Получи документы

Опыт работы «Игровой фольклор как средство развития музыкально-творческих способностей и развития духовно-нравственных чувств»

Мелькова Надежда
Опыт работы «Игровой фольклор как средство развития музыкально-творческих способностей и развития духовно-нравственных чувств»

Представление педагогическому сообществу опыта работы на тему: «От прошлого к будущему: игровой фольклор, как средство развития музыкально- творческих способностей и развития духовно- нравственных чувств и патриотизма»

«Нет дерева без корней, дома- без фундамента» народная мудрость

Дата проведения: 30.03.2023

Место проведения: МАДОУ- детский сад № 163

Форма проведения: мастер- класс

Публикация «Опыт работы „Игровой фольклор как средство развития музыкально-творческих способностей и развития духовно-нравственных чувств“» размещена в разделах

Цель: представить педагогическому сообществу опыт по использованию игрового фольклора, как средства развития музыкально- творческих способностей и воспитания духовно- нравственных ценностей детей дошкольного возраста.

Задачи: -дать представление об игровом фольклоре и календарных народных праздниках;

-дать представление о способах и формах включения игрового фольклора и календарных праздников в календарно- тематическое планирование;

Повысить уровень профессиональных знаний и компетенций педагогов через совместное сотрудничество.

Ход работы

I. Вводная часть

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Мелькова Надежда Валерьевна, я и наш коллектив очень рады приветствовать вас в нашем детском саду, надеемся, что наша встреча будет интересной всем и вы сможете почерпнуть для себя много нового и полезного. Сегодня я предлагаю поговорить о игровом фольклоре, как средстве развития музыкально- творческих способностей и воспитании духовно- нравственных ценностей.

II.Практическая часть

Знакомство с игровым фольклором я начинаю с двухлетнего возраста, в этом возрасте детей очень привлекают такие игры- забавы с элементами самомассажа, такие, как «Водичка- водичка»

Водичка- водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели,

Чтоб кусался зубок, улыбался роток,

Вот такой расти, чтобы видеть все могли!

«Потягушеньки»

Потягушеньки, порастушеньки,

А в ручки зватунюшки,

А в ножки топотунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок!

Самая любимая игра этого возраста, это «Кую кую ножки»

Кую кую ножки,

Едем по дорожке,

Дорожка кривая,

Кобылка хромая,

Грязь по колено,

Дров ни полена,

Завтра рано поедем до пана!

Топ топ топ- приехали!

Эти игры успокаивают детей, настраивают их на позитивный лад, дети с удовольствием играют в них на протяжении долгого времени, и они им не надоедают. Постепенно перечень игр расширяется, например игра «Тень- тень потетень», затем прибавляются хороводные игры, и в старшем дошкольном возрасте дети способны играть во все виды народных игр.

Большинство народных игр, которые я использую в своей работе связаны с определенным временем года и сельскохозяйственным календарем, поэтому мы играем в них на музыкальных занятиях, а так же включаем их в календарные народные праздники, проводимые в нашем детском саду. Для того, чтобы подчеркнуть всенародный характер празднования, мы приглашаем родителей, бабушек и дедушек наших воспитанников на эти праздники не как зрителей, а как полноценных участников праздничного действия.

Начать я предлагаю с весенних народных праздников, так так наши предки придавали особенно большое значение встрече весны. И встречали ее три раза, первый раз в феврале, на Сретенье, второй раз праздник Жаворонки или Сороки, в честь сорока севастийских мучеников, и третий раз в апреле, праздник назывался Благовещение. В нашем детском саду уже является традицией проводить праздник Жаворонки. Он отмечается в конце марта. На этот праздник с давних пор принято хозяйками печь с раннего утра булочки в виде птичек, а затем дети и молодые девушки забирались на самые высокие места в деревне, это могли быть пригорки или крыши сараев и пели песенки заклички, они закликали птиц и весну.

В нашем детском саду уже несколько лет на праздник Жаворонки повара замешивают тесто, родители приносят детям фартуки и головные уборы и дети с утра сами изготавливают булочки в виде птичек, затем эти булочки пекутся в печи и дети потом их горячими кушают. А во время прогулки на улице дети поют заклички, которые мы с ними разучили.

Мероприятие состоит из двух частей, сначала мы проводим мастер-класс с родителями, на котором изготавливаем традиционную игрушку из ткани, например птичку или куклу- веснянку, детям и взрослым очень нравится такая форма работы, она вызывает большой интерес, а затем мы продолжаем наше мероприятие в музыкальном зале, где дети исполняют весенние заклички, все вместе мы играем в весенние календарные игры. Такие фольклорные праздники проходят очень ярко, задорно, весело, позволяют веселиться вместе и взрослым и детям, а также помогают возрождать забытые народные традиции.

А сейчас я предлагаю поиграть всем вам.

Игра “Чижик”

По дубочку постучишь, вылетает сизый чиж,

У чижа у чижика хохолочек рыженький,

Чижик по лесу летал, одной ножкой все махал,

Чижик, чижик, не зевай,

Себе пару выбирай!

“Летели две птички”

1 Летели две птички,

Ростом невелички

Припев: Ой, сад, виноград,

Зеленая роща 2 раза

2 Как они летели,

Все люди глядели

Припев:

3 Как они садились,

Все люди дивились

Припев:

4 Как они прощались,

Крепко обнимались

Припев:

Игра “Мак-маковочек”

1 Мак мак маковочек,

Мой любимый цветочек,

Встали все в ряд,

Спросили про мак:

Дедушка Ермак,

Пора сеять мак?

2 Мак мак маковочек,

Мой любимый цветочек,

Встали все в ряд,

Спросили про мак:

Дедушка Ермак,

Пора сеять мак?

3 Мак мак маковочек,

Мой любимый цветочек,

Встали все в ряд,

Спросили про мак:

Дедушка Ермак,

Пора сеять мак?

4 Мак мак маковочек,

Мой любимый цветочек,

Встали все в ряд,

Спросили про мак:

Дедушка Ермак,

Пора сеять мак?

Игра “Идет матушка Весна”

Идет Матушка Весна,

Отворяйте ворота,

Первым март пройдет,

Всех детей проведет,

А за ним и апрель,

Отвори окно, дверь,

А уж как придет май,

Сколько хошь теперь гуляй!

Игра «Галки- вороны»

Галки вороны,

Все ли вы здоровы?

Одна галка не здорова,

Себе ножку наколола,

Галки вороны,

Гнезда горят,

Кто последний прибежит,

У того гнездо сгорит!

Игра «Как на нашей улице»

Как на нашей улице,

Подралися курицы,

Петушок прибежал,

Куриц с улицы прогнал,

Они полетели,

На дубочек сели,

Дубок обломился,

Новый народился!

Игра «Растяпа»

Играющие стоят в кругу парами, один участник позади другого, в центре находится лишний участник, когда звучит музыка, участники, стоящие вторыми, танцуют в кругу, когда музыка прекращается, они стараются занять свое место. Участник, оказавшийся лишним, становится «Растяпой». Первый раз ему говорят: Раз, два, три, растяпа ты! Второй раз: Раз, два, три, четыре, пять, растяпа ты опять! Третий раз произносят слова: Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, растяпу мы забросим!

Игра «Суп варили»

Участники стоят парами лицом в центр, руки подняты вверх, и образуют воротики, одна пара находится в центре, все участники поют:

Суп варили, суп варили,

надо недоваривать,

гармониста песни петь,

надо уговаривать!

Во время пения пара забегает в открытые воротики, та пара, в чьи воротики забежали, старается занять следующие воротики. Когда слова песни закончились, пара, оставшаяся в середине круга, танцует под музыку.

Осенью я знакомлю детей и родителей с традиционными осенними праздниками, такими, как “Покровская ярмарка” и “Капустная вечорка”. Большое внимание уделяю украшению зала, обязательно организую выставку осенних даров природы, оформляю уголок в русском стиле, где демонстрируется старинная утварь, самовары, платки, изделия народных промыслов, это оказывает огромное положительное влияние на детей, они ближе знакомятся с русской народной культурой и обычаями. Родителям очень нравится участвовать в таких праздниках, они с удовольствием играют в различные народные игры совместно с детьми.

Игра «Репа- репонька»

Репка репонька,

Расти крепонька,

Не мала, не велика,

До мышиного хвоста, да!

Хоровод «Вейся, капустка»

Игра «Дударь»

Дударь, дударь, дударище,

Старый, старый старичище,

Его под колоду, его под другую,

Его под гнилую,

Дударь, Дударь, что болит?

Еще один народный обычай, полюбившийся нашим детям, это обряд колядования. Мы проводим его ежегодно, после новогодних праздников, заранее, еще перед Новым годом с детьми самого старшего возраста я разучиваю колядки, рассказываю детям об этом старинном обычае, мы готовим атрибуты: рождественскую звезду, корзины, костюмы, маски, предупреждаем заранее педагогов остальных групп, и идем к ним в гости, поздравляем их с наступившим Новым годом и Рождеством, желаем здоровья, благополучия в Новом году, исполняем колядки, а хозяева одаривают нас угощением. Это развлечение дарит детям встречу с красивым народным обычаем, а также много позитивных эмоций.

Масленица - проводы зимы, также очень ярко отмечается в нашем детском саду.

Игра «Я не Масленица»

Я не масленица, я не падчерица,

Я по кругу пойду, всех ребят обойду,

На плече платок лежит,

Кто скорее прибежит?

«Гори, гори ясно»

Гори гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо,

Птички летят, колокольчики звенят,

Раз, два, три, не воронь,

А лети, как огонь!

Исходя из опыта своей работы, я могу сказать, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время. Дети с удовольствием играют в них, игровой фольклор поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств.

Рефлексия

Уважаемые коллеги, я поделилась опытом своей работы, и сейчас мне хочется получить обратную связь от вас, я раздам вам птичек, а вы напишите на них, оказалась ли полученная информация полезной для вас и будете ли вы применять ее в своей работе, или может быть вам нужно время, для того чтобы осмыслить эту информацию, или полученная информация оказалась вам неинтересной и в работу вы ничего брать не будете.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 48 "Машенька" г. Брянска Пухомелина О. Ю. "Техника.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5–7 лет «Музыкальная Гусеница»Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5–7 лет «Музыкальная Гусеница» Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5-7 лет «Музыкальная Гусеница» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Игровой фольклор как средство развития музыкально-творческих способностей и развития духовно-нравственных чувств»
Опубликовано: 18 сентября 2023 в 12:51
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Игровой фольклор как средство развития музыкально-творческих способностей и развития духовно-нравственных чувств»» (включая файлы) размещена пользователем Мелькова Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД