Получи документы

Проектная деятельность «Народные обычаи и традиции» для старшего дошкольного возраста

елена теплоухова
Проектная деятельность «Народные обычаи и традиции» для старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность. Старший дошкольный возраст.

"Народные обычаи и традиции. "

Подготовила воспитатель Теплоухова Е. А.

Цель: приобщение детей к культуре русского народа.

Задачи:

1. Формировать интерес к культуре и традициям русского народа.

Публикация «Проектная деятельность „Народные обычаи и традиции“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Расширять кругозор детей о старинной бытовой утвари.

3. Воспитывать у детей уважение и любовь к культуре речи

русского народа.

Итоговое мероприятие проекта – Фольклорное развлечение «Русские посиделки».

Актуальность проекта : данный проект направлен на формирование у детей интереса к культуре русского народа, к предметам домашнего обихода. Знакомство детей с устным народным творчеством : пословицами, поговорками, шутками- прибаутками, частушками.

Этапы проекта :

1. Подготовительный.

Накопление информации: рассматривание книг, журналов, иллюстраций с предметами домашнего обихода, с обычаями и традициями русского народа.

2. Основной: (реализация проекта) с детьми.

Чтение познавательной литературы по теме.

Разучивание пословиц, поговорок о труде.

Знакомство с предметами домашнего обихода.

Загадывание загадок.

Разучивание шуток-прибауток.

Создание мини- музея старинной бытовой утвари.

3. Заключительный: фольклорное развлечение «Русские посиделки»

Методы и приемы:

1. Чтение познавательной литературы.

2. Разучивание пословиц, поговорок о труде.

3. Рассматривание книг, иллюстраций с предметами быта русского народа.

4. Знакомство с предметами быта, утварью.

5. Разучивание русских народных подвижных игр.

6. Индивидуальная работа – разучивание шуток-прибауток с детьми.

Предварительная работа с родителями:

1. Подготовка костюмов для детей (фуражки с цветами для мальчиков, кокошники, фартуки, платки для девочек)

2. Самовар, пряники и баранки для чаепития.

3. Беседы родителей с детьми дома.

Сценарий развлечения "Русские посиделки"

(В зал входят дети-гости на посиделки одеты в элементы русского костюма, платки,кокошники, фартуки, фуражки, родители находятся в зале.)

Хозяюшка: Ой, сколько забот у хозяюшки,

Она и прибирает,

Она и угощает.

Она за все отвечает!

Ведь домом жить – обо всем тужить.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие,

Хорошему гостю, хозяин рад!

Ребенок 1:

-Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Ребенок 2:

- Много гостей - много новостей.

Хозяюшка:

Проходите, гости дорогие да усаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

«Давным – давно, в старину, темными зимними вечерами, собирались люди в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки - прибаутки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались «посиделками».

Давайте и мы сегодня поиграем в посиделки.

В нашей избе есть старинные предметы быта. Русские люди придумали про них загадки. Я вам сейчас их загадаю. (кто знает отгадку показывает предмет и называет)

1. Кто в избе рогат? /ухват/

2. Кривая собачка в печку глядит. /кочерга/

3. Сколько не мучь, не кипяти, а белее не сделаешь. /чугунок/

4. Стоит толстячок, блестящий бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит. /самовар/

5. В углу стоит, все лето спит, зимой есть запросит и собой согреет. /печь/

6. Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо. /самовар/

Хозяюшка: Засиделись мы с вами, пора и поиграть.

Русская народная игра «Гори-гори ясно, чтобы не погасло»(3-4р)

Хозяюшка: Русские люди всегда отмечались своим, веселым нравом и шутками.

Словесная игра «Доскажи словечко»

Хозяйка: Как у нашего соседа

Весела была беседа,

А у нас на весь двор

Еще лучше разговор:

- Утки

Дети : В дудки!

Хозяйка: Кошки

Дети: В ложки!

Хозяйка: Тараканы

Дети: В барабаны!

Хозяйка: Чайки

Дети: В балалайки!

Хозяйка: Кукушки

Дети: В колотушки!

Хозяйка: А веселые скворцы

Дети: Заиграли в бубенцы!

Играют, играют,

Всех потешают!

Дети читают шутки – прибаутки:

1-й ребенок: А я умница, я разумница,

Про то знает вся улица.

Петух да курица,

Мой друг Ермошка

Да я немножко!

2-й ребенок: Я иду, иду, иду,

Самовар в руках несу,

Прибауточку пою:

Ой, чай, крепкий чай

Пейте чай -чаечек,

Чтобы радость приносил

Каждый день денечек!

Хозяюшка: Издавна русский народ славился трудолюбием. Об этом и в пословицах говорится. Вот какую я знаю «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». А вы ребята какие поговорки о трудолюбии знаете?

Дети: 1. Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

2. Сделал дело – гуляй смело.

3. Скучен день до вечера – коли делать нечего.

4. Рабочие руки – не знают скуки.

5. Разговорами кашу не сваришь.

Хозяюшка: И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька – коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.

Ну – ка, девицы – рукодельницы, выходите,

Свое уменье покажите!

Игра «Смотай нитку в клубок»

Хозяюшка: Гости дорогие не пора ли поплясать?

Мальчик: Как без дудки, вот беда,

Ходят ноги не туда,

А как дудочку почуют-

Сами ноженьки танцуют!

Хозяюшка: Что вы, гости, тут сидите?

Аль плясать вы не хотите?

В круг скорее становитесь,

Крепче за руки беритесь!

Русский народный танец «Калинка-малинка»

- А сейчас сядем рядком, да поговорим ладком. Есть у меня и музыкальные загадки.

Музыкальные загадки:

-Морщинистый Тит

Всю деревню веселит!

Что это за Тит?

Дети: Гармошка

Хозяйка: А вот моя вторая загадка

-Деревянная девчонка

Петь умеет звонко- звонко.

А ну-ка, угадай- ка, что это?

Дети: Балалайка

-Какими инструментами можно щи хлебать?

Дети: Ложками!

самая-самая трудная загадка, слушайте:

-Срезали ветки острыми ножами,

Запела каждая семью голосами.

Что же за инструмент получился?

Дети: Дудочка.

Хозяюшка:

- Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем при народе

Игра с колокольчиками «Котик….»

Поиграем в игру «Колечко».

Хозяюшка:

-Ребята посиделки всегда проходили весело, русские люди очень любили шутить и петь частушки.

Частушки.

Девочка: Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети: Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха!

Девочка: На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети: Чепуха, чепуха…

Девочка : На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз,

Что не лезет в брюхо!

Дети: Чепуха, чепуха…

Девочка: На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети: Чепуха, чепуха…

девочки: Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка: Спасибо, девочки, за частушки потешные!

Где песня льется,

Там легче живется!

Русские люди всегда были гостеприимны. Любили встречать гостей угощать их разными кушаньями.

-Самовар уже пыхтит,

Мне на ушко говорит:

Пора к столу приглашать,

Гостей чаем угощать!

Что есть в печи, на стол мечи.

Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба - соли, гости дорогие!

Приглашаем родителей и детей почаевничать

Приложение

Русские народные игры.

Игра «Ручеек»

Правило: играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.

Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Игра «Гори-гори ясно» («Горелки»)

Гори-гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят.

Правило: дети берутся за руки, образуя пары. Пары стоят одна за другой "ручейком".

Впереди "ручейка", в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках. По окончании песни дети, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль "ручейка".

Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок. Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и не успевший выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке. Игра продолжается со следующей парой детей.

Игра «Колечко-колечко»

Правило: все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Все держат ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал.

Игра «Золотые ворота»

Золотые ворота

Проходите, господа,

Первой мать пройдет

Всех детей проведет

Первый раз прощается

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

Правило: трое - четверо детей стоят в кругу с поднятыми руками, условно являясь "воротами".

Другая часть детей выстраиваются в "цепочку" под песню. Впереди стоящий в цепочке водит их в "ворота", Как песня заканчивается "ворота" опускают вниз руке и те, кто оказался пойманными в кругу, присоединяются к "воротам". Снова поют песню и оставшиеся дети в "цепочке" проделывают то же самое. Играют до тех пор, пока не останется трое - четверо играющих, которые по желанию становятся "воротами", а стоящие в "воротах" начинают ходить "цепочкой". Игра в этом случае продолжается.

«Молчанка»

Правило: ребё нок говорит: «По полу молчанка, по лавкам две. Молчите все!»

С последними словами все закрывают рот и даже для верности зажимают его рукой. Но как всегда, когда нельзя, особенно хочется смеяться. Очень быстро кто-нибудь нарушает запрет. Проигравшего подвергают «наказанию» : он пляшет, поёт, лезет под стол и т. д.

Игра «Шило»

Правило: взрослый старается попасть своим пальцем в вытянутый указательный пальчик ребё нка и при этом приговаривает: «Шило, шило, проскочило». С последним словом палец взрослого намеренно соскальзывает, упирается в грудь ребёнка и щекочет его. Иногда взрослый охватывает палец ребёнка, говоря: «Ой, горячо!»

Игра «Мышка»

Мышка, мышка, серая кубышка,

Продай теремок, продай невысок!

Раз, два, три — купи!

Правило: играющие сидят на стульях, которые поставлены по кругу. «Мышка» бегает вокруг играющих. После слов «Раз, два, три — купи!» играющие пересаживаются на соседний стульчик, а «мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот — «мышка».

Игра «Десять внучат»

У нашей бабушки десять внучат:

2 Акульки – в люльке качаются.

2 Аленки – в пеленке валяются.

2 Аришки – на перинках удивляются.

2 Ивана – на лавках сидят.

2 Степана – учиться хотят.

10 внуков – а бабушка одна!

Публикации по теме:

НОД для старшего дошкольного возраста «Русские народные костюмы и украшения — всему миру на удивление» НОД для старшего дошкольного возраста (в рамках долгосрочной проектной деятельности) «Русские народные костюмы и украшения – всему миру.

Конспект беседы «Народные традиции. Татьянин день» для старшего дошкольного возраста Татьянин день- народные традиции 25 января,замечательный праздник - Татьянин день! И как любой другой праздник,Татьянин день,тоже имеет.

Дидактическая настольно-печатная игра «Математические пазлы «Народные промыслы» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая настольно-печатная игра «Математические пазлы «Народные промыслы» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая, настольно-печатная игра "Математические пазлы: Народные промыслы" для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Развитие.

Консультация «Традиции и обычаи казаков» Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются.

Материал для бесед с детьми «Праздник «Сретение»: обычаи, традиции, народные приметы»Материал для бесед с детьми «Праздник «Сретение»: обычаи, традиции, народные приметы» Актуальность Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания зачастую утрачивается историческая преемственность.

Материал для беседы с детьми «Всё о празднике «Сороки»: обычаи, традиции, песенки-заклички, народные приметы»Материал для беседы с детьми «Всё о празднике «Сороки»: обычаи, традиции, песенки-заклички, народные приметы» Актуальность Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания зачастую утрачивается историческая преемственность.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Программа саморазвития «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста» Принципы моей работы: - Любить ребенка таким, какой он есть! - Принцип индивидуализации. Использовать личностно – ориентированный подход.

Материал для бесед с детьми «Все о Пасхе: обычаи, традиции, стихи, народные приметы»Материал для бесед с детьми «Все о Пасхе: обычаи, традиции, стихи, народные приметы» КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ПАСХЕ. Дети готовятся к празднику светлого воскресенья вместе с родителями: красят яйца, расписывают их, пекут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность «Народные обычаи и традиции» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 сентября 2020 в 18:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность «Народные обычаи и традиции» для старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем елена теплоухова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД