Получи документы

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей

Валентина Гупаленко
Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей

«Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей

дошкольного возраста»

Данная тема актуальна для многих педагогов, занимающихся научной деятельностью, и практиков. Это связано с тем, что процесс полоролевой идентификации и половой дифференциации необходим для полноценного развития личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих полу социальных ролей и в первую очередь семейных ролей. Но в практической деятельности развитие полоролевой идентификации детей дошкольного возраста осуществляется в лучшем случае стихийно, а в худшем - не осуществляется вовсе. Это происходит в основном в связи с отсутствием четких методик полоролевого воспитания детей, сравнительно малым количеством научно-методической литературы, посвященной этой теме.

Публикация «Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей» размещена в разделах

Основными понятиями теории и методики полоролевой идентификации детей дошкольного возраста являются следующие:

полоролевое поведение - действия индивида, которые определяют его принадлежность к определенному полу, знаковое поведение, строящееся на различиях во внешности, одежде, манере держаться, системе жестов, лексике;

полоролевая дифференциация - совокупность генетических, физиологических и психологических признаков, на основании которых различается мужской и женский пол;

полоролевая идентификация - процесс и результат отождествления себя с представителями определенного пола, проявляется в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Анализ содержания данных понятий показывает, что основная и определяющая причина раннего полоролевого развития, возникновения половых психических различий и полоролевой дифференциации уже на уровне дошкольного детства — это не столько биологические особенности пола, сколько различия социальных требований, предъявляемых к мальчикам и девочкам со стороны взрослых и сверстников, подкрепление путем поощрения социально желательных для детей разного пола форм поведения и раннее осознание ребенком своей половой роли.

Работа по развитию полоролевой идентификации должна быть нацелена:

- на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности;

- формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу.

Для формирования общих представлений о мужественности и женственности рекомендуется использовать чтение художественной литературы и этические беседы. Как закрепление полоролевой идентификации старших дошкольников можно проводить сюжетно-ролевые игры. Они также используются как средство реализации детьми своих представлений о мужественности и женственности, преодоления разобщенности детей разного пола. Поэтому, направляя игру детей, следует очень бережно, тактично относиться к их собственному замыслу, инициативе, выбору партнеров по игре, видя в то же время свою задачу в расширении тематики и обогащении сюжетов игр таким образом, чтобы у детей была возможность участвовать в игровом взаимодействии со сверстниками другого пола в процессе исполнения привлекательной для себя роли. Кроме того, воспитателю нужно создавать условия для реализации представлений о половых ролях в различных видах деятельности, проявляя свою социальную компетентность.

Этому способствует обсуждение с детьми этических проблемных ситуаций трех видов:

- когда описанная проблема была разрешена двумя детьми, одним - правильно, другим - неправильно;

- когда проблема в предложенном рассказе решалась неправильно;

- когда перед ребенком в проблемной ситуации стоял вопрос «Как поступить?».

Для достижения поставленной цели был использован комплекс методов:

1) Беседа с ребёнком.

Цель беседы: выявить особенности представлений детей о половых ролях, о себе как о представителе определённого пола и о своих будущих ролях.

2) Методика «Неоконченные ситуации» (автор — О. И. Иванова).

Цель: выявить знания ребёнка об особенностях полоролевого поведения мальчиков и девочек.

3) Методика Н. Л. Белопольской «Половозрастная идентификация».

Цель: исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста ребёнка.

Следует отметить, что на предпочтение ребёнка при построении половозрастной последовательности, оказывает влияние его личный опыт, опыт общения со взрослыми.

работа по формированию половой идентификации у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, направленных на расширение представлений детей о половых различиях, о функциях пола, об интересах, характерных для мальчиков и девочек, о качествах и эмоциональных привязанностях детей разного пола. Необходимой частью работы будет формирование положительного отношения к представителям, как своего, так и противоположного пола, а так же к людям разного возраста (особенно к пожилым людям).

Ещё одним важным направлением работы с детьми является углубление представлений детей о нравственных качествах мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин. рекомендации по организации работы по углублению знаний детей о половых различиях в повседневной жизни, в специально организованной деятельности, беседах, играх, в педагогических ситуациях; разработку совместных мероприятий с родителями, конкурсов, соревнований, направленных на уточнение и детализацию образов родителей, как представителей определенного пола.

Публикации по теме:

Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников Актуальность проблемы речевого развития. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном.

Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с.

Мастер-класс на тему: «Формы работы воспитателя с семьей по художественному развитию детей дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В. А. Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев», а ярчайший.

Особенности организации работы по физическому развитию детей дошкольного возраста в нашей группеОсобенности организации работы по физическому развитию детей дошкольного возраста в нашей группе Сохранение здоровья детей дошкольного возраста можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые.

Особенности полоролевой идентификации в эпоху дошкольного детства с 3 до 7 лет Социализация – это совокупность всех социальных и психических процессов, посредством которых индивид усваивает и воспроизводит систему знаний,.

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в разработке и реализации ИОП для детей с ОВЗ На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей.

Отчет работы воспитателя подготовительной группы по интеллектуальному развитиюОтчет работы воспитателя подготовительной группы по интеллектуальному развитию В нашем детском саду был проведён тематический контроль по теме педсовета «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей.

Педагогический проект по формированию полоролевой идентификации у детей из полных и неполных семей в сюжетноролевой игре Педагогический проект Паспорт проекта «Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по-разному.

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Цель: Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов.

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Цель: • Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. • Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей
Опубликовано: 11 июня 2017 в 11:49
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Гупаленко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД