МААМ-картинки

Проект по музейной педагогике «Воспитание, лишенное корней, бессильно»

Галина Ухарева
Проект по музейной педагогике «Воспитание, лишенное корней, бессильно»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Воздвиженский детский сад «Звездочка» группа №3

ПРОЕКТ

«Воспитание - лишенное народных корней бессильно»

Воспитатель : Ухарева Галина Вячеславовна

с. Староустье 2018-2019 год

Краткая аннотация проекта

Музей - какое слово емкое!

От пирамид до черепков.

Хранят музеи для потомков

Свидетельства иных эпох.

Давайте же гореть не тлея,

Публикация «Проект по музейной педагогике „Воспитание, лишенное корней, бессильно“» размещена в разделах

Чтоб даже через сотни лет

В музеях сберегли потомки

Эпохи нашей яркий след.

Проект направлен на реализацию задач подготовки дошкольников к взрослой жизни через игру с помощью музейных средств. Детям предоставляется уникальная возможность приобщения к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности.

В ходе совместной работы дошкольники познакомятся с историей возникновения музеев, видами музеев, правилами поведения в музее; научатся понимать и различать такие понятия экспонат, экспозиция, запасник, экскурсовод и др. ; овладеют навыками поисково-собирательской, оформительской, экскурсионной деятельности. Сформированные умения и навыки помогут воспитанникам совместно с взрослыми создать мини-музей в ДОУ.

Проект привлекает внимание детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии, а родители становятся не пассивными наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.

Гипотеза: формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Тип проекта : информационно-практико-ориентированный

По количеству участников: коллективный (дети 5-7 лет)

Участники проекта : воспитатели, дети, родители, сотрудник краеведческого музея.

По продолжительности: долгосрочный (1 год)

Форма представления: презентация.

Проблема: Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Исходя из опыта, возникла необходимость создания системы работы по проблеме сотрудничества музея, детского сада с родителями воспитанников через реализацию проекта «Воспитание - лишенное народных корней бессильно»

,

Актуальность

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание, только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны - прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах.

Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Основной целью музейной педагогики является : приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Мини-музеи в детском саду являются одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Помогают решать проблему социализации подрастающего поколения, способствуют полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.

В ходе совместной работы дошкольники познакомятся с историей возникновения музеев, видами музеев, правилами поведения в музее; овладеют навыками поисково-собирательской, оформительской, экскурсионной деятельности.

Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку.

В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.

Ожидаемые результаты:

1. Создание мини-музея.

2. Появление интереса к музейной культуре.

3. Развитие познавательно-исследовательских способностей детей.

4. Развитие личностных качеств дошкольников.

5. Повышение музейной культуры родителей.

6. Активное участие родителей в создании мини-музея и оформлении выставок в музее детского сада.

Цель проекта : Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию; воспитание гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.

Задачи:

- создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством;

- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;

- развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству,

к русским народным подвижным играм;

- воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и

преображение богатого опыта русских традиций;

- воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа

Формы образовательной работы с детьми:

- Организованные занятия.

- Совместная деятельность.

- Народные игры.

- Праздники и развлечения.

- Наблюдения в быту и природе.

- Организация конкурсов рисунков и поделок.

- Посещение тематических выставок и музейных занятий в краеведческом музее.

- Просмотр презентаций, слушание музыки.

Этапы реализации проекта

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность педагога с детьми Взаимодействие с родителями

1-подготовительный 1. Изучение методической литературы по данному направлению.

2. Определение цели и задач проекта.

3. Составление перспективного плана мероприятий совместно с администрацией краеведческого музея.

1. Мониторинг знаний детей.

2. Экскурсия в краеведческий музей – «Здравствуй, музей».

3. Создание картотеки хороводных и подвижных народных игр.

4. Подбор произведений фольклора. 1. Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции русского

народа».

2. Анкетирование родителей.

3. Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций по теме проекта.

2 - практический 1. Разработка конспектов НОД.

2. Написание сценариев развлечений - «Как самовар к нам на стол попал», «Пух-пух, разгорелся наш утюг»

3. Создание картотеки хороводных и подвижных народных игр.

4. Подбор произведений фольклора.

5. Подбор презентаций о русских народных праздниках, быте и народных промыслах на Руси. Познавательное

развитие:

- НОД «История

русского быта», «Русская изба», «Обычаи и традиции на Руси», «Дело мастера боится», «История русского народного костюма».

- Просмотр презентаций

«Русская изба», «Масленица», «Пасха».

- Музейные занятия : «Музейный предмет расскажет», «Урожай собирай», «Как сарафан с рубахой подружился», «Пасхальные традиции и забавы», «Весна-красна на двор пришла».

Социально-коммуникативное

развитие:

-НОД: «Посиделки в русской горнице».

-Просмотр презентации «Труд крестьян».

-Трудовая деятельность:

изготовление атрибутов для праздников, игр.

Речевое развитие:

-«Вечер загадок»

(загадки о предметах

быта)

- Чтение пословиц,

поговорок, русских народных сказок.

-Библиотека – Акция «Читаем фольклор»

-Музейные занятия :

Сказки из сундука – «Сказка про то, как из зернышка каравай выпекли», «Как весна зиму поборола».

Художественно-эстетическое развитие:

НОД «Народные промыслы».

-Просмотр презентации «Народные промыслы».

Аппликация «Укрась полотенце», «Пасхальное яйцо».

-Рисование «Роспись ложки» (хохлома)

-Участие в конкурсе «

-Музейный досуг «Посиделки в русской горнице»

- Слушание русских народных песен.

Физическое развитие:

-Спортивное развлечение «Масленица».

-Народные подвижные игры: «Заря-заряница», «Жаворонки», «Ручеек», «Две птички летели»,. «У дядюшки Трифона» и др.

Консультации для родителей:

- «Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало», «Что такое мини – музей

- Выпуск для родителей папки-

передвижки «Традиции русского

народа».

- Сбор предметов старины для мини-музея в ДОУ.

3 -заключительный Обобщение опыта работы. Педагогический мониторинг.

Открытие мини-музея «Вишенка» (экспозиция «Встреча со стариной») Презентация проекта Награждение грамотами самых активных родителей

Результативность на начало проекта :

-Дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны

соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в

частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и

ценность каждой из народных культур.

- У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего

народа и интерес к народным праздникам.

-Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации,

изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко

проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих

личной значимости.

- Небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни,

закличку, вспомнить считалку или назвать праздник.

Вывод: Подводя итоги, своего опроса мы убедились в том, что на некоторые вопросы дети не смогли ответить, а на некоторые отвечали с трудом. Мы пришли к выводу, что работа в данном направлении должна быть планомерной и систематической

Результаты анкетирования на окончание проекта

-дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со

сверстниками и взрослыми.

-у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в

ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.

- у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего

народа и интерес к народным праздникам.

-дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным

фольклором.

- у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети

интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним

отношение, были ими пережиты.

-Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре,

деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.

Заключение:

В заключении хочется сказать, что во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не зря старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Создание музея в детском саду позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. Особенность состоит в том, что образование детей в рамках музея доступно, вариативно, деятельность с экспонатами является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно.

Основой организации работы в музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому. Музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.

Перспективы работы:

Продолжение сотрудничества с краеведческим музеем села.

Создание новых экспозиций в мини-музее ДОУ.

Литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.

2. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду. - М. : «Линнка-Пресс», 2008.

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Музей в детском саду : беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред.

Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной – М. : ТЦ Сфера, 2011.

5. Попова Т. А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской

народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М. : МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010

6. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М. :

ТЦ Сфера, 2011.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Детские писатели и поэты России. Корней Иванович Чуковский» Конспект занятия на тему: "Детские писатели и поэты России". Воспитатель: Здравствуйте,дети. -Дети отвечают. Здравствуйте. Воспитатель: Сегодня.

Фотоотчёт по музейной педагогике «Русский быт»Фотоотчёт по музейной педагогике «Русский быт» Интерес к истории и традициям русского народа неиссякаем. Народная мудрость гласит: «Кто не знает своего прошлого, не знает ничего». Поэтому.

Конспект НОД по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музейной деятельности»Конспект НОД по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музейной деятельности» Тема: Игра для Буратино Цель: духовно-нравственное развитие ребёнка в процессе всестороннего развития. Задачи: - Познакомить детей с историей.

Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике К нетрадиционным методам, применяемым в коррекционной и лечебной педагогике относятся фитотерапия, аромотерапия, музыкотерапия, хромо- и.

НООД по речевому развитию «Корней Иванович Чуковский и его сказки» для детей подготовительной к школе группы Программное содержание Образовательные задачи: вспомнить с детьми названия и содержания произведений К. И. Чуковского, с которыми.

Инновационные технологии в общей и специальной педагогике Понятие «инновационные технологии» в общей и специальной педагогике. В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с русской народной сказкой Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с русской народной сказкой» Как говорил великий.

Роль методики Монтессори в специальной педагогике Анализ педагогической системы Монтессори и многолетний зарубежный опыт показывают, что по многим своим педагогическим условиям Монтессори-педагогика.

Конспект занятия по музейной педагогике «В гостях у Кузи» для детей 4–5 лет Конспект занятия по музейной педагогике «В гостях у Кузи» (4-5 лет). Цель: Развитие представлений детей об устройстве русской избы. Задачи:.

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики. «Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по музейной педагогике «Воспитание, лишенное корней, бессильно»
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 21:53
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по музейной педагогике «Воспитание, лишенное корней, бессильно»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ухарева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД