МААМ-картинки

Особенности представлений старших дошкольников об истории родного края

Елена Петрова
Особенности представлений старших дошкольников об истории родного края

Воспитание патриотической личности на сегодняшний день в нашей стране является одной из приоритетных задач. Нравственно-патриотическое воспитание представлено в специальной программе «Патриотическое воспитание Федерации на 2011-2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010 г. понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости, нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний, нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).

Публикация «Особенности представлений старших дошкольников об истории родного края» размещена в разделах

Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.

В самые первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития ребенка есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

Основой патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к родному месту, к Родине. В этот период развиваются те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет. Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время и требует дальнейшего изучения. Формированию патриотических ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К. Д. Ушинский.

Ушинский К. Д. призывал всех знать и любить родину, народ, его живую душу. И в современной дидактике Ушинский продолжает оставаться вдохновляющим примером в воспитании у молодежи общероссийского патриотизма, высокой культуры межнациональных отношений, гуманности в отношениях между людьми независимо от их национальности.

Макаренко А. С. не мог допустить пренебрежительного отношения к богатствам природы и народной души. Большое внимание как фактору воспитания Макаренко уделял народным играм и танцам. В танце проявляется характер нации. Патриотизм и гуманность составляют нераздельное единство, и педагога не покидает патриотический пафос, когда он раскрывает лучшие качества русского человека, воплотившиеся в народный идеал : оптимизм, интеллектуальное богатство, духовность, скромность и простота.

Анализ научной литературы по исследуемой теме показал, что наиболее продуктивно проблемой патриотического воспитания дошкольников занимались : Р. С. Буре, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, К. Д. Ушинский, и др. Современные педагоги и психологи, осмысливая проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам:

- формированию культуры поведения – С. В. Петерина;

- формированию гуманных отношений – Р. С. Буре, М. В. Воробьева, А. М. Виноградова и др. ;

- формированию любви к Родине – Л. И. Беляева, Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, Э. К. Суслова;

- воспитанию волевых качеств – Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, Н. А. Стародубова, А. Р. Суровцева.

- формированию эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения – М. И. Богомолова, В. Д. Бондарь, Р. И. Жуковская, Е. И. Радина, Э. К. Суслова, А. П. Усова.

Можно отметить, что подавляющее большинство работ содержат лишь общие характеристики патриотического воспитания, базирующиеся на определениях советской педагогической теории и адаптированные к современным условиям. В настоящее время недостаточно полно разработан теоретико-методологический инструментарий воспитания патриотического сознания у старших дошкольников, не создана единая универсальная воспитательная система, которую можно было бы с успехом применять в дошкольном образовательном учреждении.

Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

Таким образом, быть патриотом сегодня – сохранять чистоту родного языка, верность национальным ценностям и традициям, благоустраивать свой город и двор, вести здоровый образ жизни, быть готовым к выполнению обязанностей по защите Отечества.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края»Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Фотоотчет по проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края». Проводила.

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Образовательный.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Особенности сюжетного рисования старших дошкольниковОсобенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности представлений старших дошкольников об истории родного края
Опубликовано: 16 апреля 2024 в 17:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД