Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Арина Дубинина
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

«Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

Составила: воспитатель

Дубинина Арина Мурадовна

Апрель

2024

Актуальность.

Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого.

Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность.

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность“» размещена в разделах

Актуальность детского экспериментирования состоит в том, что современные дети живут в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому. В наше время существует реальная проблема современных детей – замена реальной природы виртуальной.

В процессе детского экспериментирования дети познают мир через собственные ощущения. Ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети учатся выдвигать гипотезы, строить предположения, формулировать выводы. Что помогает в обогащении и развитии речи. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, воспитание у детей таких качеств, как уверенность в себе, коммуникабельность.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Проведя наблюдения в группе, можно сказать, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо. В связи с этим мною был сделан выбор о необходимости проведения работы по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность. Так как экспериментирование – это один из самых эффективных способов, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями.

Учитывая практическую значимость метода экспериментирования для всестороннего развития ребенка, в своей работе поставила перед собой следующие цели и задачи.

Цель : развивать любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

• создать в группе необходимые условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации;

• формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;

• обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи;

• обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить предположения, искать ответы на вопросы и делать простейшие выводы, анализируя результат экспериментальной деятельности.

Для этого в группе был разработан перспективный план кружка «Познавайка».

Для решения поставленных целей и задач вместе с родителями создается предметно-развивающая среда

прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма, формы для изготовления льда, трубочки,

растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т. п.

бросовый материал

бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

природный материал: (камешки,, ракушки, шишки, семена и т. п.)

При выборе темы следую в соответствии с принципом от простого к сложному. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его. А также она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования

(получить новые полезные знания, умения и навыки).

В условиях детского сада я стараюсь использовать только элементарные опыты и эксперименты.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

постановка проблемы;

поиск путей решения проблемы;

проверка предположений;

обсуждение увиденных полученных результатов;

формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Для организации и поддержания интереса к экспериментированию использую чтение с детьми научно-познавательной литературы о различных природных явлениях, стихи, рассказы, сказки, потешки, загадки.

Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:

• мотив помощи;

познавательный момент (почему так);

Дети активно участвуют в предложенных опытах и экспериментах, во время которых выясняем, что вода – жидкость, она льётся, разливается, капает. Вода не имеет формы, у неё нет запаха и вкуса, она бесцветная. Но чтобы всё это узнать, мы должны были познакомиться с водой.

Кроме того мы выяснили, что не все вещества растворяются в воде, а ещё воду можно окрасить. Дети любят экспериментировать с водой и с удовольствием проводят испытания на «плавучесть» разных игрушек из разного материала.

Также проводились опыты с воздухом, отражение в зеркале, с бумагой. (слайды)

На основании проведенной работы могу сделать вывод, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Работа с воспитателями : Придумайте опыт из предложенного материала. Продемонстрируйте. Научно обоснуйте его. (1-2 минуты) (педагогам предлагаются различные материалы)

Делятся на 2 группы.

Задания:

1 группа

2 группа. Предложить мандарин, лук, чеснок, пакет.

Старший возраст : «Есть ли у воздуха запах?» (проводит воспитатель старшей группы)

Опыт «Воздух не имеет запаха»

Предложите детям вдохнуть носом воздух. Затем возьмите лимон, чеснок, одеколон и предложите ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, которые распространяются по помещению.

Вывод: чистый воздух не имеет собственного запаха, но может передавать запахи.

Предложить газету/бумагу «Сопротивление воздуха»

Возьмите два одинаковых куска обычной газетной бумаги. Скомкайте один из листов. Поднимите руки высоко вверх и отпустите бумагу падать в свободном падении. Вы увидите, что лист смятой бумаги сразу падает на землю. Плоский лист медленно плывет вниз.

Вывод: Воздух сопротивляется движению объектов. Чем больше поверхность объекта, тем труднее для объекта перемещаться по воздуху. Плоский лист бумаги имеет большую поверхность, чем смятый комок. Легковые автомобили, поезда и самолеты имеют обтекаемую форму, чтобы уменьшить площадь поверхности сопротивления воздуху.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Опубликовано: 16 апреля 2024 в 20:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД