Папки-передвижки

Проект «Мини-музей «Горница» по формированию у детей познавательного интереса к русской народной культуре

Светлана Безрученко
Проект «Мини-музей «Горница» по формированию у детей познавательного интереса к русской народной культуре

Название проекта

«Горница»

Воспитатель: Безрученко Светлана Сергеевна

2018 г.

с. Малоенисейское Бийского района Алтайского края

Паспорт проекта :

Вид проекта : ролево-игровой, творческий.

Продолжительность (сроки реализации) :3 месяца.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста и их родители.

Структура проекта :

Актуальность:

Публикация «Проект „Мини-музей „Горница“ по формированию у детей познавательного интереса к русской народной культуре» размещена в разделах

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками.

Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества.

Существуют множество форм работы по приобщению дошкольников к национальной культуре. Одна из наиболее новых и, на наш взгляд, эффективных – это музейная педагогика. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре

Проблема: С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Горница»

Цель проекта : формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно – продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.

2. Прививать интерес к духовной культуре русского народа, через обычаи, обряды, праздники народное творчество, искусство;

3. Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;

4. Формировать представление о Родине как месте, где человек родился, городе и стране, маленьким гражданином которой он является.

5. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.

6. Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.

Ожидаемые конечные результаты: Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Ресурсное обеспечение проекта.

Ресурсы (информационные, научно – методические, организационные, материально – техническое обеспечение).

Нормативно-правовое обеспечение:

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 273-фз“Об образовании”;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 22.07.2015 № 91; СанПиН 2.4.1.2660 – 10;

Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 "О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения";

Устав.

Информационное обеспечение :

трансляция педагогического опыта по данной теме на МО, семинарах; размещение продуктов реализации проекта в своем блоке на сайте МААМ. РУ, участие в региональных, федеральных педагогических мероприятиях и конкурсах педагогического мастерства, в том числе дистанционных онлайн-форумах по данной теме; публикации методических статей на сайтах педагогических сообществ и в методических журналах.

Организационное обеспечение:

сотрудничество с социумом по совместным планам; анализ ресурсов, необходимых для реализации проекта; работа по управлению деятельностью участников проекта.

Материально-техническое обеспечение:

Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В образовательном учреждении имеется методический кабинет, музыкальный зал, спортивный зал, участки для прогулок детей, групповые помещения и раздевалки, оборудованные с учетом возраста детей. И собственно «Горница» где можно планировать и размещать музейные выставки. Собран необходимый материал к музейным экспозициям (предметы, игрушки народного творчества; предметы, литература, открытки, альбомы по краеведению)

Этапы реализации проекта :

1 этап Подготовительный.

Срок реализации: декабрь 2018г.

Задачи: исследовать условия для реализации проекта.

Определение темы, цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результатов, обсуждение проекта с родителями, выявление возможности и необходимых средств для реализации проекта, определение деятельности участников проекта.

2этап - Практический.

Срок реализации: декабрь- январь 2018 г.

Задачи: реализация проекта по всем направлениям.

Содержание деятельности воспитателей и детей с учетом интеграции образовательных областей. Взаимодействие с родителями: сбор народной утвари.

Выставка детских творческих работ по росписям. НОД по народному творчеству.

1. Работа с детьми.

Мероприятия по реализации проекта.

Тематическое планирование

№ п/п Тематика Цель Время

проведения

1. Занятие-игра Милости просим в нашу избу Подготовить детей к новой форме работы - занятиям в «русской избе», заинтересовать ими, познакомить детей с экспозицией «Русский быт», его Хозяйкой, познакомить с расположением вещей и предметов русского быта; обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, дать первые представления об обычаях, связанных с приемом гостей. 25

2. Занятие-игра Печь - как мать родная (Без печи изба – не изба) Познакомить детей с устройством русской избы, ее главной достопримечательностью – русской печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму – сушили грибы, ягоды и фрукты, пекли хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; рассказать о строительстве печи и секретах печников. Обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, загадок о русской печи и кухонной утвари. 25

3. Занятие-игра Мир старинных вещей Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. 25

4. Викторина Бабушкин сундук Продолжать знакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством. Вспомнить, как называются головные уборы, обувь. Закрепить знания о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины. 25

5. Занятие-игра Так мы раньше одевались (Народный костюм : сарафан, рубаха) Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить русскую одежду в старину. Найти похожие и отличительные черты костюмов. Словарная работа: кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки, Развивать разговорную речь. Обогащать словарь детей фольклором. Воспитывать уважение к традициям русского народа. Воспитывать толерантность. Презентация «Одежда наших предков». 25

6. Занятие-игра Матрешка Обогащать словарь детей. Развивать интерес к познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа. 25

7. Занятие-игра «Сверху пар, снизу пар – это русский самовар» Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью, происхождением самовара. Познакомить детей русской кухней. Самовар как символ национальной культуры. История самовара. Знакомство детей с историей самоварного дела и традициями русского чаепития. Формирование у детей понимания праздника как возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями свободное время. Развивать познавательную деятельность. Презентация «Самовар» 25

8. Занятие-игра Хороводные игры Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес к познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа. 25

9. Конструирование из ткани. Народная кукла «Пеленашка». Продолжать знакомить детей с рукотворным творчеством русского народа игрушкой – куклой. Вызвать интерес к процессу изготовления кукол. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины. Развитие умения в совместной деятельности мастерить куклу-самоделку. 25

10. Конструирование из ниток. Народная кукла «Десятиручка». Продолжать знакомить детей с рукотворным творчеством русского народа игрушкой – куклой. Вызвать интерес к процессу изготовления кукол. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины. Развитие умения в совместной деятельности мастерить куклу-самоделку. 25

1. Работа с родителями.

1. Консультация для родителей: «Воспитание детей на традициях народной культуры».

2. Мастер-класс «Изготовление народной тряпичной»

Родителям предлагается:

3. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея.

4. Активно интересоваться действиями ребенка в группе.

5. Помочь детям разучить стихи и загадки.

2. этап Заключительный

Срок реализации: февраль 2018 г.

Задачи: анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов,

планирование.

Подведение итогов проекта с детьми, оценка полученных результатов.

1. Итоговое мероприятие. Презентация проекта.

Досуговое мероприятие – Развлечение русского фольклора «Коробейники Фома и Ерема»

Результат. Работа в проекте всех участников привела к расширению кругозора и умений не только детей, но и родителей. Дети узнали больше об истории своей страны, о талантах русского народа. А значит, в процессе участия в проекте, дети стали добрее, мудрее, нравственнее; у ребят формируются такие качества, как гордость за своих предков, любовь к своей Родине. А это и есть – развитие личности.

Список источников и литературы:

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии – М. : «Народное образование», 2013.

2. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2012. – 96с.

3. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.

4. https://dou37.gusobr.ru/wp-content/uploads/2015/11/Рыжова-музейная. pdf

5. https://www.rukukla.ru/article/trya/kukla_pelena6ka.htm

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения.

Мини-музей «Казачья горница» в детском садуМини-музей «Казачья горница» в детском саду В нашем детском саду функционирует мини-музей «Казачья горница». Музей для дошкольников является средством формирований целостной личности,.

Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культурыМини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры Задачи: - познакомить детей с предметами быта, интерьером. - формировать первоначальные представления о народных традициях. - приобщить.

Приобщение детей к русской народной культуре и традициям посредством игры ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ, ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ. РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОЗРОЖДЕНИИ ИСОХРАНЕНИИ ФОЛЬКЛОРА.

Проект по приобщению к русской народной культуре «Кукла — народная игрушка» Выполнила: воспитатель Мишина Г. М. Цель исследования: Пробудить интерес детей к русской народной культуре. Задачи проекта: Познакомиться.

Проект «Музей русской народной сказки» Проект : «Музей русской народной сказки» Выполнили: Жиронкина Ольга владимировна Бернат Ольга Викторовна В летний период воспитатели старшей.

Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: информационно – познавательный.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев в детском саду Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев в детском саду. Одним из основных принципов.

Экскурсия в мини-музей «Горница»Экскурсия в мини-музей «Горница» В нашей группе второй год функционирует мини-музей «Казачья горница». Экспонаты для музея собирались силами родителей и воспитателей, как.

Экскурсия в мини-музей «Русская горница» в средней группеЭкскурсия в мини-музей «Русская горница» в средней группе Цель: познакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, чугунок, прялка, самовар, рубель; обогащать словарь пословицами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мини-музей «Горница» по формированию у детей познавательного интереса к русской народной культуре
Опубликовано: 28 ноября 2018 в 17:27
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Мини-музей «Горница» по формированию у детей познавательного интереса к русской народной культуре» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Безрученко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД