Папки-передвижки

План-конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста «Сказочная страна «Шахматёнок»

Анастасия Кубанова
План-конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста «Сказочная страна «Шахматёнок»

Тема: Сказочная страна «Шахматёнок»

Выполнила: Кубанова А. А.

Цель: формировать общие первоначальные представления воспитанников о возникновении и особенностях игры в шахматы.

Задачи.

1. Заинтересовать воспитанников начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

2. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление дошкольников.

Публикация «План-конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста „Сказочная страна „Шахматёнок“» размещена в разделах

3. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами; графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”; чистые листы бумаги для рисования и маркеры – у каждого ребёнка; призы - наклейки за правильные ответы; подарочные буклеты на память – каждому ребёнку.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (5 мин.)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное королевство! Но это не обычное королевство, а шахматное и называется оно «Шахматёнок». Но прежде чем мы это сделаем, скажите:

- А знаете ли вы, что такое шахматы. (Ответы детей)

- Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар небес,

Шахмат королевство.

Там и ныне, словно встарь,

На высоком троне

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

Там отважны и сильны

Пешки храбро бьются,

Там и кони и слоны

Доблестно дерутся.

Ферзь с ладьей - на страх врагам

Поспевают всюду.

Кем, не скажите ли мне,

Выдумано чудо.

- Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)

- Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.

- Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)

2. Основная часть. (20 мин.)

- Тогда, слушайте внимательно.

- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный на Земле. (Ответы детей)

(Подвести детей к понятию, что главный – Человек)

- Да, действительно, самый главный на Земле – Человек. В жизни ему предстоит бороться с трехглавым Драконом.

Одна голова Дракона – жадность, вторая голова – подлость (предательство, а третья голова – хитрость.

Жадность и предательство – самые отрицательные качества человека. А почему? (Ответы детей)

- Если человек жадный, то он может и предать.

- А вот хитрость – это качество человека может быть как положительным, так и отрицательным.

Например: Хан из сказки о Золотой Антилопе, был хитрым и жадным, за это он и пострадал. Это – отрицательные качества.

А положительное – найти выход из затруднения с помощью своего ума, перехитрив противника, но, не совершив никакой подлости, например – Василиса Премудрая.

- Ребята, как вы думаете, что лучше ум или сила.

(Как правило, аудитория делится – одни за ум, другие за силу)

(Подвести к понятию: и ум, и сила)

- Кто главнее папа или мама (Папа и мама)

- Что лучше: хорошо учиться или много знать (Хорошо учиться и много знать)

- Или, что лучше: лето или зима. (Каждое время года хорошо по-своему)

- А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она “Чудесный мешочек”. Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)

Игра «Чудесный мешочек».

(Ребенок достает шахматную фигуру)

- Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)

- А на что она похожа. (Ответы детей. Тренер, в случае затруднения детей, говорит название фигуры.)

(Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные – вывешиваются на доске. В конце игры – закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске. За каждый правильный ответ детям вручается поощрительный приз.)

- Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.

- Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ – поощрительный приз.

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это. (слон)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это. (конь)

Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Стоит в Углу с величием судьи,

Приз дадут, и смело вступит в бои.

Известна своей крайней прямотой,

Неужто не узнаешь ты (ладьи)

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал. (ферзя)

Физминутка. (3 мин.)

- Итак, мы с вами поиграли, а сейчас займите, пожалуйста, свои места и посмотрите, внимательно на доску.

(На доске графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”).

- Как вы думаете, что здесь изображено. (Ответы детей)

- Обычно, с помощью круга и треугольника обозначается человек. А это не простой человек, а шахматист. Вспомним фразу А. С. Пушкина «А во лбу звезда горит» - таким будет идеальный шахматист. Но это достигается не сразу.

- Как вы думаете, что изображает каждый человечек? (Дети отвечают)

Учитель объясняет, что Одноглазик – ум, Двуглазик - мудрость, дальновидность, хитрость, как положительное качество. Трехглазик – это тот человек, который имеет и ум, и дальновидность, хитрость.

- Ребята, давайте каждый из вас нарисует таких человечков у себя на листах. (Дети рисуют сначала – Одноглазика, затем – Двуглазика, потом – Трехглазика – настоящего шахматиста)

- Давайте рассмотрим каждого из них.

- Можно ли стать настоящим шахматистом, будучи только Одноглазиком, то есть, только умным? (Нет)

- А только Двуглазиком – то есть мудрым, дальновидным, хитрым. (Нет)

- Какой же вывод можно сделать?

- Чтобы стать настоящим шахматистом, нужно стать Трехглазиком. Поэтому давайте поставим между фигурками соответствующий арифметический значки.

- Из этого следует: «Хочешь победу завоевать – должен Трехглазиком в шахматах стать!» (Повторить вывод хором)

- А вы хотите, стать победителем? (Да)

А как стать победителем вас научат у нас в шахматном дворце «Белая ладья».

- Вам понравилось наше путешествие? Ребята, а нам пора возвращаться обратно в наш сад. Но мы обязательно вернемся назад в королевство «Шахматёнок» и продолжим путешествия.

3. Итог занятия. (7 мин.)

- Ребята, что же нового вы узнали сегодня?

1. Где родилась игра в шахматы. (Индия)

2. Что необходимо для того, чтобы стать Трехглазиком в шахматах? (Много читать, развивать память, решать шахматные задачи, а главное - прийти учиться в шахматную школу)

- Спасибо вам, ребята. Вы мне очень понравились, мне очень интересно было с вами поиграть. На прощание я хочу вручить вам небольшие подарки. Они будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече, а заодно вы вспомните всё, о чём сегодня узнали. До свидания!

За каждый правильный ответ детям вручается наклейка – смайлик, надо учитывать, что наклейки должны быть у всех детей, для поддержания мотивации. В конце занятия можно раздать буклеты с наглядно – представленным содержанием занятия.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по обучению игре в шахматы "'Куча мала". Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную.

Конспект НОД по обучению игре в шашки, шахматы на тему «Знакомство с шахматной фигурой пешкой». 1-й год обучения Конспект непосредственно образовательной деятельности Обучение игре в шахматы, шашки На тему: «Ни шагу назад. Знакомство с шахматной фигурой.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы на тему «Шахматные фигуры» Конспект по непосредственно образовательной деятельности Обучение игре в шахматы, шахматы На тему: «Шахматные фигуры» 1-й год обучения Подготовила:.

Конспект по обучению игре в шахматы «Вот эта улица, вот этот дом»Конспект по обучению игре в шахматы «Вот эта улица, вот этот дом» Занятие №3 Задачи: Учить детей находить и обозначать «адрес» каждой клетки на шахматной доске; учить находить 4 угловые клетки; центр шахматной.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской» Главная цель обучения игре в шахматы – заинтересовать и привить интерес к игре, вызвать желание играть в неё, ненавязчиво помочь детям самим.

Конспект занятия по дисциплине обучение игре в шашки, шахматы «Знакомство с шахматными фигурами» Конспект по непосредственно образовательной деятельности Обучение игре в шахматы, шахматы На тему: «Знакомство с шахматными фигурами» 1-й.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения» Занятие №2 Задачи: Учить детей писать латинские буквы по вертикали шахматной доски а - а, Ь - бэ, с - цэ, d - де, e - е, f - эф, g - жэ,.

Обучение игре в шахматы. Конспект занятия «Разница между патом и матом» Конспект по непосредственно образовательной деятельности Обучение игре в шахматы, шахматы На тему: «Разница между патом и матом» Подготовила:.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы на тему «Начальное положение шахматных фигур» Обучение игре в шахматы, шахматы На тему: «Начальное положение шахматных фигур». Подготовила: Гайсина Гульшат З. Дата проведения: 15.12.18.

Опыт работы проектной площадки «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредствам обучения игре в шахматы» Опыт работы проектной площадки на тему «Познавательное развитие старших дошкольников через обучение игре в шахматы». Зачем нужно учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста «Сказочная страна «Шахматёнок»
Опубликовано: 31 января 2019 в 13:09
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста «Сказочная страна «Шахматёнок»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кубанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД