МААМ-картинки

Виртуальные экспедиции как эффективная технология ознакомления с многообразием просторов России

Трушкина Кристина Игоревна
Виртуальные экспедиции как эффективная технология ознакомления с многообразием просторов России

В веке компьютерных технологий ежеминутно появляется новое изобретение,

которое помогает познавать окружающий мир, каждый раз еще более интересное и более простое в использовании. Нам, педагогам, необходимо идти в ногу со временем, следить за достижениями науки и техники, использовать свое педагогическое мастерство, чтобы сделать учебно-воспитательный процесс познавательным, интересным, разносторонне развивающим, воспитывающим.

Публикация «Виртуальные экспедиции как эффективная технология ознакомления с многообразием просторов России» размещена в разделах

Все мы любим путешествовать! Но можем ли мы попасть в любую точку мира, как только этого захотим? А ещё сложнее оказаться на дне океана или в космосе. Опасно гулять по пустыне или по болотам, рассматривать вблизи кобру или крокодила! Но как же интересно узнать обо всём об этом! Как хочется увидеть всё своими глазами!

В процессе своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемами, которые препятствуют систематичной работе по формированию у дошкольников представлений о просторах России. Так как речь идет о формировании представлений о Родине в целом, мы по ряду причин не имеем возможности показать красоту и величие городов России, и их достопримечательности. Данная проблема стимулировала меня на поиск новых методов и способов для достижения этой цели.

Я считаю, что особую ценность представляют собой виртуальные экспедиции по просторам нашей Родины, хотя в педагогических науках данная тема разработана недостаточно. Виртуальные экспедиции по родному краю помогают сформировать у детей любовь к малой родине, патриотизм, интерес к истории родного края, традициям, воспитывать доброту, человечность, чувство гражданственности. Виртуальные экспедиции являются наиболее эффективной технологией и позволяют в любое время года очутиться в любом уголке нашей страны, что обычно недоступно из-за удаленности и погодных условий.

Виртуальная экспедиция – это организационная технология обучения, отличающаяся от реальной экспедиции виртуальным изображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов и др.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов, исследования данного объекта, запись результатов в исследовательский журнал.

Цель моего опыта работы: представить материал по проведению виртуальных экспедиций при ознакомлении дошкольников с просторами России.

Задачи:

- познакомить педагогов с разнообразием виртуальных экспедиций;

- рассказать об особенностях проведения виртуальной экспедиции;

- предоставить материалы по проведению экспедиций.

Виртуальная экспедиция – это один из методов проектной деятельности и является эффективной технологией ознакомления с многообразием просторов России.

Виртуальная экспедиция имеет ряд преимуществ перед традиционными экспедициями :

• Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.

• Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов.

• Помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями.

Ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

По форме и содержанию виртуальные экспедиции могут быть нескольких видов:

– интерактивные (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;

– видео экспедиция, видео в ходе, которого педагог озвучивает заранее подготовленный текст. То есть берет на себя роль экспедитора или же проводника. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах и в глобальной сети Интернет.

Перед началом проведения виртуальных экспедиций я изучала материал по данной теме, методах исследования, затем о способах проведения виртуальной экспедиции, училась сама составлять их в презентацию, подбирая нужный текст, фотографии, картинки, снимки, исследуемый материал.

На мой взгляд, виртуальные экспедиции являются эффективной технологией организации работы по ознакомлению дошкольников с просторами России и в этом отношении имеют ряд существенных дидактических функций:

1) Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, отчего значительно повышается познавательная активность детей;

2) Помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, ведь сам процесс восприятия преподносимого материала становится намного увлекательнее;

3) способствуют развитию наблюдательности, исследовательской деятельности, навыков самостоятельной работы.

Любая экспедиция начинается с подготовительного этапа. Это беседы, сбор информации, поиск фото – и видео - фрагментов про определенный объект исследования, составление словаря экскурсовода, работа с картой и глобусом, составление маршрута экспедиции, выбор средства передвижения (на чем добраться до определенного объекта исследования, подбор необходимых вещей.

После подготовительного этапа перехожу к основному этапу виртуальной экспедиции. Каждый раз при разработке новой виртуальной экспедиции, я старалась четко определить ее цели, задачи, подбирала тематику, методы и объект исследования. Ведь выбранная тема служит основой, стержнем, который объединяет все объекты и под темы экспедиции в единое целое. После этого, я обдумывала, какой вид виртуальной экспедиции я могу использовать по данной тематике. При выборе объектов для демонстрации важно помнить о том, что показ является частью, занимающей главенствующее положение в экспедиции. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала.

При определении маршрута экспедиции я старалась выбирать такие просторы нашей страны, которые интересны были бы детям и являются уникальным наследием нашей России. Я старалась, чтобы каждый выбранный мною маршрут представлял собой наиболее удобный путь исследования экспедиционной группы, способствующий постепенному раскрытию темы. В самой экспедиции последовательность материала видеоряда я составляла так, чтобы он максимально раскрывал выбранную мной тему. При составлении текста виртуальной экспедиции я учитывала возрастные особенности детей, уровень их знаний, интересы, доступность материала, его соответствие заявленной теме. Старалась подобрать лаконичные, короткие, емкие, понятные, четкие формулировки.

Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экспедиций играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экспедиции. Хочу обратить внимание на то, что в основу подготовки любой экспедиции должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей.

Заканчиваем виртуальную экспедицию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.

Виртуальные экспедиции я проводила 2-3 раза в месяц. Это зависело от темы недели, ее связи с историей города и страны. Каждый раз я заранее готовлю комнату. Вся познавательная деятельность длится 25-30 минут. Организационная сторона виртуальной экспедиции выражается в четком продуманном плане ее организации. Поэтому я, как начальник экспедиции в процессе подбора материала заранее изучала место экспедиции, продумывала путь исследования, содержательную сторону.

Моей главной задачей было показать детям, что в нашей огромной стране, есть многообразие просторов. Воспитывая у детей любовь к своей стране, я стремилась подвести их к пониманию того, что наша Родина уникальна и неповторима.

Использование проведения виртуальных экспедиций впервые я начала в рамках реализации проекта «Моя семья, мой город, моя страна». Эта технология работы мне очень понравилась тем, что позволила наглядно, разнообразно, эмоционально преподнести материал детям при формировании у них системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей семье, своей малой и большой Родине, гордости за неё, за русский народ, его культурное наследие.

При реализации проекта мне хотелось найти новую технологию работы, такую, которая будет одинаково интересна и детям, и родителям, и мне – воспитателю. Виртуальные экспедиции, как необычная технология проведения исследовательской или осведомительной деятельности, идеально подходит благодаря тому, что подача материала происходит визуально, сопровождается текстом-расшифровкой, ложится на уже знакомые, полученные ранее знания детей.

Виртуальные экспедиции, конечно, не заменят реального посещения тех или иных объектов, но это отличный способ познакомиться с труднодоступными местами на планете. Другой положительный момент виртуальных экспедиций - расширение кругозора детей. Возможность использования данной технологии сделает образовательную деятельность более живой и интересной.

Социальная значимость виртуальных экспедиций заключается в доступности информации для всех воспитанников, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Далеко не каждый ребенок может посетить тот или иной объект в реальной жизни, а благодаря виртуальным экспедициям это становится возможным.

Использование виртуальных экспедиций позволяет не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей к занятиям, развить познавательные способности, сформировать умения поисково-исследовательской деятельности.

Таким образом, использование виртуальных экспедиции делает процесс воспитания и обучения более интересным, качественным, результативным. При проведении виртуальной экспедиции, важно учитывать, чтобы она способствовала обогащению детей неповторимыми впечатлениями, желание делиться своими мыслями, знаниями об увиденном и услышанном.

Литература:

1. Виноградова Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада/Н. А. Виноградова,Н. В. Микляева// М. УЦ Перспектива: 2011.–208с.

2. «Детство:Примерная образовательная программа дошкольного образования»/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе,О. В. Солнцева и др. СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС,2014.–352с.

3. «Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М. : ТЦ Сфера, 2012.– 128с.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. N26 «Об утверждении СанПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Электронные ресурсы:

1. Ажищева Т. А. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ/Т. А. Ажищева

// Центр образовательного и научного консалтинга. [Электронный ресурс].

2. Корецкая С. В. Проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды»/С. В. Корецкая//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс].URL :https://festival.1september.ru/articles/559339/(дата обращения 28.02.2018г.

Публикации по теме:

Кейс-технология как средство для ознакомления дошкольников с миром профессий в старшей группе ЗПРКейс-технология как средство для ознакомления дошкольников с миром профессий в старшей группе ЗПР Тема: «Кейс-технология» как средство для ознакомления дошкольников с миром профессий в старшей группе комбинированной направленности ЗПР.

Флешмоб «Три цвета праздника» ко Дню флага России как эффективная форма воспитательной работы с детьми дошкольного возрастаФлешмоб «Три цвета праздника» ко Дню флага России как эффективная форма воспитательной работы с детьми дошкольного возраста Флешмоб "Три цвета праздника" ко Дню флага России,как эффективная форма воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. В настоящее.

Использование раскрасок для ознакомления с народными промыслами РоссииИспользование раскрасок для ознакомления с народными промыслами России В рамках тематической недели «Мастера и мастерицы» мы знакомим детей с предметами народного творчества и народными промыслами России. Творчество.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Конспект прогулки «Наблюдение за многообразием растений»Конспект прогулки «Наблюдение за многообразием растений» Цель прогулки: закрепить знания детей о деревьях,различных их частях (корни, ствол,крона); учить отличать различные виды деревьев; продолжать.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Технология макетирования как эффективная форма организации образовательного пространства в ДОО. Сценарий мероприятияТехнология макетирования как эффективная форма организации образовательного пространства в ДОО. Сценарий мероприятия Мастер-класс «Технология макетирования как эффективная форма организации образовательного пространства в детском саду» Выходят под музыку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виртуальные экспедиции как эффективная технология ознакомления с многообразием просторов России
Опубликовано: 3 февраля 2024 в 22:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виртуальные экспедиции как эффективная технология ознакомления с многообразием просторов России» (включая файлы) размещена пользователем Трушкина Кристина Игоревна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД