МААМ-картинки

Проект «Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения»

Елена Напалкова
Проект «Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения»

Проект

Тема: Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения

Участники проекта: Учитель-дефектолог, воспитатели, воспитанники группы, родители.

Тип проекта: Практико – ориентированный.

Срок реализации: Долгосрочный (сентябрь – май)

Актуальность проекта:

Публикация «Проект „Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения“» размещена в разделах

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. д.

Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования восприятия у детей.

Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. При амблиопии и косоглазии за счет снижения остроты видения, нарушения бинокулярного зрения, поля взора глазодвигательных и других функций анализирующее восприятие приобретает черты замедленности, фрагментарности, многоэтапности. Монокулярный характер зрения осложняет формирование представлений об объеме, величине предметов, о расстоянии. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с нарушениями зрения, затрудняют знакомство с окружающим миром. Трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т. е. дети должны овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями зрения.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику. Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к школьному обучению.

Наиболее успешно развитие сенсомоторной сферы осуществляется в играх и упражнениях. Игра может повсеместно применяться в разных видах деятельности воспитателем и родителями дома и при систематической организации с детьми данных игр значительно повышается уровень развития сенсомоторики у детей.

Проблема: Недостаточно эффективно используются игры и упражнения для развития сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения

Причины:

1. Педагоги ДОУ не используют в полной мере в деятельности игры и упражнения для развития сенсомоторных процессов у детей с нарушением зрения

2. Недостаточно создано условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов; обогащения сенсорного опыта детей с нарушениями зрения с учётом их индивидуальных психофизических особенностей.

3. Недостаточное понимание родителями значения развития сенсомоторики у детей с нарушением зрения

Цель: Эффективное использование игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения

Задачи:

1. Мотивировать педагогов к использованию в разных видах деятельности игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов у детей с нарушением зрения

2. Создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторных процессов; обогащения сенсорного опыта детей с нарушениями зрения с учётом их индивидуальных психофизических особенностей.

3. Развивать компетентность родителей в вопросах значения развития сенсомоторики у детей с нарушением зрения

Мероприятия:

I.

Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования

Консультировать педагогов «Игры и упражнения по развитию сенсомоторной сферы детей с нарушениями зрения»

Дать рекомендации для воспитателей «Как и зачем развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию у дошкольника»

Планировать совместную коррекционную работу с педагогами по использованию игр и упражнений по развитию сенсомоторной сферы в процессе индивидуальной работы с детьми и режимных моментах

В результате проведения педагогической диагностики определить уровень развития сенсомоторных процессов у детей.

II

Изучить коррекционно-развивающю среду в группе, влияющую на развитие сенсомоторной сферы у детей с нарушением зрения

Разработать рекомендации «Методы и приемы проведения коррекционной работы по сенсомоторному развитию»

Создать картотеку игр и упражнений по сенсомоторному развитию

III

Консультировать родителей по теме: «Сенсомоторное развитие детей с нарушением зрения»

Разработать практические рекомендации для родителей по использованию игр по развитию сенсомоторики в домашних условиях:

«Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения»

«Развитие тактильной чувствительности пальцев рук у детей с нарушением зрения» (игры и упражнения)

Организовать выставки игр и упражнений

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игр и упражнений

Продукт:

комплект методических рекомендаций для педагогов

картотека игр и упражнений по развитию сенсомоторной сферы у дошкольников с нарушениями зрения

копилка дидактических игр

комплект методических рекомендаций для родителей

Ожидаемый результат. Формирование многогранного полифункционального представления об окружающей действительности у детей с нарушением зрения на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств

Критерии эффективности:

повышение уровня развития зрительного восприятия;

овладение ориентировкой в окружающем пространстве;

повышение уровня развития слухового восприятия;

повышение уровня развития осязания и мелкой моторики;

повышение уровня развития зрительно-моторной координации.

Обследование уровня сформированности сенсомоторных процессов проводится в рамках Педагогической диагностики (мониторинга) по «Схеме обследования дошкольника с нарушенным зрением», предложенной дефектологами Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга г. Санкт-Петербурга (опубликована в методическом пособии «Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением», под ред. Л. М. Шипицыной, науч. рук. В. А. Феоктистова).

Условия сенсомоторного развития дошкольников с нарушениями зрения:

специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: сенсомоторные центры с различным дидактическими и игровыми пособиями; двигательно-игровое пространство

подбор пособий для организации поисково-практической, познавательной и коррекционной деятельности детей; пособий по развитию сенсорных навыков

использование наглядности, оборудования для занятий музыкой, и другими видами деятельности (продуктивной, познавательной)

создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Направления работы по сенсомоторному развитию:

Моторика и графомоторные навыки

Тактильно-двигательное восприятие»

Кинестетическое и кинетическое развитие

Восприятие формы, величины, цвета

Зрительное восприятие

Слуховое восприятие

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств

Восприятие пространственных отношений

Восприятие временных отношений

В соответствии с направлениями работы подобрана картотека игр и упражнений по разделам.

Система работы

Игры, направленные на развитие сенсомоторной сферы у детей организуются:

В совместной деятельности с воспитателем

В самостоятельных играх со сверстниками

В коррекционной деятельности с тифлопедагогом

На занятиях с музыкальным руководителем

На занятиях по физическому развитию

В совместной деятельности с родителями

Вывод: Целенаправленная работа и создание оптимальных условий по использованию игр и упражнений для развития сенсомоторной сферы детей с нарушением зрения позволит сформировать у детей знания о сенсорных эталонах — определенных системах, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др., и научит использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. В играх по формированию сенсомоторных процессов создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт. Обучение происходит в процессе игр и упражнений легко и непринужденно.

Список литературы

1. Агаева Е. Л., Брофман В. В., Булычёва А. И. и др. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М. Просвещение, 1991.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. – М, - 2008

3. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – 2-е изд., дораб. – М. : Школьная Пресса, 2007

4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Beнгеpa.- М. : Просвещение, 1978.

5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М. : Просвещение, 2009

6. Мясникова Л. В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. - Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006.

7. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Калуга: издательство «Адель», 1998;

8. Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. - М. : ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006.

9. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М. : РАОИКП, 1999

10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : Просвещение, 1997. – С. 3-158.

11. Рудакова Л. А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. - М., 1995.

12. Ремезова Л. А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. - Тольятти. 2002.

13. Сиротюк А. Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М., 2005.

14. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. / Под науч. ред. Л. М. Шипициной. – СПб. : Образование, 1995

Публикации по теме:

Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве. Формирование ориентировки.

Игра «Домино «Найди пару» для детей 4–6 лет с нарушением зренияИгра «Домино «Найди пару» для детей 4–6 лет с нарушением зрения Домино "НАЙДИ ПАРУ" для детей 4-6 лет. Цель: развитие зрительного восприятия детей. Задачи: - развивать умение детей узнавать предметы,.

Игры с лупой для детей с нарушением зрения Игры с лупой для детей с нарушением зрения. Увеличительное стекло лупы позволяет компенсировать зрительные возможности детей с патологией.

Консультация для воспитателей «Драматизация художественных произведений и развитие речи детей с нарушением зрения» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее Идет развитие духовного мира.

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения» Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения с использованием занимательного математического.

Нетрадиционное рисование как средство коррекционной работы для детей с нарушением зрения. Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период.

Проект «Я здоровым быть хочу!» Развитие мелкой моторики рук и координации движений у детей с нарушением ОДА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2» Проект Тема: «Я здоровым быть хочу!».

Развитие бытовых навыков у детей с нарушением зрения Развитие бытовых навыков у детей с нарушением зрения Актуальность проблемы формирования и развития бытовых навыков у детей с нарушением.

Развитие математических представлений о геометрических фигурах у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр Актуальность Первые элементарные математические представления у ребенка могут сформироваться только под влиянием взрослого. Чаще всего.

Развитие тактильных ощущений у детей с нарушением зрения посредством дидактического пособия «Волшебный песочек» Развитие тактильных ощущений у детей с нарушением зрения с использованием "ВОЛШЕБНОГО ПЕСОЧКА" Цикл коррекционных занятий, направлен на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения»
Опубликовано: 24 апреля 2016 в 11:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Напалкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД