Лучший педагог года

Программа «Цветные ладошки» (для детей 3–4 лет)

марина суровкина
Программа «Цветные ладошки» (для детей 3–4 лет)

I. Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования и родителей. Она определяет содержание учебно-воспитательной работы по дополнительному художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность Программы.

Публикация «Программа „Цветные ладошки“ (для детей 3–4 лет)» размещена в разделах

Эстетическое воспитание детей решает целый ряд задач эстетического и духовного развития личности. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей эстетических чувств, художественного вкуса, творческих способностей. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Одним из главных признаков предметов и явлений является цвет. Цвет по-разному воздействует на людей, вызывает разнообразные эмоции: радует, создает хорошее настроение, успокаивает, возбуждает. В силу этого в изобразительном творчестве цвет становится важным средством выразительности создаваемого образа. Окружающий мир поражает цветовым многообразием и чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понять значение цвета и использовать цвета в своем творчестве, необходимо систематично и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений, развивать умение видеть красоту цветов, их сочетаний.

Основной причиной для создания Программы «Цветные ладошки» (далее Программа) послужила необходимость развития эстетического восприятия цвета, цветовых сочетаний, и умение применять цвет в рисунке как выразительное средство, характеризующее образ.

Цель данной Программы заключается в формировании чувства цвета у детей младшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.

Задачи Программы :

- знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) и способами обследования предметов, содействовать запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий:

эталоны в области формы: плоскостные геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

эталоны в области цвета : хроматические - красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой; ахроматические – белый, черный, серый;

эталоны величины: отношения между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других – большой, маленький, самый большой;

способы обследования: рассматривают, гладят, проводят ладонью, пальцами по контуру, трясут, прокатывают, нюхают, бросают, слушают звук;

- развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна способом «примакивания» (листопад, дождик, снежинки, огоньки на елке, цветы на полянке, ягодки на ветке);

- знакомить со способом рисования щетинистой кистью методом «тычка» (снег, цветы, шерсть животных);

- знакомить со способами проведения разных прямых линий (короткие, длинные, волнистые, прямые) в разных направлениях, пересекая (травинки, ленточки, дорожки, веточки, рельсы, заборчик);

- знакомить детей со способами изображения простых предметов разной формы (клубочки, яблоки, горошины, вагончик, конфеты, бусы, помидоры); комбинации разных форм и линий (солнышко, коврики);

- развивать умение создавать некоторые обобщенные образы (дерево – ствол, ветви, изображения игрушек на основе округлых и овальных форм (снеговик, неваляшка, зайчик, цыпленок);

- формировать умение подбирать цвета соответствующие изображаемому предмету, создавать изображение с использованием одного, двух и нескольких цветов;

- в предметном изображении: развивать умение передавать общие признаки и некоторые характерные детали предметов, относительное сходство по форме, цвету, размеру, фактуре; выделять главное цветом, расположением, размером;

- в сюжетном изображении: развивать умение создавать изображение на всем листе, стремиться отображать линию горизонта (линию земли – край листа) строить простейшую композицию (расположение героев, предметов относительно друг друга, повторение элементов);

- в декоративном изображении: развивать умение видеть предметную и геометрическую форму, строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм (украсим платье, шарфики, свитер, платочек); передавать элементы декоративного узора линиями, геометрическими фигурами;

- формировать умение правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима, аккуратно набирать краску на кисть, снимать лишнюю краску, промывать кисть и использовать салфетку для обсушивания, поддерживать свободное движение кисти во время рисования;

- формировать умение принимать правильную непринужденную позу в процессе деятельности: не наклоняться, сидеть свободно, правильно удерживать инструменты, не напрягать руку.

Принципы построения программы

Принцип природосообразности воспитания предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности воспитания в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.

Принцип развивающего характера художественного образования подразумевает то, что проектирование содержания продуктивной деятельности осуществляется в логике развивающей и развивающейся деятельности (ребенок развивается в деятельности и сама деятельность развивается).

Принцип приоритета содержания по отношению к методам и технологиям понимается таким образом, что ведущая педагогическая линия выстраивается как организация культуросообразного образовательного пространства, в котором создается проблемное поле культуры (содержание, а методы и технологии служат для «обработки» этого поля в целях его освоения.

Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.

Организационно-педагогическая структура программы

Срок реализации программы – 1 год (дети 3-4 лет).

Периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю по 15 минут.

Используемые методы и приемы:

Наглядные: образец, иллюстрации, показ приемов изображения, показ отдельным детям на материале педагога, показ детских работ в конце изобразительной деятельности при их оценке, дидактические игры.

Словесные: беседы, указания, сравнения, вопросы, объяснение, напоминание, совет, похвала, художественное слово (загадка, стихотворение, рассказ)

Игровые: игровые упражнения (показ пальчиком или сухой кистью в воздухе, на бумаге, игровые моменты (приход игрушки, посылки, письма, волшебный сундучок, волшебный мешочек, волшебный конверт с заданиями, подвижные, малоподвижные, пальчиковые игры.

Примерная структура занятия

I часть: Начало

Цель: заинтересовать детей, дать детям знания, показать способы изображения.

1. Сообщение темы – используются следующие приемы:

• загадка;

• четверостишие;

• беседа (2 половина года);

• отрывок из художественного произведения;

• приход героя сказки или мультфильма;

• просьба о помощи от имени игрушки;

• приход посылки (предметы, картинки);

• приход письма с просьбой, предложением;

• элементы словесных, дидактических игр.

2. Рассматривание и анализ проходит с использованием (выделяем цвет, форму, части, величину, расположение) :

• образца;

• натуры (не требует следования ей);

• иллюстрации (2 половина года);

• игрушек;

• силуэтного моделирования из геометрических фигур.

3. Показ способов изображения

• полный показ;

• частичный показ (знакомые приемы);

• показ способов изображения выполняется ребенком;

4. Закрепление последовательности выполнения работы

• повторный показ способов изображения (если новые приемы);

• рассказ воспитателя;

• рассказ ребенка по вопросам педагога;

• показ ребенком способов изображения;

• показ в воздухе;

• показ сухой кистью на бумаге.

II часть: Ход

Цель: развивать и закреплять изобразительные навыки, творческие способности в процессе самостоятельной деятельности детей.

1. Минутка отдыха

• пальчиковая гимнастика;

• физкультурная разминка;

• малоподвижная игра.

2. Самостоятельная деятельность детей

• самостоятельная деятельность детей проходит под музыкальное сопровождение, педагог оказывает индивидуальную помощь детям (используя словесные приемы, совместные действия, показ отдельным детям на материале воспитателя, в воздухе).

III часть: Заключительная

Цель: рассмотреть рисунки, проанализировать, оценить работы с помощью педагога.

1. Оценка:

• от имени игрушки;

• связь с игровой ситуацией;

• в 1 половину года хвалим всех, во 2 половину года – индивидуальная оценка;

• похвала за аккуратность;

• составление единой композиции;

• выставка детских рисунков.

II. Планируемые результаты освоения программы

В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения изобразительными навыками и умениями.

По итогам обучения дети будут знать:

- основные цвета и оттенки;

- геометрические формы предметов.

Будут уметь:

- рисовать способом «примакивания», способом «тычка» щетинистой кистью;

- рисовать прямые, волнистые линии, штрихи;

- рисовать предметы разной формы, комбинируя разные формы и линии;

- правильно пользоваться кистью, краской, водой, салфеткой.

Использование в педагогическом процессе оценки индивидуального развития детей позволяет решить выявленные проблемы, поскольку предполагает:

- постоянный сбор информации об объектах контроля, выполнение функций слежения;

- изучения объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;

- компактность, минимальность измерительных процедур и их включение в педагогический процесс.

III. Оценочные материалы к программе

Навыки сформированы - эмоционально откликается на интересные выразительные образы, радуется красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам (есть предпочтенья); видит некоторые эстетические проявления, средства выразительности, чувствует эмоциональную выразительность форм, линий, цвета;

внимательно рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации; различает и называет основные цвета, некоторые оттенки, формы, проявления величины, пространственные отношения; освоил некоторые изобразительно-выразительные и технические умения, способы создания изображения (предметные, сюжетные, декоративные) на основе линий, штрихов, пятен, простых форм; передает сходство с реальными предметами, обогащает образ выразительными деталями;

Стадия становления – ребенок справляется с поставленными задачами, но иногда требуется помощь или напоминание педагога;

Навыки не сформированы – ребенок не проявляет активности и интереса к изобразительному искусству; не испытывает желания отразить свои впечатления в изобразительной деятельности; не выражает свое отношение к процессу и результату.

Критерии оценки владения детьми художественной деятельностью и

развития их творчества

Анализ продукта деятельности

1. Форма.

3 балла - передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются;

2 балла - есть незначительные искажения;

1 балл - искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены не верно.

2. Композиция.

3 балла - расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

2 балла - на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;

1 балл - композиция не продуманна, носит случайный характер, пропорциональность предметов передана не верно.

Анализ процесса деятельности

1. Изобразительные навыки.

3 балла - легко усваивает новые техники, владеет навыками действия с зобразительными материалами;

2 балла - испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами;

1 балл - рисует однотипно, материал использует неосознанно.

2. Технические навыки.

3 балла – правильно держит кисть, пользуется гуашью, промывает кисть, пользуется салфеткой;

2 балла - испытывает трудности, но самостоятельно пытается выполнить.

1 балл – выполняет действия с напоминания педагога.

3. Регуляция деятельности.

3 балла - адекватно реагирует на замечания взрослого, критично оценивает свою работу;

2 балла - эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при

самооценке (завышена, занижена);

1 балл - безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует.

4. Уровень самостоятельности, творчества.

3 балла - выполняет задания самостоятельно;

2 балла - требуется изначальная помощь, с вопросами обращается редко;

1 балл - необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны

педагога.

Шкала уровней:

- 0-8 –навыки не сформированы;

-9-16-стадия становления;

-17-21- навыки сформированы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по сенсорному развитию детей раннего возраста «Цветные ладошки»Дидактическая игра по сенсорному развитию детей раннего возраста «Цветные ладошки» Цель дидактической игры: способствовать успешному освоению сенсорных эталонов и сенсорному развитию детей раннего возраста. Задачи:.

Фотоотчет «Цветные ладошки»Фотоотчет «Цветные ладошки» Художественное творчество в группе «Ягодка» на тему: «Цветные ладошки» А Вы знаете, что у каждого малыша волшебные ладошки! Ими можно чудесно.

Программа дополнительного образования по развитию мелкой и общей моторики у детей от 2 лет до 4 лет «Детские ладошки» Программа дополнительного образования по развитию мелкой и общеймоторики у детей от 2 лет до 4 лет «Детские ладошки» г. Москва Содержание.

«Цветочки для моего защитника». Конспект по кружковой работе в группе раннего возраста «Цветные ладошки» Цель: Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство, окрашивать ее краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять.

«Улитка». Конспект занятия по кружковой деятельности «Цветные ладошки» в группе детей раннего возраста Программное содержание: Вызвать у детей эмоциональный отклик, желание помочь. Поддерживать речевую активность. Учить детей рисовать слитные.

Конспекты к кружку «Цветные ладошки» в первой младшей группе «Рыбки» печать от руки. Цель: развитие навыков рисования ладонью (пальчиковыми красками) Мотивация: игровая. Материал (рассчитан на 1.

План работы кружка «Цветные ладошки» на летний период времени для средней группы 2017 год Актуальность данной работы заключается в том, что в современном обществе развития творческих способностей детей стоит особенно.

Проект по нетрадиционному рисованию в младшей-разновозрастной группе «Цветные ладошки» Проект по нетрадиционному рисованию в младшей- разновозрастной группе «Цветные ладошки». Актуальность Изобразительная деятельность является.

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию «Цветные ладошки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 4 города Котово Волгоградской области ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ Педагогическим.

Рабочая программа кружковой работы в старшей группе «Цветные ладошки» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа «Цветные ладошки» (для детей 3–4 лет)
Опубликовано: 5 сентября 2017 в 11:29
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Цветные ладошки» (для детей 3–4 лет)» (включая файлы) размещена пользователем марина суровкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД