Получи документы

Особая роль детства в развитии музыкальной восприимчивости человека, его музыкальных способностей

Марина Котова
Особая роль детства в развитии музыкальной восприимчивости человека, его музыкальных способностей

«За музыкою только дело.

И так, не размеряй пути.

Почти бесплотность предпочти

Всему, что слишком плоть и тело».

Поль Верлен. (Перевод Бориса Пастернака).

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека, уже в первые годы его жизни занимает большое место в его общем культурном развитии.

Публикация «Особая роль детства в развитии музыкальной восприимчивости человека, его музыкальных способностей» размещена в разделах

Как же приобщить ребёнка к музыкальному искусству, пробудить у дошкольника стремление к нему и потребность в восприятии музыки?

Закономерности приобщения ребёнка к музыкальной культуре, развитие музыкальных способностей в процессе обучения различным видам музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) изучает такая педагогическая наука, как методика музыкального воспитания.

Предмет теории и методики музыкального воспитания детей в своей основе опирается на музыку как вид искусства, к которой педагогика подходит с позиций эстетики.

Предметом теории и методики музыкального воспитания детей является изучение вопроса о целенаправленном управлении процессом музыкального воспитания, обучения и развития ребёнка. А также изучение характера взаимосвязей между музыкальным воспитанием, обучением и развитием.

Содержанием предмета являются вокальные и инструментальные произведения, используемые как для слушания, так и для детского исполнения, а также система педагогических воздействий на ребёнка, позволяющих посредством музыки расширять границы его личности.

В предмет изучения также входят переживания детей, возникающие при активном контакте с музыкальным искусством. [3;с. 21]

Какова же роль музыкального искусства в нашей жизни?

Музыка изначально живёт в человеке, ибо биологические ритмы, само дыхание и биение сердца, первые звуки, которые произносит ребёнок, нежный голос матери – музыка. Нет народа, которому были бы чужды ритмы, мелодичность, музыкальность.

Лишить ребёнка музыки невозможно. Музыка окружает его. Сила музыки – в её сходстве с интонациями человеческой речи, ведь интонациями голоса человек передаёт состояние своего внутреннего мира, свои чувства и переживания.

Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры, она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Таким образом, каждое музыкальное произведение, по словам В. Г. Ражникова, имеет некоторую «чувственную программу», разворачивающуюся во времени.

Связь музыки с человеком носит некий «интимный» характер, ибо у разных людей одна и та же музыка вызывает разные зрительные представления, ассоциации, чувства. Оскар Уайльд сказал, что искусство – это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Что ж, конечно же он прав. Музыка помогает нам понять самих себя, являясь проекцией наших чувств, эмоций, внутренних состояний. Однако всегда ли с должным вниманием человек относится к музыкальной культуре в течение своей жизни? Далеко не все обнаруживают стремление соприкоснуться с шедеврами музыкального искусства, довольствуясь примитивными, общедоступными мелодиями. В чём же причина? Возможно, она кроется в уровне музыкальной культуры семьи, в которой воспитывался человек. В его раннем музыкальном опыте далёкого детства. Ибо музыкальная культура прививается с раннего детства, рождая потребность общения с великим и прекрасным.

Малыш любит слушать. Природа предусмотрительно лишила его возможности постигнуть грамоту прежде, чем он научится слушать и говорить.

Ребёнок начинает воспроизводить мелодию в то же время, когда овладевает фразовой речью – к 2-м годам. Речь и музыка, проникая в психическую сферу через чуткое ухо, развивает ребёнка, и малыш не только смотрит во все глаза, но и слушает во все уши.

До 5-ти с половиной лет доминирует правое, творческое полушарие. Время первых музыкальных впечатлений совпадает со временем овладения речью. И мы вводим ребёнка в мир музыки с самого раннего детства. И малыш отзывается на музыку, познаёт радость слияния с ней, в его внутренний мир проникает гармония и красота.

В процессе музыкальной деятельности ребёнок приобретает музыкальный опыт, который будет иметь огромное значение в его дальнейшей деятельности, даже не связанной с музыкой. Способы усвоения опыта, а также способности, выступающие как результат усвоения детьми обобщённых способов музыкальной деятельности, объединены в комплекс, называемый музыкальностью.

Музыкальность – сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей. Академик Б. В. Асафьев, обобщая свои наблюдения, отмечал у одних хорошую музыкальную память, у других – отзывчивость на музыку, у третьих – наличие абсолютного слуха, сопровождающееся неотчётливостью восприятия более сложных художественных образов и, наоборот, у иных неразвитый музыкальный слух сочетается с глубоким и серьёзным интересом к музыке.

Основная задача музыкального воспитания в детском саду – это не ранняя профессиональная подготовка, а постепенное вхождение в этот непонятный, привлекательно звучащий мир, что обогащает личность ребёнка.

Мы видим, какое огромное значение в жизни человека имеет его соприкосновение с миром музыки в раннем детстве. Ибо, как сказал В. А. Сухомлинский, - «…Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти». И, конечно же, в первую очередь, здесь многое зависит от родителей, ибо им выпадает счастье быть первыми проводниками ребёнка в мир прекрасного. Родители вводят ребёнка в мир музыки, приобщают к культуре и искусству также через книги, рисование и восприятие живописи. Но надо помнить, что родители, да и воспитатели тоже, способны передать детям лишь то, что имеют сами, а наш внутренний духовный потенциал зависит от нас самих.

Литература:

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М. : просвещение, 1983 – 225 с.

2. Выготский Л. С. Психология искусства. – Ростов н/Д. : Издательство Феникс, 1988 – 480 с.

3. Зимина А. И. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Шуя, 1993 – 286 с.

4. Петрушин В. И. Музыкальная психология : Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М. : Гуманитарный издательский центр Владос, - 1997 – 384 с.

5. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 1996 – 336 с.

6. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. П. Венгера. – М. : Педагогика, 1988 – 136 с. : ил.

Публикации по теме:

Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа)Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа) Важнейшим этапом развития ребенка, позволяющий развивать как физическую, так и интеллектуальную активность является конструктивная деятельность.

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4–5 лет «Чудо-паровоз»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4–5 лет «Чудо-паровоз» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4-5 лет «Чудо паровоз» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Развитие музыкальных способностей в семье Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Ещё в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует.

Консультация для музыкальных руководителей «Роль музыкального руководителя ДОУ в сплочении коллектива» Любой руководитель заботится о микроклимате в своей организации. Никому не нужны склоки и раздоры, мешающие эффективной деятельности коллектива.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей»Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей» Консультация для родителей «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей» Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное.

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе музыкальной импровизацииРазвитие творческих способностей дошкольников в процессе музыкальной импровизации К Дню музыкальных импровизаций на МААМ Сама по себе импровизация как процесс это творчество в чистом виде, так как ребенок, импровизируя,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особая роль детства в развитии музыкальной восприимчивости человека, его музыкальных способностей
Опубликовано: 4 февраля 2024 в 22:40
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особая роль детства в развитии музыкальной восприимчивости человека, его музыкальных способностей» (включая файлы) размещена пользователем Марина Котова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД