Папки-передвижки

Предупреждение нарушения чтения и письма

Светлана Кобец
Предупреждение нарушения чтения и письма

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями.

Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучать ребенка грамотному чтению и письму, тем легче ему будет учиться в школе.

Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса, бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, и, как правило, чтение становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладеть учебной программой, особенно по русскому языку.

Публикация «Предупреждение нарушения чтения и письма» размещена в разделах

Известны семьи, в которых из рода в род, «по наследству», как они говорят, все дети легко усваивают не только чтение, но и грамотное письмо («без всякой грамматики пишут без ошибок»).

Такая «врожденная» грамотность может быть объяснена, во-первых, сильно развитым зрительным вниманием и памятью; во- вторых, родители таких детей уже в раннем возрасте играют с ними в звуки и слова.

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико – фонематического и лексико – грамматического.

Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха (умения различать одни звуки от других, фонематического слуха и синтеза (выделение определенного звука из слова или составление слов из заданных звуков).

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развития мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому); составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, по заданному началу или концу и т. п.).

6. Совершенствование пространственно- временных ориентировок на себе, на листе бумаги (право, лево, верх, низ; развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого «Кулак – ребро – ладонь»); рядоговорение (времена года, дни недели).

7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.

8. Развитие тактильных ощущений (узнать какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.).

9. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв.

10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (звук, буква, слог, слово, предложение); составление схем и т. д.

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями, для предупреждения ошибок чтения и письма.

Работа по предупреждению ошибок чтения и письма будет успешной, если логопеды, воспитатели и родители объединят свои усилия.

Публикации по теме:

Наши детиНаши дети Одним из приоритетных направлений в дошкольном учреждений является работа по коррекции и развитии речи. Есть дети, которым необходима.

Учимся грамотно читать и писать. Приемы для запоминания образа буквы.Учимся грамотно читать и писать. Приемы для запоминания образа буквы. Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребенка грамотному чтению и письму, тем легче ему будет.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Предупреждение нарушения чтения и письма
Опубликовано: 11 марта 2015 в 10:24
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предупреждение нарушения чтения и письма» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кобец в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД