МААМ-картинки

Планирование логопедических занятий в старшей группе

Ксения Гончаренко
Планирование логопедических занятий в старшей группе

Планирование занятий с детьми старшей группы на 3 периода обучения.

I период:

сентябрь-первая половина ноября – 11 недель;

II период:

вторая половина ноября-первая половина февраля –– 12 недель

III период:

вторая половина февраля-май – 14 недель.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Продолжительность индивидуальных занятий 20 минут.

Публикация «Планирование логопедических занятий в старшей группе» размещена в разделах

Тематическое планирование логопедических занятий по коррекции недостатков речевого развития с детьми старшей группы

Период Звуковая сторона речи

Развитие речи

Основное содержание работы

Произношение Фонематическое восприятие

I период

сентябрь- ноябрь Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’],

[ф] — [ф’], [д] — [д’],

[в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:

• изолированно;

• в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);

• в словах;

• в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.

Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).

Автоматизация поставленных звуков;

• изолированно;

• в открытых слогах (звук в ударном слоге);

• в обратных слогах;

• в закрытых слогах;

• в стечении с согласными;

• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.

Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.

Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове.

Практическое усвоение понятий “гласный — согласный” звук.

Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.

Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.

Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.

II период

ноябрь- февраль

Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’].

Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи).

Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:

• изолированно;

• в открытых слогах (звук в ударном слоге);

• в обратных слогах;

• в закрытых слогах;

• в стечении с согласными;

• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием, различающихся:

• по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’];

• по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];

а также:

• в обратных слогах;

• в слогах со стечением двух согласных;

• в словах и фразах.

Определение наличия звука в слове.

Распределение предметных картинок, названия которых включают:

• дифференцируемые звуки;

• определенный заданный звук.

На этом же материале:

• определение места звука в слове;

• выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;

• осуществление анализа и синтеза прямого слога;

• выделение согласного звука в начале слова;

• выделение гласного звука в конце слова.

Практическое знакомство с понятиями “твердый — мягкий звук” и “глухой — звонкий”.

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания) :

• по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]);

• по глухости — звонкости:

[п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];

• в обратных слогах;

• в слогах со стечением двух согласных;

• в словах и фразах;

• составление предложений с определенным словом;

• анализ двусловного предложения;

• анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.

Закрепление в самостоятельной речи навыка:

• согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;

• согласования порядковых числительных с существительными.

Закрепление умения:

• подбирать однокоренные слова;

• образовывать сложные слова;

• составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; • распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; • составлять предложения по опорным словам; • составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; • заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.

III период

февраль - май

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.

Дифференциация звуков по месту образования:

• [с] — [ш], [з] — [ж];

• [р] — [л];

• в прямых и обратных слогах;

• в слогах со стечением трех согласных;

• в словах и фразах;

• в стихах и коротких текстах;

• закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

Составление схемы слова с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме.

Выбор графической схемы к соответствующему слову.

Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

Подбор слова с заданным количеством звуков.

Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).

Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове.

Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.

Составление слов из заданной последовательности звуков.

Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях;

в коллективных формах общения детей между собой.

Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.

Календарно-тематическое планирование в старшей группе по обучению грамоте.

Месяц неделя Тема занятия Формирование фонетико-фонематической стороны речи

Сентябрь 1 Понятие о речевых и неречевых звуках.

Учить различать неречевые звуки по силе, высоте и тембру.

Учить различать близкие по звуковому составу слова. Развивать чувство ритма и рифмы в стихотворной речи.

2 Формирование понятия о действии и предмете. Понятие о слове и предложении. Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений; познакомить с понятием «слово».

Учить выделять названия предметов и действий в речевом потоке; соотносить предметы с вопросами КТО? ЧТО, действий с вопросом ЧТО ДЕЛАЕТ?

3 Звук [а]. Буква А.

Понятие о гласных звуках. Учить четко произносить звук [а] и давать ему характеристику. Дать понятие «гласные звуки».

Учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах.

Познакомить с буквой А.

4 Звук [у].Буква У Познакомить со звуком [у] и его характеристикой (с опорой на артикуляцию).

Дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало, конец слова).

Познакомить с буквой У.

Октябрь 1 Звуки [а- у]. Гласные звуки Учить давать сравнительную характеристику звукам [а] и [у], подбирать слова (картинки) на заданный звук.

Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА.

2 Звуки [п – п’]. Буква П.

Понятие о согласных звуках. Понятие о твердых и мягких звуках. Познакомить со звуком [п] и [п’]. Учить различать твердые и мягкие звуки.

Дать понятие «согласные звуки».

Познакомить с буквой П.

Звуковой анализ обратных слогов АП,УП

3 Звук [и].Буква И Познакомить со звуком [И]. Развивать умение выделять гласный звук в начале и в конце слова.

Познакомить с буквой И.

4 Звук[о]. Буква О Познакомить со звуком [О].

Закрепить понятие «гласный звук», «слог», «слово».

Автоматизировать звук [О] в слогах, словах и предложениях.

Познакомить с буквой О.

Ноябрь

1 Звуки [м – м’]. Буква М

Познакомить со звуками [м]и [м’].

Упражнять в делении слов на слоги, определении места звука в слове.

Познакомить с буквой М.

2 Звуки [н – н’]. Буква Н Познакомить со звуками [н] и [н’].

Учить составлять звуковые схемы и анализировать их.

Познакомить с буквой Н.

3 Звук [э]. Буква Э Познакомить со звуком [э]. Упражнять в звуковом анализе, деление слов на слоги.

Познакомить с буквой Э.

4 Звук [ы]. Буква Ы Познакомить со звуком и буквой Ы.

Упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова.

Декабрь 1 Звуки [ы – и ] Учить различать звуки [и] - [ы] на слух и в произношении. Выделение звуков [и] - [ы] в конце слова. Множественное число.

2 Звуки [т – т’]. Буква Т Познакомить со звуками [т] и [т’]. Учить различать звуки на слух.

Упражнять в выделении звуков в конце и начале слов; в звуковом анализе слогов, в делении слов на слоги.

3 Звуки [к – к’]. Буква К Познакомить со звуками [к] и [к’]. Учить различать на слух.

Закрепить понятия "гласный" и "согласный" звуки.

Упражнять в определении места звука в словах; в звуковом анализе слогов с выкладыванием схемы.

Развивать умение составлять предложения и строить схемы.

4 Звуки [п-п’-т-т’-к-к’] Закрепить произношение и различение звуков [п - т - к ]. Упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов

5 Звуки [б – б’]. Буква Б Познакомить со звуками [б]и [б’], учить различать на слух и характеризовать его с опорой на различные виды контроля.

Январь 1

2 Звуки [г – г’]. Буква Г. Познакомить со звуками [г – г ’], развивать фонематические процессы.

Развивать умение делить слова на слоги.

Упражнять в звуковом анализе слогов и слов.

3 Звуки [х – х’] Буква Х Научить характеризовать звуки [х – х’] по акустическим и артикуляционным признакам.

Упражнять в определении места звуков в словах.

Упражнять в анализе предложений.

Развивать фонематические процессы.

4 Звуки [в – в’]. Буква В Закрепить произношение и различение звуков [в – в’].

Развивать фонематические процессы.

Развивать умение анализировать предложения, слова и слоги.

Февраль 1 Звуки [ф – ф’]. Буква Ф Выделение заданного звука в начале, середине и в конце слова. Дифференциация твердых и мягких звуков. Анализ слов и предложений. Чтение буквы и письмо.

2 Звуки [д – д’]. Буква Д Дифференциация звуков. Знакомство с буквой. Чтение. Письмо

3 Звуки [с – с‘]. Буква С Выделение звуков в начале и в середине слова. Деление на слоги. Анализ и чтение звуковых рядов из двух и трех звуков. Знакомство с буквой С

Март 1 Звуки [з – з’]. Буква З Выделение звуков в начале и середине слова. Дифференциация твердых и мягких согласных. Знакомство с буквой. Чтение слов из 4 звуков.

Звук [Ц]. Буква Ц Выделение звука в начале, в середине, в конце слова. Анализ, синтез и чтение слогов из 2х,3х звуков

3 Звук [ш]. Буква Ш Выделение звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста. Воспроизведение и чтение слов из четырех и пяти звуков. Чтение предложений из 3х слов. Анализ предложения.

4 Звук [ж]. Буква Ж Выделение звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста. Воспроизведение и чтение слов из четырех и пяти, шести звуков. Чтение предложений из 3х слов. Анализ предложения

5 Звуки [с – ш ] Учить детей дифференцировать в словах звуки [С]-[Ш]. Анализ, синтез и чтение слов из 4х, 5ти звуков. Анализ и чтение предложений из 2 слов.

Апрель 1 Звуки [з – ж ] Учить детей дифференцировать в словах звуки [З]-[Ж]. Анализ, синтез и чтение слов из 4х, 5ти звуков. Анализ и чтение предложений из 2 х, 3х слов.

2 Буква Й Выделение звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста. Анализ и синтез слов и предложений.

3 Звуки [л – л’] Буква Л Выделение звуков в начале,в середине и в конце слова. Дифференциация твердых и мягких согласных. Анализ и синтез слов и предложений.

4 Звуки [р – р’]. Буква Р Выделение звуков в начале, в середине и в конце слова. Дифференциация твердых и мягких согласных. Анализ и синтез слов и предложений.

Май 2 Звук [Ч]. Буква Ч Выделение звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста. Воспроизведение и чтение слов из четырех и пяти звуков. Чтение предложений из 3х слов. Анализ предложения

3 Звук [Щ]. Буква Щ Выделение звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста. Воспроизведение и чтение слов из четырех и пяти, шести звуков. Чтение предложений из 3х и 4х слов. Анализ предложения

4 Повторение

5 Мониторинг

Публикации по теме:

Планирование занятий по физкультуре для детей раннего возраста. 1 часть Сентябрь (I-IV неделя) В гостях у деток! Программное содержание: Упражнять в ходьбе в прямом направлении, упражнять в ползании, развивать.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ Коррекционно – развивающая работа проводится по двум блокам: Содержание первого блока направлено на познавательное и речевое развитие в.

Перспективное планирование занятий-бесед на год (старшая группа) Месяц Тема детско-взрослого взаимодействия Август ---«Что мы делаем в детском саду?» ---«Умывание». --- «Одевание» --- «Не сиди сложа.

Планирование музыкальных занятий в первой младшей группе на июнь, 1–2 неделя Планирование музыкальных занятий в первой младшей группе на июнь, 1-2 неделяИюнь, 1-я неделя Тема: Неделя России Цель: Знакомство с русской.

Планирование музыкальных занятий в первой младшей группе на июнь 3–4 неделя .

Планирование занятий по физкультуре для детей раннего возраста. 2 часть Декабрь (I-II неделя) Зайка серенький сидит! Программное содержание; Познакомить с броском мешочка вдаль правой рукой (левой, упражнять.

Планирование занятий по физкультуре для детей раннего возраста. 3 часть Март (I-IIнеделя) По ровненькой дорожке шагают наши ножки! Программное содержание: Повторить ползание и подлезание под скамейку, закреплять.

Планирование занятий по социализацииПланирование занятий по социализации .

Тематическое планирование занятий по лепке в старшей группе Сентябрь Тема: Родной язык. Занятие №1. «Калмыцкие сказки». (Казакова, с. 124) Цель: Закреплять умение передавать в лепке движение фигурок.

Тематическое планирование занятий по сенсорному развитию для детей с ОВЗ Календарно-тематическое планирование Сенсорное развитие № Тема Программное содержание 1 «Фонарик» Фиксация взгляда на неподвижном светящемся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование логопедических занятий в старшей группе
Опубликовано: 16 декабря 2021 в 10:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Планирование логопедических занятий в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Гончаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД