Лучший педагог года

Практикум «Фонематический слух — основа правильной речи»

Марина Лобастова
Практикум «Фонематический слух — основа правильной речи»

Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нём радостно и интересно. Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, то у него всё в порядке с физиологическим (неречевым) слухом. А теперь у ребенка в руках маракас (или бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни – у него восхитительный музыкальный слух. Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С], в другую – со звуком [3], – у ребенка сформированный фонематический слух. Это умение сосредотачиваться на звуке, различать и анализировать их на слух; другими словами, это речевой слух.

Публикация «Практикум „Фонематический слух — основа правильной речи“» размещена в разделах

Если у ребенка плохо развит фонематический (речевой) слух, он может путать звуки, похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило, это свистящие и шипящие звуки: «с-ш», «з-ж», «сь-щ», «ц-ч», «с-ц», «з-с»; сонорные: «р-л»; твёрдые и мягкие: «б-бь», «з-зь», «с-сь», и т. д. ; звонкие и глухие: «д-т», «в-ф» и т. д. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: «дом»-«том», «рак»-«лак», «лук»-«люк», «жук» -«щук»). В последние годы многие дети путают даже далекие между собой звуки: «к-т», «г-д», «с-х». Т. е. несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. И если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить, что на данный момент и происходит, потому что дети, поступающие на логопункт или в логопедическую группу в возрасте 5-7 лет, имеют несформированный или недостаточно сформированный фонематический слух. Таким образом, становление у ребенка правильного звукопроизношения невозможно без полноценного восприятия звуков речи, без четкого их различения.

Способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы, при помощи которых образуется слово, обозначается термином фонематическое восприятие. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Недостаточно сформированное фонематическое восприятие затрудняет выполнение звукового анализа слова - это умение раскладывать слышимое слово на последовательный ряд звуков, что, в свою очередь, делает проблематичным процесс овладения чтением и письмом (письменной речью). Поэтому, развитие у детей фонематического слуха является необходимым условием для успешного обучения грамоте.

Когда же начинать развивать фонематический слух? Прямо с рождения. Да, именно с рождения начинается этот длительный процесс, когда надо учить повторять и различать слова и звукоподражания. У малыша спрашивают:

- Как говорит кошка? (Мяу.)

- Как стучит папа в дверь? (Тук-тук.)

- Как едет поезд? (У-у-у.)

- Как говорит водичка? (Кап-кап.)

Все эти звукоподражания формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки. Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения начинается где-то в 5-6 лет. Здесь наша задача – научить разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух. Это надо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того, чтобы он научился писать без проблем. Потому, что если не научить ребенка выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно. Такой ребенок постоянно испытывает трудности при письме, обречен на низкую оценку по языку и возможны проблемы при изучении других языков. Поэтому развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений в игровой форме, чтобы работа имела системный характер и была интересной каждому ребёнку. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.

Рассмотрим 6 уровней коррекционной работы по развитию фонематического слуха:

Первый уровень - узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Молчанка».

- Сейчас мы будем слушать разные звуки. Для того чтобы их услышать, поиграем в “Молчанку”: положите руки на стол, на руки голову, закройте глаза и слушайте.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы молчать

И спокойно слушать.

Через одну-две минуты после молчания задаётся вопрос: «Что вы успели услышать?». (Перечисляются звуки, услышанные в кабинете, за дверью, за окном.)

- Вокруг нас множество звуков. Мы живём среди звуков, только не всегда их слушаем. А их интересно слушать и различать.

Игра «Узнай предмет по звуку».

- Предметов много и звуков тоже очень много, и все они разные. Послушайте эти звуки.

(Логопед стучит молотком, деревянными ложками, играет на барабане, звенит колокольчиком, гремит погремушкой, ударяет в бубен.)

- Звуки, которые образуются вокруг нас с помощью движения предметов, называются неречевые. Нет движения – нет звуков.

- А сейчас попробуйте отгадать эти предметы по звучанию.

(Логопедом выполняются действия за ширмой, а дети называют, какой предмет звучал.)

- Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звучанию. Что вы слышали? (Мы слышали звуки.) Чем вы слушали? (Мы слушали ушами.)

- Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

Видео-игра «Угадай предмет по звуку»

(Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=eXlCbVGe0rk)

Детям предлагается угадать предмет по звуку, выбрав из четырёх картинок.

Пособие «Звуковое лото» (+ аудиозаписи).

(Ссылка на пособие: https://drive.google.com/drive/folders/0B0EIDAwuMPNeQTBHaU5JeDlhWlE)

1 вариант: на столе раскладываются и по необходимости называются карточки; взрослый включает аудиозапись, ребенок слушает и показывает картинку.

2 вариант: на столе лежат все карточки; взрослый включает 2 или три аудиозаписи подряд; просит ребенка вспомнить, что звучало первым, вторым, третьим; выбрать нужные карточки лото и разложить по порядку картинки, подходящие к услышанным записям.

Игра «Звучащие предметы».

Ребёнок по звуку потряхиваемой баночки, в которых находятся различные крупы и мелкие продукты, угадывает, что там внутри. Вначале предлагается 2 баночки, затем больше. Потом можно предложить поиграть в игру «Что лишнее?».

Игра «Похлопаем».

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.

2 уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

- Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают разные звуки.

Предложить детям встать и сочинить стихотворение, сопровождая его движениями животных и соответствующими звукоподражаниями, различающимися по высоте, силе и тембру.

Подпевает козлик мне … бе-е-е.

(Топают ногами.)

Лает пёсик, хвост задрав … гав-гав.

(Встают на четвереньки.)

А петух мне на бегу прокричал … ку-ка-ре-ку.

(Машут руками.)

А котёнок пискнул … мяу.

(Садятся на корточки)

- Какие звуки произносили? (Бе-е-е, гав-гав, … .) Эти звуки издают животные, а мы говорим.

«Громко - тихо».

Педагог читает стихотворение и предлагает произнести звук «а» соответствующим образом.

Аня утром рано встала,

Очень громко закричала: «А-а-а!»

Тихо, Аня, не кричи,

Других деток не буди.

Тихо: «А-а-а» произнеси.

Можно подключить фонетическую ритмику на звук «а»: руки вытягиваются вперёд, соединив ладони; произнося гласный «а-а-а-а…», руки плавно разводятся в стороны ладошками вверх.

«Далеко – близко».

Педагог предлагает послушать и определить, далеко или близко находится звучащий объект, а потом сказать так же.

- Кричат дети: «АУ» (громко), «ау» (тихо).

- Плачет малыш: «УА» (громко), «уа» (тихо).

Можно также подключить фонетическую ритмику одновременно на сочетание звуков «ау» и «уа»: см. выше на звук «а»; на звук «у»: руки согнуты на уровне груди; ладошки повёрнуты от себя; произнося гласный «у-у-у…», руки давящим движением выпрямляются вперёд и вниз.

3 уровень - различение сходных по звучанию слов.

См. презентацию: слайды 1-3

Слайд 1 – назвать слова, близкие по звучанию.

Парные слова: ворона – корона, банки – санки, лук - жук.

Слайд 2 – собрать пары слов.

Пары слов: коза – коса, уточка – удочка, дрова – трава, бочка – почка.

Слайд 3 – назвать лишнее слово-предмет.

В первом ряду – лишний «диван».

Во втором ряду – лишний «бант».

4 уровень – различение слогов.

Упражнение «Запомни, повтори».

- Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками: та-то-ту.

- Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости: га-ка-га.

- Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости: ба-бя-ба.

5 уровень – различение звуков (на примере гласных).

См. презентацию: слайды 4-9.

Примечание: в слайде 5 сказать о применении жестов, когда звуки мы произносим и слышим (подносим правую руку к губам, а затем к уху, а буквы мы пишем и видим (показываем правую руку ладонью вперёд, а затем подносим её к глазам).

6 уровень – освоение навыков анализа и синтеза.

Рассмотрим освоение навыков фонематического анализа.

См. презентацию: слайды 10-24.

Слайд 10 - слова следует подбирать таким образом, чтобы первый гласный звук был в ударной позиции.

Слайд 11- игра «Разложи картинки» учит детей выделять 1-й гласный звук в слове на фоне собственной громкой речи.

Слайды 12-14 - определение гласного звука в середине слова.

Слайд 15 - определение гласного звука в конце слова.

Слайд 16 - определение место гласного звука в слове.

Слайд 17 - определение последнего согласного звука в слове.

Слайды 18-19 - определение первого согласного звука в слове.

Слайды 20-21 - различение мягких и твёрдых согласных.

Слайд 22 - определение место звука в слове (начало, середина, конец слова)

Слайды 23-24 - выполнение полного звукового анализа слова.

И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза. Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в целое слово. Вот некоторые игровые упражнения (см. слайды 25-28).

Подводя итог, хотелось бы ещё раз отметить, что фонематический слух очень важен для правильного речевого развития, им не стоит пренебрегать. А упражнений на развитие фонематического слуха существует превеликое множество, и проводить их можно как на занятиях, так и вне. Но обязательно всё должно быть играя.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_3tsbq.pptx | 11811,9 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника»Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

КВН «Путешествие по стране правильной речи»КВН «Путешествие по стране правильной речи» КВН «Путешествие по стране правильной речи»Цель: совершенствование правильной речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: развивать.

Перспективный план по формированию правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсомоторному развитию Сентябрь 1 - неделя: 1. Пальчиковые гимнастики: «У Антошки есть игрушки», «Дружба», «Наши полотенца», «Сколько у меня игрушек» 2. Фигурки.

Проект «Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию» Формирование правильной речи у детей с Ф Ф Н через организацию деятельности по сенсорно моторному развитию и воспитанию» Введение: Речь.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Сценарий логопедического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Правильной Речи» Логопедический праздник ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ Автор сценария: учитель-логопед Сумина Ирина Николаевна Действующие лица:.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум «Фонематический слух — основа правильной речи»
Опубликовано: 23 марта 2020 в 22:37
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум «Фонематический слух — основа правильной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лобастова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД