МААМ-картинки

Педагогический проект «На Урале мы живем — Родиной его зовем»

Крит Наталья Игоревна
Педагогический проект «На Урале мы живем — Родиной его зовем»

Педагогический проект по патриотическому воспитанию

«На Урале мы живем!

Родиной его зовем

Составители проекта :

воспитатели детского сада №10 «Солнышко» г. Кировграда

Актуальность:

Публикация «Педагогический проект „На Урале мы живем — Родиной его зовем“» размещена в разделах

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

В законе «Об образовании Российской Федерации» провозглашается приоритет общечеловеческих ценностей, утверждение гуманистического характера образования как системы воспитания и обучения, осуществляемой в интересах личности, общества, государства. В Концепции модернизации Российского образования особое место акцентируется на подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры. В связи с этим, наиболее значимыми в содержании эстетического воспитания дошкольников становятся проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности.

Не все дети знают профессии своих родителей, значимость их труда. Не все дети могут узнавать и различать флаг и герб нашей области, района. Это и определило тему моего проекта. В настоящее время дети почти не слышат, чтобы окружающие их взрослые - родители, воспитатели - с гордостью говорили о своей стране, своем поселке, своем народе. Ведь именно в дошкольном возрасте зарождаются патриотические чувства. Необходимо способствовать становлению эстетически развитой личности детей средствами декоративно-прикладного искусства. Ведь именно художественные промыслы составляют основу русского народного искусства.

Цель проекта :

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей на основе традиционных праздников и культурного наследия Урала.. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Задачи проекта.

Воспитывать у детей:

* стремление к познанию и уважению культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;

* стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;

Формировать у детей:

* чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

* представление о России как о родной стране;

* умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;

• представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Уральский Федеральный Округ.

Развивать у детей:

* познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством познавательной, игровой и творческой деятельности.

Для педагога :

- актуализировать у дошкольников имеющиеся представления о малой родине : закрепить знания о природе Урала, традициях и обычаях, распространенных на Урале;

- Дать представление о промышленности и хозяйстве своего региона, поселка;

- Уточнить знания о роли родителей в развитии промышленности и культуры нашего поселка;

- познакомить детей с новыми профессиями: машиностроитель, геологи, шахтеры, горный инженер, камнерез;

- закрепить, опираясь на художественные произведения, знания детей об Урале, его традициях и о роли человека-труженика;

- познакомить детей с промыслами Урала, формировать представление о декоративно-прикладном искусстве как эстетической ценности;

- способствовать формированию личностного интереса к художественным ремеслам уральского региона;

- развивать чувства сопричастности к творчеству мастеров декоративно-прикладного искусства Урала;

- создавать условия для творческого саморазвития дошкольников.

Для родителей :

- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;

- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;

- оказывать посильную помощь в создании мини-музея.

- оказывать помощь в изготовлении атрибутов для игр.

Образовательные области:

Здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Создание условий.

- пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;

- приобретение необходимого дидактического материала;

- создание мини музея в группе;

- создание условий для развития экспериментирования;

- создание условий для самостоятельных игр.

Средства реализации проекта.

- устное народное творчество;

- художественная литература;

- музыкальное народное творчество;

- декоративно-прикладное искусство;

- народные праздники, обряды, традиции;

- непосредственно образовательная деятельность;

Проект :

-Познавательно – творческий.

-Долгосрочный.

-Этапы проекта :

1. Создание условий: подготовка наглядных пособий, оснащение уголков, пошив костюмов, создание музеев. 2. Практический: проведение мероприятий НОД, экскурсий, бесед. наблюдений, творческой деятельности, мастер – классов с родителями. 3. Заключительный: праздничные, итоговые мероприятия.

Участники проекта :

воспитатели,

дети и родители детского сада № 10 «Солнышко»

.

В законе "Об образовании" Российской Федерации провозглашается приоритет общечеловеческих ценностей, утверждение гуманистического характера образования как системы воспитания и обучения, осуществляемой в интересах личности, общества, государства. В Концепции модернизации Российского образования особое внимание акцентируется на подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры. В связи с этим, наиболее значимыми в содержании эстетического воспитания дошкольников становятся проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности.

Отечественные программы по дошкольному образованию нацеливают педагогов на ознакомление детей с "золотым фондом" художественной культуры родного края, с лучшими образцами декоративно- прикладного искусства своего региона.

В региональном декоративно-прикладном искусстве проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: национальная психология, гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, стремление к красоте, и вместе с тем, отчетливо прослеживается его специфика: история, нравы, обычаи, образ мышления, эстетические вкусы. Все это богатство представлено в максимально выразительной форме регионального декоративно- прикладного искусства. Уральский сказ, легенда, народная песня, и вместе с этим, утонченность каслинских кружев и гравюры из стали, колоритность росписи по дереву и металлу, подчеркнутая природная красота самоцветного камня воспринимаются в единстве, если они с детства окружают ребенка.

План проведения мероприятий в группах ДОУ по проекту

(Название мероприятий, цель мероприятий, группы,сроки)

1. День народного единства проведение праздничных мероприятий в группах и тематических занятий Формировать активную гражданскую позицию, воспитывать интерес к истории своей Родины. Формировать понятие о России, как о многонациональном государстве, народы которого проживают в дружбе и согласии между собой. Все дошкольные группы ДОУ Октябрь- ноябрь

2. День матери Воспитывать любовь и уважение к своим мамам. Учить видеть забот,у ласку, теплоту, оказывать посильную помощь, внимание и заботу. Воспитывать в ребенке любовь к родному дому. Формировать нравственно – патриотические чувства. Все дошкольные группы ДОУ ноябрь

3. Новогодние и Рождественские праздники Пополнять богаж знаний детей о народных семейных традициях. Развивать у детей интерес к народным традиционным праздникам. Воспитывать доброжелательное отношение к членам своей семьи, друзьям и близким. Все дошкольные группы ДОУ Декабрь-январь

4 Познавательное занятие «Подземные богатства земли» Расширять знания о природ; познакомить с полезными ископаемыми (уголь, нефть,газ); дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту; формировать экологически грамотное поведение в быту и природе Подготовительная группа Октябрь, ноябрь

5. Занятие по ознакомлению детей с декоративным творчеством Урала «Чугунное узорочье каслинских мастеров»

Лепка по мотивам каслинского литья. Познакомить детей с изделиями каслинских мастеров, особенностями промысла Воспитывать уважение к народным промыслам и труду мастеров. Формировать у детей художественно- эстетическое восприятие. Старшая и подготовительная группы. Декабрь.

6. Познавательное занятие «Деревянная игрушка» Познакомить детей с народным деревянным промыслом. Привлечь внимание детей к народной деревянной игрушке. Формировать у детей художественно- эстетическое восприятие. Средняя группы Февраль- март

7. Знакомство с Урало-сибирской росписью.

Рисование узоров по мотивам урало-сибирской росписью. Знакомство с урало-сибирской росписью. Учить украшать предметы быта. Формировать у детей художественно- эстетическое восприятие. Старшая и подготовительная группа. Март-апрель.

8. Познавательное занятие «Искусство камнерезного промысла Урала» Познакомить детей с камнерезным и ювелирным промыслом Урала. Вызвать интерес к этому промыслу. Отразить свои впечатления в творческой деятельности. Старшая группа октябрь

9. Жестяной промысел Урала. Уральский самовар Познакомить детей с жестяным промыслом. Вызвать интерес к этому промыслу. Провести познавательную и игровую деятельность. Младшая группа ноябрь

10. Уральский валяльный промысел. Знакомство с валяльным промыслом. Вызвать интерес к валяльному промыслу. Организовать мини – музей для познавательной деятельности детей. Младшая группа Ноябрь

11. Уральская природа как залог процветания народных промыслов. Дать значимость сохранения уральской природы для процветания уральского края с его традициями и промыслами. Все возрастные группы ДОУ Январь- Декабрь

12. Мой любимый город Расширить знания детей о родном городе с его традициями, профессиями людей, достопримечательностями. Подготовительные группы. Апрель

!3. П. П. Бажов – уральский писатель Знакомить детей с творчеством П. П. Бажова Старшие и подготовительные группы. Декабрь

Результаты по проекту :

1. Макеты: "Гора самоцветов", "Малахитовая шкатулка", «Хозяйка медной горы»

2. Мини-музеи: «Секреты хозяйки медной горы», «П. П. Бажов», «Уральская роспись», «Кировград- город металлургов», «Каслинское Литье», «Резьба по дереву», «Уральский самовар», «Ах валенки, да валенки!»

3. Фотоальбомы: «Профессии моих родителей», «Мой город»,

4. Выставки рисунков: «Каменный цветок».

5. Фотоальбомы: «Народные промыслы».

6. Фотоальбом: Экскурсия с родителями в гончарную мастерскую В Нижние Таволги

7. Проведение НОД, познавательных экскурсий по мини – музеям в ДОУ

Ознакомление дошкольников с уральским народно- прикладным искусством

Заключение:

Первой ступенью в работе по патриотическому воспитанию было создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей социально - нравственному развитию дошкольников. Вместе с родителями и детьми созданы мини музеи по Уральским промыслам, а также уголки по патриотическому воспитанию в каждой группе, подготовлены костюмы, игрушки, оборудование для занятий, фильмы.

В Практической части дети с удовольствием и большим интересом участвовали в мероприятиях по знакомству с культурными традициями. Активность воспитанников проявилась как в творческой, так и в познавательной деятельности: участвовали в беседах, обследовали старинные предметы быта, полудрагоценные камни, изделия каслинского промысла и т. д., а также пробовали изготавливать их сами.

В заключении можно с гордостью сказать: Дети нашего сада почувствовали и осознавали себя частью большого этноса, научились выражать свою собственную субкультуру, укрепилось чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

Несомненно активизировались познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством познавательной, игровой и творческой деятельности.

Дальнейшая работа: Продолжать знакомить детей с Уральскими промыслами, организовать познавательную, художественно – творческую деятельность, а также игровую. Привлекать родителей к работе по теме «Народное достояние Урала».

Публикации по теме:

«Что мы Родиной зовем?» Совместный долгосрочный проект детей и родителей«Что мы Родиной зовем?» Совместный долгосрочный проект детей и родителей группа №10 «Лучики» Проблема : Выяснить с детьми -что мы Родиной зовём. ЦЕЛЬ: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей среднего.

Фотоотчет о мероприятии «Мы вас с собою в творчество зовем»Фотоотчет о мероприятии «Мы вас с собою в творчество зовем» Я рассказывала, уважаемые педагоги, что благодаря вам в нашем Центре детского творчества впервые появилась творческая группа «Дошколята».

Лэпбук «Город Асбест на Урале»Лэпбук «Город Асбест на Урале» Доброго выходного дня, уважаемые маамовцы! Представляю Вашему вниманию мой новый лэпбук "Город Асбест на Урале" Город Асбест-это жемчужина.

Педагогический проект «Ах, лето…» Введение Лето — удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Дети имеют возможность получить огромное.

Педагогический проект «Мои друзья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя Тип проекта: информационно-творческий Автор проекта Стратулат.

Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет)Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет) В течение марта в нашем детском саду проходил педагогический познавательно-творческий, речевой проект «Наш дом». Проект был организован.

Педагогический проект «Вам и не снилось!» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Рассказывая Вам о разнообразии форм работы с детьми и родителями, выделила в отдельный проект.

Проект «Что мы Родиной зовём»Проект «Что мы Родиной зовём» Проект «Что мы Родиной зовём» (средняя группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатели Карелина Е. А., Наумова.

Проект «Живем в безопасном мире» для старшего дошкольного возраста «Самое дорогое у человека - это жизнь» Н. А. Островский. Актуальность проекта: Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей.

Шедевры выставки «Айвазовский и флот» на Южном Урале.Шедевры выставки «Айвазовский и флот» на Южном Урале. К нам в город, Челябинск, привезли полотна знаменитого художника, Айвазовского. И мы решили с семьёй посетить данную экспозицию. Предлагаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «На Урале мы живем — Родиной его зовем»
Опубликовано: 12 января 2020 в 17:59
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «На Урале мы живем — Родиной его зовем»» (включая файлы) размещена пользователем Крит Наталья Игоревна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД