МААМ-картинки

Опыт работы «Роль сказки в экологическом воспитании детей»

Анастасия Кузнецовская
Опыт работы «Роль сказки в экологическом воспитании детей»

«. Сказка неотделима от красоты… благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».

В. А. Сухомлинский

Я хочу поделиться с вами опытом работы по теме «Путешествие по сказкам».

Публикация «Опыт работы „Роль сказки в экологическом воспитании детей“» размещена в разделах

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Ведь взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передавать этот опыт можно не иначе как с помощью речи.

Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявлялась с такой яркостью, как в народных и авторских сказках.

Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического и экологического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

Цель работы : развитие связной речи и речевого творчества дошкольников через ознакомление со сказками.

Чтобы достичь цели я выделила несколько приоритетных задач :

Развивать интерес к творческому пересказу, желание фантазировать, самостоятельно придумывать собственные истории.

Мотивировать на создание воображаемых образов.

Воспитывать интерес к художественной литературе, интерес к совместной творческой продуктивной деятельности.

Работу я начала с изучения научно-методической литературы. Затем проанализировала уровень ознакомления детей со сказками. После этого написала «Перспективный план работы».

В группе была создана развивающая предметно-пространственная и речевая среда, которая способствует развитию эстетического восприятия сказки и раскрытию творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы со сказками. Я создала в группе «Уголок сказки», в котором разместила книги сказок с яркими иллюстрациями.

Помимо библиотеки детских книг, у нас имеются разные виды театра (настольный театр, пальчиковый театр, театр би-ба-бо, маски-шапочки, театр игрушек, конусный театр, настольно-печатные и дидактические игры по сказкам. С помощью родителей изготовили маски и пополнили «Уголок ряженья» новыми нарядами. Также были изготовлены круги Луллия по различным сказкам, картотека сказок в картинках, картотека экологических сказок.

В своей работе по развитию речи при помощи сказки я использую разные формы обучения. И применяю их во всех областях педагогического процесса. Так как большое место в жизни моей группы занимают сказки, мы очень часто читаем их и драматизируем, беседуем о них, рассматриваем иллюстрации, лепим и рисуем. Настольными книгами у детей почти всегда являются сказки.

Также мы слушаем сказки в аудиозаписи и смотрим мультфильмы по сказкам. Читаем потешки и играем в пальчиковые игры. Рассматриваем и обсуждаем иллюстрации в книгах. Учимся отвечать на вопросы по сюжету сказки. Повторяем импровизированные звуки голосов, издаваемых героями. Воспроизводим сюжет сказок с помощью театров разного вида.

На улице во время прогулок ребятам нравиться играть в «Сказочные фанты», с помощью которых они вспоминают героев и сюжеты известных сказок, развивают внимание, мышление, фантазию, смысловую память.

Так же мы с ребятами познакомились с новой для нас методикой, которая называется «Карты Проппа». Она позволяет нам с помощью символических картинок пересказывать знакомые сказки, а также сочинять свои собственные сказки с новыми героями, наделяя их определёнными качествами.

По данной методике мной был проведён мастер-класс на районном методическом дне «Слагаемые мастерства», на котором я ознакомила педагогов с особенностями данной методиками и этапами её реализации.

В связи с тем, что в годовом плане работы нашего детского сада акцент ставится на экологическое воспитание дошкольников, я считаю необходимым указать роль сказки в экологическом воспитании дошкольников.

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки мы даём определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме. Например, читая сказку «Репка», мы даём детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). Рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы знакомим детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. В сказке «Двенадцать месяцев», даём понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.

Так, на примере русской сказки «О молодильных яблоках и живой воде» мы акцентирует внимание детей на особых, живительных свойствах воды.

Существует целый ряд экологических сказок, которые знакомят детей с необыкновенными героями: Листик, Одуванчик, Радуга, Капелька и их удивительными приключениями: «Приключения листика», «Родничок зовет на помощь», «Лес – полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба».

Так, например, мною с целью обобщить и закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе весной, было проведено открытое занятие «В гостях у сказки», где к ребятам в гости пришел зайка за помощью. Ребята, на основе сказки «Заюшкина избушка» закрепили характерных признаков времени года весна, названий месяцев, упражнялись в назывании частей суток, закрепляли умение устанавливать причинно - следственные связи.

На открытом занятии по развитию речи «Зимняя сказка», вместе с гостьей – Феей песка, закрепили представление о зиме, как о времени года, о предметах зимней одежды, зимних забавах.

Знакомя детей со сказкой «Курочка и петушок», я привела их к выводу о том, что если ты с природой поделишься, то она отблагодарит тебя …Пошла курочка на сеновал. Взяла сено. Сено она принесла коровушке, коровушка дала молока….).

В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы.

Авторских сказок с действительно экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

Прикреплённые файлы:

opyt-raboty_qkt5a.pptx | 18441,17 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области»Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области» Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.

Отчет об экологическом воспитании детей средней группы Отчет об экологическом воспитании детей средней группы. Выполнила воспитатель: Рулева Елена Юрьевна Актуальность Всё прекрасное в людях.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возрастаРоль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .(В. А. Сухомлинский.) С раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Роль сказки в экологическом воспитании детей»
Опубликовано: 20 января 2022 в 11:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Роль сказки в экологическом воспитании детей»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кузнецовская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД