Получи документы

Проект «Быт русского народа» в подготовительной группе

Мария Соколова
Проект «Быт русского народа» в подготовительной группе

Проект «Быт русского народа»

Соколова Мария

Творческое название проекта «Ты катись, катись колечко, да на русское крылечко»

Длительность проекта – 3 месяца

Возрастная категория дошкольников – 6-7 лет

Актуальность

Публикация «Проект „Быт русского народа“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Наша жизнь постоянно меняется. Мы все чаще задаемся вопросом: «В какой стране будут жить наши дети? Какие нравственные и духовные ценности мы им оставим? Какие обычаи и традиции?». В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.

Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее.

Поэтому считаю необходимостью формировать у детей представление о культуре, быте, жизни русского народа, доступное их возрасту; познакомить с разнообразными жанрами фольклора, с традициями и обычаями дедов и прадедов, что является важным средством воспитания основ нравственно – патриотических чувств у дошкольников.

Цель: приобщение детей к русской национальной культуре через знакомство с жизнью, бытом и обычаями русского народа.

Задачи:

-Образовательные

1. Создать условия для расширения кругозора и эрудиции детей в процессе знакомства с жизнью и бытом русских людей.

2. Способствовать формированию первоначальных знаний:

- об истории, внутреннем убранстве и украшении жилища;

- о предметах русского быта и их назначении;

- о традициях и обычаях русских людей.

3. Содействовать обогащению словаря детей в процессе знакомства с предметами старины, русскими пословицами, поговорками, песнями.

-Развивающие

Способствовать развитию:

- интереса к изучению русской культуры;

-грамматически правильной, связной и доказательной речи;

-познавательной активности в процессе подготовки доклада на заданную тему;

-творческих способностей в процессе изодеятельности, лепки, изготовления кукол для макета;

- памяти, внимания, зрительного восприятия.

-Воспитательные

Воспитывать:

- бережное отношение к предметам старины, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;

- уважительное отношение к русским людям, дому, семье, друг другу, к окружающему миру;

- чувство единства, сплоченности, желания помочь.

Основополагающий вопрос - Как жили наши предки?

Проблемные вопрос - Что называют предметами старины?

Частные вопросы:

• Какими предметами русского быта пользовались наши прабабушки и прадедушки?

• В какой одежде ходили и как за ней ухаживали?

• Как строили и обустраивали избу?

• Чем занимались русские люди: как работали, как отдыхали, как проводили праздники?

Для приобщения дошкольников к русской национальной культуре, быту, традициям, в группе были созданы определенные условия:

-При совместном участии родителей и педагогов, в группе создан мини-музей русского быта, а также макет русской избы;

-на базе музея организована выставка книг: русских народных сказок, потешек, прибауток;

-создана картотека дидактических игр:

- «Лото. Предметы русского быта»,

-«Найди пару»,

-«Найди недостающий элемент»,

-«Расставь предметы быта в русской избе»,

-«Разрезные картинки»,

- «Что было и что стало»,

-«Отгадай загадку и найди отгадку»,

- игра на магнитах «Обустрой избу Ивану, да Марье»;

-созданы альбомы: «Художественное слово: стихи, загадки, поговорки, пословицы», «Предметы русского быта», «Иллюстрации к русским народным сказкам», презентация «Русская изба».

План организации проектной деятельности

1. Мотивационный этап

Деятельность педагога

Педагог вносит в интерьер группы ухват и оставляет до прихода детей; выслушивает предположения детей о том, что это за предмет и для чего он нужен;определяет вместе с детьми продукт проектной деятельности.

Деятельность дошкольника

Дошкольник входит в проектную ситуацию; выдвигает свои предположения; осмысливает и принимает проектную задачу, предвидит результаты проектной деятельности. ; планирует свои действия, выдвигает предположения по частным вопросам. С помощью педагога определяет способы участия в решении проектной задачи:

-к кому обратиться за помощью;

-в каких источниках можно найти информацию;

-какие предметы использовать (принадлежности, оборудование)

Деятельность родителей

Оказывают информационную помощь для осознания и принятия детьми проектной задачи.

2. Организационный этап

Деятельность педагога

На данном этапе педагог:

- проводит беседу «Как люди жили на Руси», для выявления первичных знаний детей;

- обсуждает с детьми цель, план исследовательской деятельности;

- предлагает детям темы мини-исследований;

- планирует деятельность группы и каждого ребенка с учетом интереса к теме;

-проводит консультацию с родителями «Создание мини-музея в детском саду», создает буклет для родителей на тему: проект «Быт русского народа».

Деятельность дошкольника

Планирует свои действия, выдвигает предположения по частным вопросам. С помощью педагога определяет способы участия в решении проектной задачи:

-к кому обратиться за помощью;

-в каких источниках можно найти информацию;

-какие предметы использовать (принадлежности, оборудование)

Деятельность родителей

Родители планируют и предполагают свою помощь в проведении исследования; обсуждают с ребенком возможные способы поиска решений к поставленным задачам; рассказывают детям о том, что они знают по теме проекта; знакомят детей с художественной литературой по данной теме.

3. Практический этап

Деятельность педагога

Педагог создает условия для организации мини-музея в группе: выбирает место, оборудование, отбирает экспонаты, создает паспорт музея. Вместе с детьми отбирает русские народные сказки для выставки. Организует виртуальную экскурсию в музей русского деревенского быта. Проводит с детьми занятия: лепка «Посуда наших прабабушек и прадедушек», рисование «Расписываем прялку», «Украсим рушник», «Как на Руси строили избы», «История русской одежды», «Жизнь и быт людей на Руси».

Играет с детьми в дидактические игры: «Лото. Предметы русского быта», «Найди пару», «Найди недостающий элемент»,

«Расставь предметы быта в русской избе»,

«Разрезные картинки»,

«Что было и что стало»,

«Отгадай загадку и найди отгадку»,

игра на магнитах «Обустрой избу Ивану, да Марье». Знакомит детей с загадками, пословицами, стихами, художественной литературой по данной теме; организует просмотр мультфильмов, где герои используют предметы русского быта: «Гуси-лебеди», «Пузырь, соломинка и лапоть», «По щучьему велению» и другие.

Готовит детей к видео записи экскурсии: составляет выступление экскурсовода, приносит русские народные костюмы, организует репетиции. Собирает информацию с помощью взрослых,

оформляет альбом «Что мы узнали от родителей о предметах русского быта», куда войдут детские мини-исследования на темы:

-«Что такое лучина?»,

-«Что такое кадка?»,

-«Что такое люлька?»,

-«Что такое ухват?»,

-«Что такое лавка?»,

-«Что такое рушник?»,

-«Что такое прялка?»,

-«Что такое лапти?»,

-«Что такое самовар?»,

-«Что такое сундук?»,

-«Что такое кочерга?»,

-«Что такое горница?»,

-«Что такое ступа?»,

-«Что такое лохань?».

Деятельность дошкольника

Активно участвует в играх, просмотре мультфильмов, слушании художественной литературы; отвечает на вопросы во время бесед, занятий, игр.

Пробует себя в роли экскурсовода мини-музея группы.

Совместно с педагогом отбирает русские народные сказки для выставки в мини-музее группы. Вместе с родителями пополняет мини-музей новыми экспонатами. Оказывают помощь в сборе материала, в оформлении детских мини-исследований.

Деятельность родителей

Организуют самостоятельную деятельность детей по теме проекта в домашних условиях. Совместно с детьми пополняют мини-музей экспонатами, изготавливают кукол для макета «Русская изба». Оказывают помощь в подготовке детей к видео записи экскурсии по мини-музею группы.

3. Коррекционный этап

Деятельность педагога

Выявляет тех детей, которые недостаточно усвоили новые знания. Определяет методы и приемы по дальнейшей работе с такими детьми.

Деятельность дошкольника

Участвует в оформлении продуктов проекта. Участвует в оформлении продуктов проекта.

Деятельность родителей

Участвуют в оформлении продуктов проекта.

4. Заключительный этап

Деятельность педагога

Проводит с детьми итоговое мероприятие: квест-игру «Путешествие в прошлое». Организует видео запись экскурсии по мини-музею с участием двух детей-экскурсоводов. Записывает на видео выступления самых смелых детей с их мини-исследованиями. Проводит итоговое оценивание результатов проектной деятельности. Информирует родителей о результатах деятельности.

Деятельность дошкольника

Участвует в итоговой квест-игре «Путешествие в прошлое». Представляет свое мини-исследование детям группы. Осуществляет самооценку результатов участия в проектной деятельности.

Деятельность родителей

Помогают в подготовке итогового мероприятия.

Смотрят видео запись экскурсии по совместно созданному мини-музею русского быта.

В ходе проектной деятельности дети узнают об истории крестьянского жилища - избы, о ее устройстве; о предметах, которые использовали русские люди (мебель, кухонная утварь, инструменты и др.); об одежде, которую носили (как изготавливали, как стирали и гладили, куда надевали). В процессе изобразительной деятельности ребята научатся украшать рушник, расписывать прялку, лепить посуду и фигурки Ивана да Марьи с коромыслом и ведрами. На музыкальных занятиях дошкольники познакомятся с русскими народными танцами и играми. В свободное время дети поиграют в дидактические игры, посмотрят мультфильмы, снятые по русским сказкам, где герои используют предметы русского быта, такие, как «Гуси лебеди», «Пузырь, соломинка и лапоть», «По щучьему велению» и другие. На завершающем этапе проекта, дети смогут проверить свои знания в квест-игре «Путешествие в прошлое»

Итогом работы станут:

- оформленный родителями и детьми альбом «Что мы узнали от родителей о предметах русского быта», в который войдут мини-исследования ребят на заданную тему;

-мини-музей русского быта, видео-экскурсия по музею (в роли экскурсоводов выступали две воспитанницы подготовительной группы в русских народных костюмах);

-макет «Русская изба»;

-выставка русских народных сказок;

-продукты детской деятельности: расписанные прялки, украшенные рушники, слепленная посуда;

-методические материалы: картотека дидактических игр, альбомы «Художественное слово: стихи, загадки, поговорки, пословицы», «Предметы русского быта», «Иллюстрации к русским народным сказкам», презентация «Русская изба», сценарий и презентация квест-игры «Путешествие в прошлое», конспект беседы «Как люди жили на Руси», конспекты занятий: лепка «Посуда наших прабабушек и прадедушек», рисование «Расписываем прялку», «Украсим рушник», «Как на Руси строили избы», «История русской одежды», «Жизнь и быт людей на Руси», консультация для родителей «Создание мини-музея в детском саду».

Список литературы на печатной основе:

1. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2008 – 256 с.

2. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2007– 128 с

3. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.

4. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010.

5. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

7. Дидактическое пособие «Школа семи гномов. Как жили наши предки». Для занятий с детьми 6-7 лет. Автор Ю. Дорожин.

Интернет-ресурсы:

http://rodnaya-tropinka.ru/russkaya-izba/ https://www.youtube.com/watch?v=geyPvYgAogo http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa http://www.karakyli.ru/2016/10/21/kurilka-starinnaya-russkaya-narodnaya-igra/

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Приобщение детей к традициям русского народаПриобщение детей к традициям русского народа Масленица " в детском саду № 1 «Аленушка» с/п детский сад «Рябинка». Праздник этот знаем мы – Время проводов зимы. Люди в эти дни должны.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Проект «Культура русского народа. Вербное воскресенье» в подготовительной к школе группе Паспорт проекта. Тема проекта:«Культура русского народа: «Вербное воскресенье»;Участники проекта: дети подготовительной группы, родители,.

Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа «Наши руки не знают скуки» Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа Тема: «Наши руки не знают скуки».В старшей группе № 10. Выполнила:.

Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» в 1–4 классах МАОУ оош с. Быков Отрог Внеклассное мероприятие: Обычаи и традиции русского народа. «Русская осень». МАОУ ООШ с. Быков Отрог 1 - 4 классы.

Опыт работы «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа» В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Быт русского народа» в подготовительной группе
Опубликовано: 5 января 2021 в 20:15
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Быт русского народа» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Мария Соколова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД