Лучший педагог года

Особенности использования здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования

Арзамаскова Ника Ивановна
Особенности использования здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования

Аннотация: в статье представлены подходы различных

авторов к понятию «здоровьесберегающих технологий,

раскрыты принципы их реализации в дошкольных

образовательных организациях.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии,

дошкольное образование.

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к

существенному снижению показателей здоровья и темпов

Публикация «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования» размещена в разделах

развития детей дошкольного возраста, что обусловлено

ухудшением социально-экономических и экологических

условий. В связи с этим в настоящее время все более

востребованными становятся такие › педагогические

технологии, которые помимо педагогического эффекта

предполагают сбережение здоровья детей.

Возникла необходимость применения новых технологий

здоровьесбережения, направленных на изучение

индивидуальных возможностей организма, обучение приемам

психической и физической саморегуляции. В этой связи весьма

актуальным становится вопрос о внедрении в практику

дошкольного образования здоровьесберегающих технологий,

при которых качественное обучение, развитие и воспитание

детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот

способствуют его укреплению.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет

в себе все направления деятельности учреждения образования

42

по формированию, сохранению и укреплению здоровья

учащихся. Здоровьесберегающая технология – это условия

обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований,

адекватность методик обучения и воспитания); рациональная

организация учебного-воспитательного процесса (в

соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными

особенностями и гигиеническими требованиями); достаточный

и рационально организованный двигательный режим [2, с. 89].

Н. А. Медведева характеризует данное понятие как охрану

и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы,

совершенствование функций организма ребенка, полноценное

физическое развитие, воспитание интереса к различным

доступным детям видам двигательной деятельности,

формирование положительных нравственно-волевых черт

личности в контексте общего педагогического процесса.

Г. И. Панфиленко предлагает такое определение – охрана и

укрепление здоровья, полноценное физическое развитие,

своевременное формирование у дошкольников двигательных

навыков и умений, совершенствование всех функциональных

систем организма.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном

образовании – технологии, направленные на решение

приоритетной задачи современного дошкольного образования –

задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья

субъектов педагогического процесса в детском саду: детей,

педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном

образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого

уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и

воспитание валеологической культуры как совокупности

осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,

знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и

сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей

дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи

здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи,

связанные с оказанием элементарной медицинской,

психологической самопомощи и помощи. Применительно к

взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том

43

числе культуры профессионального здоровья воспитателей

дошкольного образовательного учреждения и валеологическому

просвещению родителей [3, с. 36].

Для осуществления учебно-воспитательного процесса на

основании здоровьесберегающих технологий необходимо

выделить закономерности педагогического процесса, находящие

свое выражение в основных положениях, определяющих его

организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы.

Для того чтобы отобрать принципы –

здоровьесберегающих образовательных технологий обучения,

были определены критерии отбора: принципы должны

способствовать профилактике, диагностике и коррекции

здоровья дошкольников; развитию их познавательной

деятельности; гуманизации образования.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя

систему, в которую входят общедидактические принципы и

специфические принципы, выражающие специфические

закономерности педагогики оздоровления.

Рассмотрим более подробно указанные группы

принципов.

Общедидактические принципы – это основные

положения, определяющие содержание, организационные

формы и методы учебного-воспитательного процесса в

соответствии с общими целями здоровьесберегающих

образовательных технологий.

Принцип сознательности и активности – нацеливает на

формирование у детей глубокого понимания, устойчивого

интереса, осмысленного отношения к познавательной

деятельности. Принцип активности предполагает высокую

степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип наглядности обязывает строить воспитательный

процесс с максимальным использованием форм привлечения

органов чувств человека к процессу познания.

Принцип систематичности и последовательности

проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система

подготовительных действий позволяет перейти к освоению

нового и, опираясь на него, приступить к познанию

последующего, более сложного материала.

44

Среди специфических принципов, выражающих

специфические закономерности педагогики оздоровления,

важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» – одинаково

актуальный как для медиков, так и для педагогов.

Принцип триединого представления о здоровье (единство

физического, психического и духовно-нравственного здоровья).

Принцип повторения умений и навыков является одним из

важнейших. В результате многократных, повторений,

вырабатываются динамические стереотипы [1, с. 25].

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои

особенности в оздоровительной направленности

здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип

индивидуализации осуществляется на основе общих

закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на

индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает

ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. Принцип

непрерывности выражает закономерности построения

педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно

связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Список использованных источников и литературы:

[1] Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии

обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т. В.

Ахутина. – Текст: непосредственный // Школа здоровья. – 2009.

– №2. – С. 21-28.

[2] Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка :

практическое пособие / В. Ф. Базарный. – Москва: Аркти, 2005. –

175 с. – Текст: непосредственный.

[3] Вайнер Э. Н. Образовательная среда и здоровье

учащихся / Э. Н. Вайнер. – Текст: непосредственный //

Валеология. – 2010. – №2. – С. 35-39.

Публикации по теме:

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использования ИКТ (окончание) 1 часть 2 часть Конструирование мультимедийной презентации. У педагога, только приступающего к использованию презентаций на занятии или.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Сборник игровых пособий и здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возрастаСборник игровых пособий и здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым!» Движение – основа практически.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности использования здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования
Опубликовано: 15 января 2023 в 19:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Арзамаскова Ника Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД