Лучший педагог года

Проект «Сказка из оригами»

Екатерина Коротких
Проект «Сказка из оригами»

Любая система дошкольного воспитания и обучения ориентирована на подготовку ребенка к школе. Уровень развития мелкой моторики является важным, в том числе и интеллектуальным показателем готовности ребенка к переходу на следующий этап его обучения. Навыки мелкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и, тем самым, позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет. Дети с нарушенным зрением особенно нуждаются в обучении предметно-практическим действиям в пространстве, словесным обозначениям осваиваемых пространственных признаков, приемам осязательного восприятия объектов.

Публикация «Проект „Сказка из оригами“» размещена в разделах

Бумага является универсальным и наиболее доступным материалом, который широко применяется в занятиях с детьми, такими как рисование, аппликации, художественное конструирование. Одним из эффективных и увлекательных способов развития мелкой моторики можно считать оригами. В процессе деятельности дети учатся действовать с материалами и инструментами ножницами, бумагой, карандашами, фломастерами и др.

Помимо развития мелкой моторики, у детей также укрепляются общеучебные навыки, волевые качества, художественный вкус.

Поэтому проект психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на тему «Сказка из оригами» является актуальным.

Целью проекта является создание условий для развития мелкой моторики детей с нарушениями зрения посредством творчества для более легкого перехода на следующую ступень образования.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

1. Образовательные:

• знакомство с основными геометрическими понятиями (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, угол, сторона, диагональ);

• знакомство с основными пространственными понятиями (верхний, нижний, право, лево, направление от себя, к себе, сверху вниз, справа налево);

• расширение предметных представлений новыми образами;

2. Развивающие:

• развитие мелкой моторики;

• развитие практических умений и навыков;

• обучение организации собственной деятельности;

• развитие умения следовать устным инструкциям;

• развитие самоконтроля и саморегуляции движений руки под контролем зрения;

• стимулирование развития памяти, внимания, объяснительной речи и коммуникативных способностей

• развитие умения читать чертежи и представлять по ним изделия;

3. Воспитательные:

• формирование нравственных качеств личности, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

Общий замысел проекта

Общий замысел проекта «Сказка из оригами» заключается в создании ряда занятий, где дети с нарушениями зрения смогут развивать мелкую моторику и чувство прекрасного посредством складывания фигурок из бумаги.

Основной идеей проекта является развитие осязательного восприятия и моторики детей с нарушениями зрения, как в целях подготовки к школе, так и для развития в целом.

Результатом проекта является создание моделей, с помощью которых будет осуществляться инсценировка произведений.

Новизна пути решения проблемы заключается в творческом подходе к проблеме обучения предметно-практическим действиям в пространстве и приемам осязательного восприятия объектов детей с нарушениями зрения.

Деятельность по реализации проекта

Формы организации занятий: работа поводится индивидуально.

Основные методы:

1 информационно-рецептивный (обследование, наблюдение, демонстрация наглядных пособий);

2 репродуктивный метод (закрепление навыков и приёмов, приобретённых ранее);

3 продуктивный метод (самостоятельное выполнение работы)

4 эвристический метод, побуждающих детей к самостоятельным действиям, к творчеству.

Приемы: зрительная и пальчиковая гимнастика; взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (театрализованной, сюжетно-ролевой, творческой, музыкой, рисованием, математикой); демонстрация складывания; использование пооперационной карты; демонстрация образца.

Проект «Сказка из оригами» можно разделить на несколько этапов:

1 Непосредственная разработка проекта.

2 Подготовка наглядного материала: образцов, пооперационных карт и т. д.

3 Вовлечение дошкольников: подведение детей к цели проекта, т. к. так как сами дети этого в полной мере сделать еще не могут, выяснение их интересов исходя из заданной цели.

4 Развитие мелкой моторики и освоение базовых приемов складывания бумаги.

5 Основное событие – инсценировка произведения.

6 Подведение итогов.

Ресурсное обеспечение

Кадровое обеспечение проекта: педагог-дефектолог, воспитатель.

Оборудование и материалы, необходимые для проведения занятий:

1. методические разработки занятий

2. бумага цветная

3. ножницы

4. клей

5. рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами

6. кисти

7. фломастеры/карандаши

Конспекты конкретных мероприятий в рамках реализации проекта

Общий план занятия:

1 Введение в новую тему: загадки, стихи, раскрывающие тему деятельности; общение с ребенком, постановка цели.

2 Физкультминутка для снятия напряжения мышц:

Медвежонок-топ-топ (Дети сначала топают правой ногой, затем левой)

А ежонок- хлоп- хлоп (Хлопают обеими руками)

А волчонок- щелк-щелк (Щелкают сначала правой рукой, затем левой)

А зайчонок- скок- скок (Прыжок вправо, затем влево)

А лисенок- шмыг- шмыг (Шаркнуть сначала правой ногой, затем левой)

А лосенок- брык- брык («Брыкнуть правой ногой, затем левой)

А рысенок- прыг- прыг (Прыгнуть на правую, затем на левую ногу)

И бельчонок- прыг- прыг.

3 Повторение пройденного: повторение названия базовых форм, которые понадобятся для занятия; повторение действий прошлой встречи; повторение правил пользования ножницами, клеем:

• Пользуйся ножницами с закругленными концами.

• При работе внимательно следи за направлением реза.

• Не держи ножницы лезвиями вверх.

• Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.

• Не режь ножницами на ходу.

• Не подходи к товарищу во время работы.

• Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

• Клей выдавливать маленькими порциями.

• Пользоваться салфеткой и кисточкой.

• При попадании в глаза или на одежду смыть большим количеством воды.

• Во время работы нужно класть кисть на горизонтальную подставку, а после работы – промыть водой и протереть.

• Фигуры намазывают клеем на подстилке – картоне, газете, салфетке.

4 Пальчиковая гимнастика для снятия напряжения мышц кистей и пальцев:

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять, (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

1,2,3,4,5 (загибаем пальчики от большого к мизинцу)

Были в поле и лесу (перекрещиваем руки в запястьях и растопыриваем пальчики в разные стороны.)

Видели они лису (над головой делаем острые «ушки» как у лисички.)

Пальчики пришли домой (шагаем пальчиками по столу)

Пальчик потерялся: ой! (указательным пальчиком одной руки прижимаем большой пальчик другой руки).

5 Практическая часть: рассматривание образца, его анализ; показ процесса изготовления поделки (работа по пооперационной карте); текстовой план; самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, пооперационной карте, по готовому образцу.

6 Оформление, отделка игрушки.

Заяц из бумаги

1. Введение в новую тему

Отгадай, что это за лесной зверек?

Грызун трусишка, хвост коротышка,

Глаза с косинкой, ушки вдоль спинки,

Одежда в два цвета: на зиму и на лето. (Заяц)

Ребенок рассматривает картину с изображением зайца. Предлагаем ребёнку рассказать, что он знает про зайца.

Заяц – маленький, трусливый, тело покрыто тёплой шерстью, у зайца длинные уши и быстрые ноги, маленький короткий хвост. Заяц питается корой деревьев, травой, любит морковку.

2. Физкультминутка

3. Повторение

О трусливом зайчишке придумано много сказок: «Теремок», «Зайкина избушка», «Рукавичка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Колобок».

Давай сделаем зайчика из бумаги сами, но сначала повторим правила пользования ножницами и клеем.

Основой для нашего зайчика будет квадрат. Что это за фигура? А какие фигуры ты еще знаешь?

4. Пальчиковая гимнастика

5-6. Практическая часть – Создание зайца в технике оригами

Предлагаем рассмотреть готовый образец зайца.

Сегодня мы с тобой будем делать зайчика, используя квадратный лист белого цвета.

Проговариваем, показывая по пооперационной карте:

1. Возьмите лист;

2. Положи его углом наискосок;

3. Сложи два угла внутрь к середине;

4. Сделай надрез ножницами;

5. Верхние кусочки будут ушками. Отогни их наверх;

6. Нижнюю часть загни внутрь треугольника, сзади также получается треугольник;

7. Разверни заднюю часть и загни треугольник внутрь;

8. Нарисуй получившемуся зайчику глаза и мордочку.

Ворона из бумаги

1. Введение в новую тему

Отгадай, про какую птицу эта загадка?

Хочет с детства эта птица

Стать известною певицей.

День и ночь неугомонно

«Кар–кар–кар!» – поёт… (Ворона)

Ребенок рассматривает картину с изображением вороны. Предлагаем ребёнку рассказать, что он знает про ворону.

Ворона – это крупная птица. Тело у нее серого цвета, а вот голова, крылья и хвост – черные, с металлическим отливом. В питании вороны не привередливы. Они могут употреблять и животную и растительную пищу.

Вороны – умные и находчивые птицы. Часто можно видеть, как ворона деловито размачивает в луже слишком сухие кусочки пищи, найденные на городских улицах.

2. Физкультминутка

3. Повторение

О вороне придумано много рассказов и басен:

«Ворона и лисица», «Ворона и жаворонок», «Ворона и рак», «Яблоко», «Птичий язык».

Давай сделаем зайчика из бумаги сами, но сначала повторим правила пользования ножницами и клеем.

Кого мы делали в прошлый раз? Какие фигуры мы использовали?

4. Пальчиковая гимнастика

5-6. Практическая часть – Создание вороны в технике оригами

Предлагаем рассмотреть готовый образец вороны.

Сегодня мы с тобой будем делать ворону, используя квадратный лист черного цвета.

Проговариваем, показывая по пооперационной карте:

1. Сложить базовую форму «Воздушный змей». (Как придать листу такую форму);

2. Сложить к центральной линии стороны до нижнего угла;

3. Разрезать до середины по сгибу по обеим сторонам от нижнего угла;

4. Отогнуть получившиеся треугольники верхнего слоя в противоположные стороны – это ноги нашей птицы;

5. Согнуть поделку пополам;

6. Вогнуть внутрь верхний острый угол – получился клюв;

7. Нарисовать глаза, крылья, раскрасить поделку.

Белка из бумаги

1. Введение в новую тему

Отгадай, про какого лесного зверька эта загадка.

Небольшой у неё рост,

Но зато пушистый хвост.

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он

Шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал. (Белка)

Ребенок рассматривает картину с изображением белки. Предлагаем ребёнку рассказать, что он знает про белку.

Белочки настоящие трудяги. Все лето и осень они собирают шишки и желуди, сушат грибы. Всё что собрали и высушили прячут в дуплах. Белки меняют летнюю шубку на зимнюю с ярко-рыжей на серо-коричневую.

2. Физкультминутка

3. Повторение

О белочке написано много разных книг: «Бельчонок Тишка», «Теремок», «Хвосты», «Кто лучше прыгает».

Давай сделаем белочку из бумаги сами, но сначала повторим правила пользования ножницами и клеем.

Каких животных мы уже делали? Из каких фигур? А какие фигуры ты еще знаешь? Как сложить базовую форму «Воздушный змей» с помощью которой мы делали ворону?

4. Пальчиковая гимнастика

5-6. Практическая часть – Создание белки в технике оригами

Предлагаем рассмотреть готовый образец белки.

Сегодня мы с тобой будем делать белочку, используя квадратный лист оранжевого цвета.

Проговариваем, показывая по пооперационной карте:

1. Согнуть лист пополам: сверху вниз, затем справа налево. Раскрыть. Верхний и нижний край согнуть к середине;

2. Правую и левую сторону сложить к центру, а затем развернуть;

3. Загнуть по пунктирным линиям;

4. Раскрыть каждый угол;

5. Сплющить раздвинутые «карманы»;

6. Сделать сгиб слева по пунктиру. Получившиеся створки сложить под углом;

7. Согнуть заготовку «горой» пополам;

8. Сделать обратную складку справа;

9. Повернуть фигурку на 90° по часовой стрелке;

10. С помощью внешней обратной складки, опустить верхний угол;

11. Завести внутрь острый конец мордочки;

12. Подогнуть хвост;

13. Нарисовать глаза, нос, раскрасить поделку.

Собака из бумаги

1. Введение в новую тему

Отгадай, про кого эта загадка.

Ушки чуткие торчком,

Хвост, взлохмаченный крючком,

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу. (Собака)

Ребенок рассматривает картину с изображением собаки. Предлагаем ребёнку рассказать, что он знает про собаку.

Уже в течение нескольких веков собака – помощник и друг человека. Это и охранник, и пастух, и сыщик. Собака помогает охотнику и мчит нарты по указываемой дороге в снежных пустынях.

Собаки помогают людям, потерявшим зрение. Огромные и крохотные, ласковые и не очень, они каждый день, без выходных, несут свою службу.

2. Физкультминутка

3. Повторение

О собаках написано много разных книг: «Умная собачка Соня», «Бобик в гостях у Барбоса», «Дядя Федор».

Давай сделаем собаку из бумаги сами, но сначала повторим правила пользования ножницами и клеем.

Каких животных мы уже делали? Из каких фигур? Как сложить базовую форму «Воздушный змей» с помощью которой мы делали ворону? Где находится право/лево? Как повернуть фигурку на 90°?

4. Пальчиковая гимнастика

5-6. Практическая часть – Создание собаки в технике оригами

Предлагаем рассмотреть готовый образец собаки.

Сегодня мы с тобой будем делать собаку, используя квадратный лист коричневого цвета.

Проговариваем, показывая по пооперационной карте:

1. Сложить лист диагонально два раза;

2. Два верхних угла согнуть по направлению к центру;

3. Край слева отогнуть;

4. Сложить заготовку;

5. Верхнюю часть сложить и развернуть заготовку;

6. Угол завернуть вниз;

7. Загнуть маленький угол – получилось ухо;

8. Нарисовать глаза, нос.

Мышь из бумаги

1. Введение в новую тему

Что за серенький зверёк,

Хвостик длинный, как шнурок,

Только кошку увидал,

Сразу в норку убежал? (Мышь)

Ребенок рассматривает картину с изображением мыши. Предлагаем ребёнку рассказать, что он знает про мышь.

Мыши – зверьки небольшие. У них блестящие черные бусинки глаз. Шубка серая, на брюшке мех светлее. Хвост длинный, почти голый. Он покрыт редкими короткими волосками. Лапки с цепкими пальчиками и коготками.

2. Физкультминутка

3. Повторение

О мышках написано много разных книг: «Теремок», «Сказка об умном и глупом мышонке», «Под грибом», «Песенка мышонка».

Давай сделаем мышонка из бумаги сами, но сначала повторим правила пользования ножницами и клеем.

Каких животных мы уже делали? Из каких фигур? Где находится право/лево? Как повернуть фигурку на 90°?

4. Пальчиковая гимнастика

5-6. Практическая часть – Создание мыши в технике оригами

Предлагаем рассмотреть готовый образец собаки.

Сегодня мы с тобой будем делать мышь, используя квадратный лист белого цвета.

Проговариваем, показывая по пооперационной карте:

1. Наметить диагонали квадрата;

2. Согнуть к середине оба нижних края: правый и левый. То же делаем в верхней части заготовки. Последние складки расправить;

3. Открыть получившиеся «карманы». Выступающий треугольник сплющить. Получается базовая форма «Рыба»;

4. Маленькие клапаны отогнуть «горой»;

5. Сложить назад острый угол слева;

6. Сделать два диагональных сгиба;

7. Сложить заготовку посередине «горой»;

8. Отвернуть в обратную сторону выступающие элементы – уши нашей мышки – раскрыть их изнутри и придаём объём;

9. Правую часть подогнуть и раскрыть;

10. С помощью обратной складки опутить правый угол под 90°;

11. Возвратить хвост мышки в горизонтальное положение;

12. Нарисовать глаза, нос.

Продукт проектной деятельности

Результатами проекта будут являться улучшение мелкой моторики детей с нарушениями зрения посредством творчества, а также создание ряда фигурок, которые подойдут не только для игры, но и для инсценировки рассказа Яхнина Л. Л. «Домик для зайчика».

Публикации по теме:

Донская казачья сказка в технике оригами «Казак и лиса» с детьми подготовительной группыДонская казачья сказка в технике оригами «Казак и лиса» с детьми подготовительной группы "Казак и лиса" Донская казачья сказка (выполнена в технике оригами с детьми подготовительной группы) Бежит по дороге лиса. От кургана.

Проект «Сказка в гости к нам пришла». Коллективные работы с использованием оригамиПроект «Сказка в гости к нам пришла». Коллективные работы с использованием оригами СКАЗКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА В детском саду МАДОУ "Чайка" Свердловской области города Нижняя Тура, на лето запланирован проект "Сказка в.

Фотоотчет о проведении занятий в кружке по оригами для изготовления коллективной работы «Новогодняя сказка» в старшей группеФотоотчет о проведении занятий в кружке по оригами для изготовления коллективной работы «Новогодняя сказка» в старшей группе С сентября 2018 года в нашей группе начал свою постоянную работу кружок по оригами «Волшебный квадратик». В дошкольном возрасте продолжается.

Методическое пособие по конструированию из бумаги в технике оригами «Сказка о трех братьях»Методическое пособие по конструированию из бумаги в технике оригами «Сказка о трех братьях» Данное методическое пособие составлено из вариаций фигур выполненных в технике оригами из квадрата. Изготовлено воспитателем МКДОУ № 22.

Мини-проект «Лето — это сказка»Мини-проект «Лето — это сказка» Вид проекта : информационно-творческий. Участники проекта : дети подготовительной и старшей группы,воспитатель,родители. Срок реализации.

Мини-проект «Осенняя сказка» Направление деятельности: познавательно-речевое Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое.

Проект «Новогодняя сказка»Проект «Новогодняя сказка» Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель - Субботина Татьяна Викторовна, музыкальный руководитель.

Проект «Рождественская сказка» МДОУ «Новомичуринский детский сад №1» «Рождественская сказка» информационно - творческий проект. составили: Денисенко О. В. Харюткина Л. Н.

Сказка «Три поросенка» в стиле оригамиСказка «Три поросенка» в стиле оригами Моё увлечение техникой оригами, часто выручает длинными зимними вечерами. В моем блоге вы можете увидеть разнообразные поделки. А сегодня.

Творческая работа по декоративно-прикладному искусству в технике оригами «В гости сказка к нам пришла»Творческая работа по декоративно-прикладному искусству в технике оригами «В гости сказка к нам пришла» В начале учебного года во Дворце детского юношеского творчества Кировского района Санкт-Петербурга прошел районный конкурс изобразительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Сказка из оригами»
Опубликовано: 4 апреля 2023 в 17:53
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Сказка из оригами»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Коротких в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД