Лучший педагог года

Проект по экспериментальной деятельности «Юные исследователи»

Береснева Анастасия
Проект по экспериментальной деятельности «Юные исследователи»

Автор проекта: Береснева Анастасия Александровна

г. Красноярск МБДОУ № 308

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Вид проекта: групповой

Период действия проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Если люди научатся проводить наблюдения и опыты,

то они приобретут способность сами ставить вопросы

и получать на них ответы,

оказываясь на более высоком уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел.

Публикация «Проект по экспериментальной деятельности „Юные исследователи“» размещена в разделах

Актуальность: Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремлении экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. В проекте описывается опыт работы со старшими дошкольниками, с использованием детского экспериментирования с водой, воздухом и природными материалами.

Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды, развивает познавательную деятельность детей. А самое главное - ребенок получает экологическое образование.

Ведущая роль в реализации экологического проекта отводится экспериментированию, значение которого велико для психологического развития детей.

Цель: Формирование представлений о свойствах природных материалов и ресурсах, через опытно - исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию того, что нас окружает.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• изучить литературу и опыт других образовательных учреждений по исследуемой проблеме;

• систематизировать научно - исследовательскую базу;

• провести педагогическую диагностику (педагогическое наблюдение) на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь дети после занятий опытно - исследовательской деятельностью;

• разработать план мероприятий по детскому экспериментированию;

• создавать в группе условия для развития познавательной деятельности.

Задачи, поставленные перед педагогом и детьми, во время совместной деятельности:

a) формировать представления о природных явлениях, ресурсах, их состоянии;

b) развивать навыки и качества, характерные для исследователя, и умения использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности;

c) развивать воображение, речь, фантазию, мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

d) развивать социальные навыки : умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других детей, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения;

e) развивать интерес и любовь к природе родного края, представления об экологических проблемах родного края, города;

f) осваивать навыки экологически грамотного поведения в природе, экономного использования природных ресурсов.

Основные принципы реализации:

создание предметно - развивающей среды;

"вхождение в игру" - реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями;

партнерство ребенка и взрослого в опытно - экспериментальной деятельности.

При планировании игр - экспериментов следует учитывать принципы научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности, психологического комфорта.

Ожидаемые результаты:

у детей сформируются начальные представления о воде, воздухе, тепле, как об источниках жизни живых организмов;

дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе;

у детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно - следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научится фиксировать наблюдения);

повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Алгоритм работы состоит из трех этапов.

Первый - подготовительный.

Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей, постановка детей в определенные условия. Постановка цели, мотивация, планирование деятельности детьми при участии взрослого как партнера.

Накануне выбора темы воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают о предлагаемой теме. В беседе можно услышать сообщения своих воспитанников о том, что составляет мир их мыслей, увлечений, уловить то, что может быть интересным и важным для познавательного развития детей. Особенно удачно проходит беседа с использованием проблемных ситуаций, которые позволяют выдвигать и проверять множество идей и предложений. Например, воспитатель задает вопрос "На чем можно отправиться в путешествие по воде (бумага, картон, пенопласт, дерево, металл, пластик) " В результате обсуждения вместе с детьми формулируются цели задачи исследовательской деятельности, разрабатывается план действий : схема последовательности

этапов работы.

Второй - подготовительный.

Поиск ответов на поставленные вопросы. Второй этап складывается из самостоятельной исследовательской деятельности детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение развивающей среды.

Экспериментальная часть начинается с инструктирования детей, закрепления правил работы с тем или иным материалом, проговариванием приемов безопасной организации труда. Во время работы в лаборатории целесообразно надевать белые халаты и прикреплять на груди опознавательные значки. При работе с новыми материалами и оборудованием воспитатель демонстрирует практические приемы выполнения опыта, оказывает дифференцированную помощь. Далее дети самостоятельно и вместе с педагогом вырабатывают разные гипотезы. Затем дети предлагают возможные варианты поиска решения и сбор материала (можно спросить у взрослых, посмотреть в книге, найти дома информацию в компьютере, провести опыт). Следующий шаг - решение проблемы через экспериментирование. Дети проводят опыты в лаборатории "Юные исследователи". В процессе этой деятельности обобщаются полученные результаты.

Работа в исследовательском центре строится на методических и дидактических материалах : это картотека проблемных ситуаций, опытов, алгоритмы работы с оборудованием, модели проведения опытов и экспериментов.

Приобретая навыки экспериментирования, дети получают возможность самостоятельно выбирать из предложенного оборудования то, что пригодится в эксперименте.

Способы мотивации детей к деятельности:

- создание игровой проблемной ситуации;

- сюрпризные моменты;

- проблемные вопросы

- обращение к опыту детей;

- использование электронных презентаций, созданных педагогом самостоятельно.

Третий - заключительный.

Обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов. На этом этапе важно обсудить с детьми результаты, выяснить причины успехов и возможных неудач, и главное, сформулировать общий вывод по эксперименту.

Например, в результате проведенной совместно с детьми деятельности "Может ли вода изменять форму?" были опровергнуты две гипотезы : "Вода не может изменить форму" и "Мы не можем изменить форму воды, потому что она не предмет". Подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы : "Можно изменить цвет воды, вода может двигать предметы, может быть холодной и теплой". Дети выясняют для себя, что без воды, воздуха и тепла не будет жизни на земле.

В ходе бесед дети могут выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: "Что мы делали? Что мы получили? Почему?".

Реализованные мероприятия в рамках экспериментальной деятельности.

Виды деятельности Взаимодействие с педагогом в разных видах деятельности Взаимодействие со сверстниками Работа с родителями

Коммуникативная Беседы : о воде, солнце, воздухе, природных ресурсах, их роль в жизни человека, животных и растений.

Чтение: художественной и познавательной литературы, отгадывание загадок, разучивание стихов, прослушивание звуков природы. Рассматривание иллюстраций, альбомов, обсуждение. Анкетирование родителей "Экспериментируем вместе с ребенком"

Продуктивная Рисование: обитатели морей и океанов, где живет вода, ходит капелька по кругу, солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Рисование : аквариум, капелька, воздушные шарики. Оформление экологической газеты : Предметы неживой природы, картотека опытов

Игровая Дидактические игры: хорошо - плохо, тонет - не тонет, разрезные картинки и т. д. Сюжетно - ролевые игры : спасатели, водолазы, пароход.

Познавательно- исследовательская Опыты : Помощница вода, вода жидкость, есть ли форма, запах, цвет. Игры забавы с водой. Экспериментируем вместе с ребенком дома

Двигательная Игра - массаж, Дыхательная гимнастика, речедвигательное упражнение Игра "Море волнуется" Совместные игры

Публикации по теме:

«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе Экспериментальное занятие в старшей группе. " Юные исследователи " Цель. Развивать у детей интерес к познанию нового на основе жизненных.

Фотоотчёт «Юные исследователи»Фотоотчёт «Юные исследователи» Фотоотчёт «Юные исследователи» В нашей группе прошло интересное занятие по развитию речи. На занятии дети были исследователями: каждый.

Фотоотчет по рисованию «Юные исследователи» в старшей группеФотоотчет по рисованию «Юные исследователи» в старшей группе Фотоотчет по рисованию «Юные исследователи» в старшей группе. Нетрадиционная техника рисования воском очень простая и в тоже время завораживающая.

Фотоотчет об исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Юные исследователи»Фотоотчет об исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Юные исследователи» В нашей группе "Теремок" (вторая группа раннего возраста) был реализован краткосрочный проект "Юные исследователи". Целью проекта являлось.

Пособие для детей дошкольного возраста «Юные исследователи»Пособие для детей дошкольного возраста «Юные исследователи» Это очень занимательное и познавательное пособие для детей! Цель: закреплять понятия детей о свойствах воды, о свойствах магнита, тонущих.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Проект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возрастаПроект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возраста Тип проекта: экспериментально-исследовательский Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020) Участники проекта: дети, воспитатель,.

Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер.

Рекомендации для родителей «Юные исследователи» в младшей группеРекомендации для родителей «Юные исследователи» в младшей группе Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экспериментальной деятельности «Юные исследователи»
Опубликовано: 6 апреля 2022 в 16:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по экспериментальной деятельности «Юные исследователи»» (включая файлы) размещена пользователем Береснева Анастасия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД