Лучший педагог года

Педагогический артистизм и его роль в формировании профессиональной культуры учителя-дефектолога

Наталья Петровна Павленкова
Педагогический артистизм и его роль в формировании профессиональной культуры учителя-дефектолога

"Дари себя детям!"

Ш. А. Амонашвили

Любое образование - это не только овладение системой знания, но и становление внутреннего мира личности. Внутренний мир личности - предмет исследования многих наук, и в том числе педагогики и психологии.

Педагог должен обладать богатым внутренним миром. Внутренний мир личности - это и искусство самовыражения, способности к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию. Педагогу, в особенности, кто работает с особыми детьми, как творческой личности необходимо раскрыть в себе педагогические способности, уметь применять их на практике, оказывая воздействие на развитие качеств, свойств, умений учеников. Среди педагогических способностей не последнее место занимает педагогический артистизм.

Публикация «Педагогический артистизм и его роль в формировании профессиональной культуры учителя-дефектолога» размещена в разделах

Артистизм - это не только внешние факторы (жесты, мимика, интонация, хотя и они очень значимы для создания атмосферы, но и способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе. Применительно к педагогике артистизм рассматривается как :

- черта личности педагога, некое ее своеобразие (способность перевоплощаться, живость, острота, дар рассказчика и др.);

- совокупность учебных приемов, «техник». Искусство отбора наиболее яркой, а не только значимой, смысловой информации; «техника» задавания вопросов, втягивающих всех в занятие-игру и позволяющих занятию запомниться;

- концепция педагогического творчества.

Роль и место артистизма в преподавании могут меняться при совершенствовании профессиональной деятельности педагога : он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы педагога, синтезировать и делать целостной всю его деятельность.

Не вызывает сомнения тот факт, что особое значение педагогический артистизм приобретает в деятельности специалиста коррекционного учреждения. Работа с детьми, имеющими проблемы, связанные со здоровьем, особые нужды, заставляет педагога-дефектолога постоянно помнить, что таким детям нужно не только воспитание и обучение, но, прежде всего, внимание, любовь, человеческое участие. Учитывая особенности детей с отклонениями в развитии и поведении, испытывающих трудности в усвоении содержания учебных предметов, своеобразие профессиональной работы с ними, педагог должен иметь ряд определённых личностных качеств, а также высокий уровень развития педагогических способностей, среди которых не последнее место занимает педагогический артистизм, способствующий успешному осуществлению коррекционно-развивающей работы. Дети, воспринимая и копируя педагога, "заражаясь" его способностями и умениями, сами выйдут на более высокий уровень коммуникативных умений, необходимых для успешной социализации и интеграции в общество.

В структуре педагогического артистизма мы выделили две стороны:

Внутренний артистизм - культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество. Образный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в "сценарии" занятия (особенно его первых минутах, внутренняя "настройка" на творчество, самообладание в условиях публичности и др.

Внешний, разомкнутый на класс артистизм - игровая подача, так сказать, "техника" игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к деятельности, владение умением самопрезентации, выведение детей на игровой уровень, умелая режиссура занятия.

Учить педагогическому артистизму и развивать его просто необходимо! Артистизм в какой-то степени – это дар. Творчество всегда связано с яркими эмоциями. Общение и совместная деятельность – это та основа, из которой фактически состоит вся жизнь человека.

Говорить о "театре" на уроке нужно не в смысле постановочном, декорационном, оформительском, а в смысле эффекта воздействия. В. И. Немирович-Данченко говорил: "Для того, чтобы возник театр, достаточно площадки, коврика, актера и публики". Точно так же для того, чтобы возник "театр", достаточно места, педагога и ребят. Главная фигура здесь - педагог-актер, педагог-художник, способный особым своим состоянием – артистизмом - воздействовать магически на детей.

Можно сказать, что артистичный педагог реализует неповторимые особенности своей творческой индивидуальности, которые становятся профессиональными качествами. Педагогический артистизм предполагает открытость и непосредственность педагога, умение говорить и действовать напрямую, делиться тем, что есть внутри. При этом вопросов "А что обо мне подумают, как я буду выглядеть?" как бы не существует. Артистичный педагог обладает также способностью заражения своими переживаниями, сомнениями, радостью других людей.

Артистизм придает всем манерам учителя-дефектолога одну общую черту - движение к людям, повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство.

Творческая деятельность педагога характеризуется необходимостью быстро, оперативно ориентироваться в сиюминутных, непрерывно меняющихся ситуациях живого общения, импровизировать на основе ранее задуманного в зависимости от текущих педагогических задач и своего творческого самочувствия.

Именно сейчас и именно в коррекционном образовательном учреждении как никогда нужны артистичные педагоги с широким диапазоном эмоциональных реакций, способные передать детям богатства общечеловеческой культуры.

На наш взгляд, задача артистичного педагога - оказать на детей эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание; утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами; заставить играть воображение, а игра - всегда свободный выбор.

«Минуты мгновения личного счастья» - К. Юнг – среди скрытых функций для человека есть функции не нужные для общества, но важные для самой личности.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли»Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли» Дидактическое пособие для детей «Цветные кастрюли» Автор пособия: Конькова Анна Вячеславовна, учитель-дефектолог, МКДОУ д/с № 10 г. Еманжелинска.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Консультация для родителей «Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ»Консультация для родителей «Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ» В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи. Среди детей.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Фотоотчет «Мой помощник — кабинет. Оснащение кабинета учителя-дефектолога»Фотоотчет «Мой помощник — кабинет. Оснащение кабинета учителя-дефектолога» Все хозяйки знают: покупать надо то, из чего можно приготовить. Тогда будет много, вкусно, разнообразно и полезно. Тот же принцип действует.

НОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Платочек для матрешки» с использованием кинетического пескаНОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Платочек для матрешки» с использованием кинетического песка Задачи: коррекционно–образовательные: • упражнять в счете до 5-ти, выстраивать ряд по убыванию, • закреплять умение действовать со сборно-разборной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический артистизм и его роль в формировании профессиональной культуры учителя-дефектолога
Опубликовано: 6 февраля 2024 в 16:43
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический артистизм и его роль в формировании профессиональной культуры учителя-дефектолога» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Петровна Павленкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД