Получи документы

Познавательно-исследовательский проект по экологии «Насекомые вредные или полезные»

Татьяна Черепкова
Познавательно-исследовательский проект по экологии «Насекомые вредные или полезные»

Познавательно-исследовательский проект по экологии

«Насекомые вредные или полезные»

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.

Продолжительность проекта : май-октябрь

Итог проекта : экологическая сказка «Дачные истории», драматизация «Муха-Цокотуха»

Актуальность проекта :

Вдруг исчезли б насекомые.

Как бы изменился мир?

Публикация «Познавательно-исследовательский проект по экологии „Насекомые вредные или полезные“» размещена в разделах

Стал приятней бы намного:

Нас не «ели» б комары,

И не докучали б мухи.

Без вредителей полей,

Без болезней…было б лучше,

Нам дышалось бы вольней!

Но ведь оскудели б почвы

Без трудяжек муравьёв,

И не стало б мёда, воска

Без стараний добрых пчёл.

Не было бы урожаев

Фруктов, ягод, овощей.

Ласточки б не щебетали!

И не пел бы соловей.

И без бабочек порханья

Загрустили бы цветы!

Светлячки бы не сияли…

Мрачен мир без красоты!

Автор: Раиса Тростьянова.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Поэтому взрослым необходимо создать условия, для того чтобы сформировать навыки правильного поведения детей в природе, заложить начало экологической культуры.

Дети смотрят на окружающий их мир, но зачастую не замечают его мелких представителей – насекомых. Не видят ни разнообразия насекомых, ни их особого мира, ни их прелести. Для того чтобы дети это увидели, им надо помочь узнать мир насекомых, а узнав, они полюбят его и будут беречь.

Педагоги группы заметили, что одни дети боятся насекомых, а другие стремятся во что бы то ни стало поймать их, не думая о последствиях. Есть дети (и немало, которые безжалостно их уничтожают.

В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Условия реализации проекта : создание на участке детского сада уголка насекомых («Гостиницы для насекомых», где дети могли бы наблюдать за жизнью обитателей, не мешая и причиняя вреда «шестиногим малышам», участие родителей в реализации проекта, подбор информации о насекомых нашего края, создание различных игровых ситуаций, направленных на поисково-познавательные действия детей.

Цель проекта : обогащение представлений детей о насекомых нашего края, формирование бережного отношения к природе.

Задачи:

расширять и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида, условиях жизни;

учить понимать причинно следственные связи, показать взаимосвязь всего живого;

развивать у детей познавательную активность через ознакомление с насекомыми;

развивать интерес к миру природы; стремление к познанию природы через творческую познавательно-исследовательскую деятельность;

развивать у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;

совершенствовать навыки партнерских взаимоотношений между детьми средствами проектной деятельности;

формировать осознанное отношение к соблюдению правил поведения в природе.

Ожидаемый результат:

-использование полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях;

-проявление любознательности и вопросительной активности;

-обладание элементарными представлениями о насекомых родного края;

-проявление бережного отношения к объектам природы;

-заинтересованность родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом.

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Разработка и накопление методических материалов:

• подбор картин, иллюстраций, книг, стихов, загадок, звукозаписей, презентаций.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта :

• подбор методической, научно – популярной, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;

• подготовка материалов для продуктивной деятельности;

• подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной, исследовательской деятельности.

3. Создание развивающей среды:

• организация на участке для прогулок уголка насекомых ;

• создание альбомов для рассматривания «Насекомые»

• изготовление лэпбука по теме «Насекомые».

4. Разработка мероприятий по работе с родителями.

• изготовление папки – раскладушки, наглядной информации о наблюдениях за насекомыми (народные приметы, стихи, загадки и т. д.);

• информированность родителей о предстоящей деятельности;

• размещение справочной информации по лексическим темам.

2 ЭТАП - ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

Образовательная область Виды деятельности

Социально-коммуникативное развитие Совместная деятельность

Трудовая деятельность

Сбор веток, коры деревьев, сухой травы, листьев и иголок сосны

для организации «Гостиницы для насекомых»

Формирование основ безопасности:

Беседы:

«Какие насекомые опасны для человека», «Почему нельзя трогать шмеля, пчелу»,

«В лесу мы гости у природы»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры:

«Наша дача», игры- имитации «Бабочки», «Труженицы пчелки», «Весёлые кузнечики»,

«Труженики муравьи» и др.

«Путешествие на лугу»,

«Зоологический музей насекомых».

Дидактические игры:

«Где летит насекомое», «Четвертый лишний», «Кого (чего) не стало?», «Кто, где живет?»,

«Кто как голос подаёт», «Кто летает?», «Сгруппируй предметы», «Угадай по описанию»,

«Что изменилось», «Кого я не назвала?», «Найди ошибку», «Кто больше?», и т. д.

Словесные: «Один – много», «Назови ласково», «Какой, какая, какие?», «Наоборот», «Сосчитай».

Игры-драматизации:

«Муха - Цокотуха».

Физическое развитие Совместная деятельность

Беседы: «Какую пользу приносят насекомые для здоровья человека»

Подвижные игры: Подвижные игры: «Поймай комара», «Превращение», «Жуки».

«Пчёлки и медведи»

Здоровьесберегающие технологии:

Физкультминутки, развитие общей моторики: «Вот такая стрекоза».

Пальчиковая гимнастика по теме «Насекомые» :

«Червячки», «Гусеница», «Оса», «Комарик», «Паучок дом без окон».

Дыхательная гимнастика: «Бабочки летели на цветочки сели», «Паучок на паутинке».

Познавательное развитие Организованная – образовательная деятельность

Познавательно – исследовательская деятельность

«Шестиногие малыши».

«Экологическая тропа весной».

«В гости к хозяйке луга».

Совместная деятельность

«Угадай про кого я говорю» (Загадки про насекомых)

Беседы: «Кто приносит мёд?», «Насекомые вредители, «Почему

нужны насекомые», «Как появляются бабочки».

Рассматривание иллюстраций с насекомыми

Дидактические игры

Презентация по теме «Насекомые»

Наблюдения:

- за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, выделять и называть характерные особенности

строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых).

Опыты, эксперименты: «Где живёт муравей».

Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность

Рисование:

«Пчелки на лугу», «Цветущий луг»

Лепка:

«Гусеница», «Божья коровка» из соленого теста, «Жуки» лепка +природный материал

Музыкальная деятельность

Слушание:

«Голоса насекомых»

Пение: распевка «Мы жуки»,

Аппликация

«Гусеница» объёмная, приёмом скатывания салфеток, «Бабочка» аппликация из кусочков бумаги

и объёмная аппликация.

Речевое развитие Чтение художественной литературы:

Потешка «Божья коровка»

Чтение : А. Барто «Комары»

Б. Заходер «Муха-чистюха»

К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище».

В. Сутеев «Под грибом»

Составление рассказов по сюжетным картинам о насекомых.

Беседы:

«Насекомые весной, летом и осенью».

Работа с родителями Наглядная агитация «Наблюдения с детьми на прогулке».

Помощь в создании «Гостиницы для насекомых» на участке детского сада.

Помощь в подготовке итогового мероприятия- экологической сказки «Дачные истории».

Помощь в создании костюмов для драматизации сказки «Муха-Цокотуха».

3 ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1. Обработка результатов по реализации проекта.

2. Выставка поделок и рисунков по лексическим темам.

3. Проведение итогового развлечения экологической сказки «Дачная история», драматизация сказки «Муха-Цокотуха».

4. Информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, фотовыставку.

Итог проекта :

По окончании проекта дети узнали много нового о жизни насекомых. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с насекомыми, расширили знания о пользе или вреде, которую они приносят людям и растениям. Они научились беречь и любить природу, замечать изменения в жизни насекомых. А самое главное, получили массу положительных эмоций. Я надеюсь, что эти знания помогут моим воспитанникам стать настоящими ценителями природы.

Список используемой литературы:

1. Емельянова Э. «Расскажите детям о насекомых» : Мозайка – Синтез, 2010г.

2. Танасийчук В. Н. «Экология в картинках» : М. Дет. Лит. ,1989г.

3. 3. Шорыгина Т. А. «Насекомые. Какие они?» : Гном,2014,

4. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»

5. -С. Н. Николаева, Парциальная программа «Юный Эколог». Система работы в старшей и подготовительной группе детского сада.

6. -О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая и подготовительная группа.

7. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Ах, эти вкусные конфеты» Руководитель проекта: Крум Галина Леонидовна Актуальность: Дети очень любят конфеты. Они готовы ими питаться практически целыми днями. Наблюдая,.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?»Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?» . 1. Информационная характеристика образовательного проекта Полное наименование проекта: " Микробы. Какие они?" Автор: Бушуева Л. А., воспитатель.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Наш веселый огород»Познавательно-исследовательский проект «Наш веселый огород» П Пр ект "Наш веселый огород" (Огород на подоконнике). ВИД ПРОЕКТА: познавательно –исследовательский, творческий. ТИП ПРОЕКТА: практический.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Познавательно-творческий проект «Овощи и фрукты — полезные продукты» Татьяна Голякова Познавательно-творческий проект: «Овощи и Фрукты — Полезные продукты» Татьяна Голякова Познавательно-творческий проект:.

Проект «Полезные и вредные продукты питания» Актуальность: нездоровые продукты питания наносят непоправимый вред нашему организму, в связи с этим развиваются многие заболевания у людей.

Проект «Вредные и полезные микробы» в подготовительной группе Цель проекта: Сформировать у детей элементарные представления о микробах, вреде и их пользе. Задачи проекта: -сформировать представления.

Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде» «Во саду ли, в огороде» Проблема: Какую модель познавательно – исследовательской деятельности можно использовать для ознакомления малышей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект по экологии «Насекомые вредные или полезные»
Опубликовано: 6 ноября 2022 в 16:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект по экологии «Насекомые вредные или полезные»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Черепкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД