Лучший педагог года

Проект «Дошкольник в мире экономики» для старшего дошкольного возраста

Людмила Прокофьева
Проект «Дошкольник в мире экономики» для старшего дошкольного возраста

ПРОЕКТ

для детей подготовительной группы

«Дошкольник в мире экономики»

Подготовила воспитатель: Прокофьева Л. Ю.

ТОРЕЗ 2021

Актуальность:

Совершенствование образовательного процесса в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов предлагает внедрение современных технологий образовательной работы с дошкольниками. Именно технология экономического образования детей старшего дошкольного возраста необходима для реализации в работе с детьми. Сегодняшним детям нашего государства выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми "выплывать" из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно. Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Перестройка экономической системы России делает экономическую подготовку необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. Вопрос элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста стоит в настоящее время особенно остро, т. к., с одной стороны, значительно возрастает информационный фон, в котором формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности, с другой стороны, очевидна не разработанность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников (содержания и технологий, которым предстоит жить и трудиться в XXI веке. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому. Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:

Публикация «Проект „Дошкольник в мире экономики“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

- с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;

- научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней; вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Таким образом, актуальность проекта заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Предлагаемый опыт поможет систематизировать работу по экономическому образованию дошкольника и позволит формировать необходимые для этого качества у детей – дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.

Проблема: У детей отсутствуют знания по экономике. Дети не понимают и не ценят окружающий мир, как результат труда людей; не знают профессий людей, связанных с экономикой; не имеют представления о денежных знаках не только России, но и других стран.

Новизна материала:

Новизна исследования в постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения. Решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме. Вот тут и встал вопрос о методах и приемах, с помощью которых легче всего было бы подать сложный экономический материал. Несмотря на значимость данной проблемы, педагогическая наука еще не предложила готовой программы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, поэтому был разработан проект «Дошкольник в мире экономики» который позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Направленность проекта : приобщение детей к миру экономической действительности.

Цель проекта : способствование развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Задачи проекта :

• Развивать экономическое мышление, умения решать простейшие задачи с экономическим содержанием;

• Обогащать активный словарь экономическими терминами;

• Знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;

• Учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

Учить понимать взаимосвязь: труд –продукт –товар, реклама –спрос – предложение, объяснять пословицу «Реклама, двигатель прогресса».

• Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;

• Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества;

• Воспитание уважения к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Срок реализации проекта : 3 месяцев (сентябрь – ноябрь)

Тип проекта : познавательно – информационный

Этапы реализации проекта :

Подготовительный этап:

1. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

2. Разработка проекта;

3. Оптимизация программно - методического обеспечения в группе, пополнение развивающей среды;

Основной этап:

1. Проведение цикла бесед, занятий, дидактических игр;

2. Изготовления сюжетно – ролевой игры «Банк»

3. Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности;

4. Спланировать и провести экскурсии на почту, магазины, к банкомату с родителями в банк.

Заключительный этап:

1. Провести совместно с родителями мероприятие «Ярмарка».

2. Провести с детьми Квест – игру «Деньги любят счет».

3. Сюжетно – ролевая игра: «Банк».

Ожидаемые результаты проекта :

Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.

Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.

Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.

Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.

Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.

Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.

Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд - деньги”, понимание факта купли-продажи.

дети понимают и ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей).

Работа с родителями

№ Тема Форма работы Сроки реализации Отчет о выполнении

1. «Уроки финансовой грамотности» Групповое родительское собрание сентябрь

2. «Экономическое воспитание дошкольника» Оформление наглядной информации

Сентябрь-ноябрь

3. «Экономическое воспитание дошкольника в семье» Анкетирование родителей по проблеме

Октябрь

4. - «Зачем ребенку экономика

- «Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребенка»

- «Ранняя профориентация дошкольника как средство экономического воспитания» Консультации для родителей Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

5. Наблюдение за работой сотрудников банка. Экскурсия в банк Сентябрь Октябрь

6. «Осенняя Ярмарка» праздник Ноябрь

7. «Финансовый мир глазами детей» выставка поделок и рисунков Ноябрь

8. «Мы и деньги. Семейный бюджет» Заседание клуба «Малыш» Октябрь

9. Сюжетно-ролевая игра «Банк» Изготовление и пополнение атрибутов Сентябрь

Октябрь

Работа с детьми

№ Тема Форма работы Сроки реализации

1. «Почему все взрослые работают», «Мир профессий», «Где работают мои папа и мама», «Когда продукт превращается в товар», «Откуда берутся деньги» беседы Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

2. «Муха цокотха», «Как мужик корову продавал» рнс, Басня И. А Крылова «Стрекоза и Муравей» подбор худ. литератры Сентябрь-ноябрь

3. Наблюдение за работой сотрудников банка (инкассатор, почты, магазина. Экскурсии на почту, в магазин, банк. Сентябрь

Октябрь

4. - «Как заработать деньги», «Как нужно вести себя в магазине»

- «Магазин игрушек», «Супермаркет», «Банк»

- «Деньги», «Бюджет», «Товар», «Реклама», «Банк», «Сейф», «Доход», «Расход» и т. д. – все профессии нужны, все профессии важны, реклама – двигатель прогресса, деньги любят счет и т. д. Решение проблемных ситуаций

- сюжетно ролевые игры

- знакомство с понятиями

- пословицы и поговорки Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

5. «Деньги любят счет» Квест- игра Ноябрь

6. «Осенняя Ярмарка» праздник Ноябрь

7. «Финансовый мир глазами детей» выставка поделок и рисунков Ноябрь

8. «Мы и деньги. Семейный бюджет» Заседание клуба «Малыш» Октябрь

9. Сюжетно-ролевая игра «Банк» непосредственно игра Октябрь

Литература:

1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. УТВЕРЖДЕНО Приказом Министерства образования и науки Донецкой №287 от 04.04.2018 г.

2. Воронина М. М. Школа юного экономиста «Учитель» 2007

3. Епанешникова Т. П. «Дошкольник в мире экономики»-СПБ «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

4. Закон «Об образовании» Донецкой Народной Республики (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики №1-233-НС от 19.06.2015)

5. Смолнцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем экономику : Учебно- методическое пособие. — С. П. 6. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2002.

6. Табих Е. Н. Дошкольникам об экономике

7. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт. -сост. Арутюнян Л. Н, Сипачева Е. В., Котова Л. Н, Макеенко Е. П., Губанова Н. В., Бридько Г. Ф., Кобзарь О. В., Михайлюк С. И. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018. pdf (1254.23 kB).

8. Хесс К. Так устроен мир: Экономика для юношества : Пер. с англ. М 1992.

9. Чернер С. Л., Нагумнова И. И., Чуйкова М. Н. Азбука экономики. М 1997.

10. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? 11. Шатова А. Д - Дошкольник и. экономика // Обруч. 1999. № 1.

12. Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992

13. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике Творческий центр Москва 2009

Выводы:

- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- у них появились представления о денежных знаках России и других стран;

- обогатился словарь детей экономическими терминами;

- ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Публикации по теме:

Развлечение «В мире космоса» для детей старшего дошкольного возрастаРазвлечение «В мире космоса» для детей старшего дошкольного возраста Наступил апрель. В апреле имеется замечательный день- День космонавтики. Для того, чтобы поддержать интерес детей к космонавтике в ДОУ проводятся.

Дидактическая игра «В мире птиц» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «В мире птиц» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра по теме «В мире птиц» для детей старшего дошкольного возраста. Актуальность: в наше время очень большое значение уделяется.

Фотоальбом «В мире профессий» для старшего дошкольного возрастаФотоальбом «В мире профессий» для старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад №54 "Теремок" г. Ковров владимирская обл. Уважаемые.

Конспект ООД с воспитанниками СДС старшего дошкольного возраста «Я и моя семья в большом мире» с презентациейКонспект ООД с воспитанниками СДС старшего дошкольного возраста «Я и моя семья в большом мире» с презентацией Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие,.

Квест-игра «В мире профессий» для детей старшего дошкольного возрастаКвест-игра «В мире профессий» для детей старшего дошкольного возраста Цель: • Закрепить знания детей о труде взрослых, профессиях. • Уточнить представление о наиболее доступных и необходимых для развития их.

Лэпбук «В мире танца» для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук «В мире танца» для детей старшего дошкольного возраста Искусство танца – это великолепное средство воспитания маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как.

Познавательно-развлекательная игра для детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок»Познавательно-развлекательная игра для детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок» Представляю вашему вниманию познавательную игру для старших дошкольников на тему "Сказки". Цель: Закрепить знания о сказках, вызвать интерес.

Проект по профориентации дошкольников старшего возраста «Первые шаги в мире профессий. Профессия — военный лётчик»Проект по профориентации дошкольников старшего возраста «Первые шаги в мире профессий. Профессия — военный лётчик» Паспорт проекта: Авторы проекта - старший воспитатель Халеева Оксана Ивановна и воспитатель Губина Ирина Николаевна. Тип проекта: познавательно.

Проект «Живем в безопасном мире» для старшего дошкольного возраста «Самое дорогое у человека - это жизнь» Н. А. Островский. Актуальность проекта: Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «В мире много сказок»Викторина для детей старшего дошкольного возраста «В мире много сказок» Викторина для детей старшего дошкольного возраста «В мире много сказок» Цель: обобщение знаний детей о сказках. Задачи: 1. Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Дошкольник в мире экономики» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 февраля 2023 в 19:14
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Дошкольник в мире экономики» для старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Прокофьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД