеСенсорика. Развиваем сенсорное развитие Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие служит основой познания.

Лучшая авторская дидактическая игра «Вот поезд наш едет»Лучшая авторская дидактическая игра «Вот поезд наш едет» Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Занятия по сенсорике, направленные на формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа сенсорного развития «Умники и умницы» для детей 1,5–2 лет (один год обучения)
Опубликовано: 15 июня 2014 в 19:09
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа сенсорного развития «Умники и умницы» для детей 1,5–2 лет (один год обучения)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Заговорич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД