Папки-передвижки

Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры»

Светлана Чибисова
Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры»

Обобщение опыта работы по теме :

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста

К истокам национальной культуры

средствами устного народного творчества»

Подготовила:

воспитатель МКДОУ ДС

№ 41 «Сказка»

Чибисова Светлана Владимировна.

2019г

Публикация «Опыт работы „Приобщение детей к истокам русской национальной культуры“» размещена в разделах

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, своей семьи, страны, мира, возлюбил свою Родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека живущего на земле. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, во владении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.

Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный, добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Поэтому важным моментом в моей работе стало знакомство детей с устным народным творчеством. А поскольку все это возможно посредством яркой и образной речи, я выбрала тему : «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры средствами устного народного творчества.

Целью моей работы является :

- приобщение детей к национальной культуре,

- развитие интереса к устному народному творчеству

- воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

В процессе работы над темой решаю следующие задачи:

- Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.

- Развить эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения устного народного творчества.

- Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту.

- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через приобщение к устному народному творчеству.

Определив задачи в работе, приступила к их реализации. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от моего умения пробудить интерес к творчеству. Поэтому я глубже изучила различные

виды народного творчества, прочитала специальную литературу по истории, фольклору и культуре быта.

Образовательный процесс организую на основе комплексной программы дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, пользуюсь рекомендациями, изложенными в программе «Приобщение к истокам русской народной культуры»О. Л. Князевой, а так же программой «Региональная культура» Р. М. Литвиновой, руководствуюсь Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать духовные и культурные ценности своего народа.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур нашло отражение в трудах многих философов, педагогов и психологов. ПО утверждению Д. С. Лихачева «Культура» - это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией»

В. П. Зеньковсковский

Ребенок дошкольного возраста является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

А. И. Арнольдова,А. И. Лазарева,

Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Г. Н. Волкова,

«Культура»- созданное и накопленное человечеством материальное и духовное богатство, которое служит дальнейшему развитию, приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности.

В. О. Ключевский

«Я не знаю каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у него нажитой и доставшийся у него по наследству скраб обрядов, обычаев - и он все забудет, всему разучится и должен будет вынужден все начинать сызнова»

Степень новизны моей работы по данной теме заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре.

Для достижения максимальных результатов в развитии детей основываюсь на принципе систематичности и последовательности.

Принцип доступности позволяет учитывать возрастные и психологические особенности детей, их потребности и интересы, уровень подготовленности. Использование яркого наглядного материала позволяет активизировать мыслительную деятельность детей, повысить мотивацию и создает условия для развивающей среды. Самые разнообразные виды деятельности объединяю в единое целое Полученные детьми знания, находят применение в повседневной жизни.

В группе создана разнообразная развивающая среда соответственно возрасту. Совместно с детьми и их родителями в группе созданы музеи: "Национальная одежда", мини-музей "Русская изба", «Народные умельцы» По многим литературным произведениям имеются видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, куклы в национальных костюмах, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок, дидактические и настольно-печатные игры «Подбери узор к сарафану», «Разноцветные половички», «Нарисуй национальный узор», «Найди одинаковые избы».

Считаю, что приобщение к народной культуре и истории должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности детей, а также уверена, что наиболее эффективными и результативными будут такие формы работы, которые будут вызывать интерес, восхищение, восторг, увлеченность и желание дальнейшего познания. Для решения педагогических задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка. В ходе совместной деятельности провожу с детьми занятия, беседы, игры, тематические дискуссии, сенсорные праздники, развлечения, организую выставки, просмотры экранизации, просмотр иллюстраций и картин. Особое внимание уделяю проведению календарных праздников : «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Золотая осень», Весна-веснушка -веселая гостьюшка», беседы об образовании села Константиновского, о жизни крестьян, о быте, предметах обихода, одежде, музыкальных инструментах. Разучивали потешки, пословицы, поговорки, скороговорки.

Были организованы и проведены тематические экскурсии в музей села, Дом Культуры, сельскую библиотеку. Целью экскурсий было: дать детям первоначальные сведения о своей малой Родине, об образе жизни сельчан. Дети знакомились с разнообразием русского фольклора, организовывались встречи и совместные праздники с сельскими художественными коллективами «Сударушки», «Пой казаче», «Рябинушка»

При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей знакомлю с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями и обрядовыми песнями. Опираясь на то, что уровень знаний у детей разный, использую личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Детям с более низким уровнем знаний стараюсь объяснить в наиболее доступной форме с использованием частично-поисковой деятельности, детям с высоким интеллектом предлагаю решение сложных проблем путем поисковой деятельности.

Зародился обычай собираться, чтобы вместе читать потешки, прибаутки, небылицы, рассказывать сказки, играть в народные игры, петь русские песни, а то и отведать вкусных русских блинов. Многие занятия завершаются чаепитием из самовара. Старших детей учу готовить блюда русской кухни. Сколько радости это приносит детям! Ввела в практику слушание колыбельных песен перед дневным сном: они погружают ребенка в мир поэзии, успокаивают. Объясняю назначение и особенности колыбельной, помогаю заучивать текст. Обязательно отмечаем именины, непременным атрибутом которых являются различные забавы, народные игры, добрые пожелания, какой-нибудь сюрприз, подарки, которые дети делают вместе со мной имениннику Знакомлю детей с народными промыслами, изготавливаем с детьми поделки и игрушки.

Овладевая языком своего народа дети постепенно приобщаются к национальной культуре. Им это очень интересно и доступно. Но возможности педагога ограничены, ведь определенную часть времени дети проводят в семье. Родители играют важную роль в приобщении детей к своей культуре. Для того, чтобы родители имели полное представление по данному вопросу проводила консультации: «Происхождение имен и фамилий», «Русская народная сказка», «О чем поет русская душа, а так же организовывала праздники: «Рождественские калядки», «Посиделки», «Масленица» с участием родителей. Дети увидели своих родителей в другом качестве, исполняющих народные песни, частушки, колыбельные, исполняющими «Русский перепляс», «Весенний хоровод». Родители организовали для детей сюрпризные моменты : пекли жаворонков, блины, пироги. Дальнейшая работа планировалась с обязательным привлечением родителей для участия в праздниках, кукольных театрах, представлениях.

На групповом собрании для родителей была затронута тема «Национальная культура и ознакомление с устным народным творчеством». Родителям были предложены папки-раскладушки по теме ««Путешествие по русской старине», «Русская одежда», «Славные богатыри», «Русское национальное изобразительное искусство», «Широкая масленица», «Святки» и др.

В своей работе тесно сотрудничаю со специалистами и педагогами детского сада. Провожу семинары, консультации, открытые занятия, мастер классы, круглый стол, организую тематические выставки, привлекаю педагогов к участию в календарных праздниках и развлечениях.

Чтобы заинтересовать своих коллег пришлось провести несколько консультаций : «Дорожи русской культурой», «Родная культура и ее место в развитии и воспитании подрастающего поколения», «Использование пословиц и поговорок на занятиях в детском саду». Педагоги в свою очередь активно принимали участие в праздниках, развлечениях, досугах, концертах.

Результатами проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания. Педагогический мониторинг проводится вначале и в конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей. Данные мониторинга за 2017-2019г учебный год показали повышение у детей потребности использовать знания о народной культуре на практике; улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о народной культуре; формирование у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки. Дети знают историю русской народной культуры, используют в активной речи потешки, считалки, загадки, умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки, имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства. Принимают активное участие в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи.) Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности, бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Таблица качества знаний детей старшего дошкольного возраста по приобщению к истокам русской народной культуры за три года

разделы 2017-2018г

уч. год 2018-2019г

уч год

История народной культуры 51 % 88 %

Знание обычаев, традиций, народных праздников 47 % 80 %

Знание и использование русского фольклора в повседневной жизни 50 % 87 %

Народные игры 53 % 90 %

Эмоциональная отзывчивость, развитие творческих способностей 48 % 86 %

Усреднённый показатель за год 50 % 86 %

Сравнительная диагностика за последние два года показывает положительный результат; качество знаний по приобщению детей к русской народной культуре повысилось на 36 %.

Данные результаты подтвердили эффективность используемых форм, методов и приемов в приобщении детей к истокам русской народной культуры.

По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Несомненно, приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры работа кропотливая и многогранная. И итог работы подводить рано. Это не конец, а лишь самое начало. Но любой большой и длинный путь начинается с маленького и первого шага. Планирую дальше работать в этом направлении, воспитывая в детях национальное самосознание, любовь и уважение к народной культуре, традициям, промыслам, истории.

Основными необходимыми моментами считаю:

- дальнейшее создание развивающей среды в группе,

- создание творческой атмосферы,

- создание условий для детско-взрослого сотрудничества.

Адрес сайта МКДОУ ДС № 41 «Сказка» : https://www.ds41-skazka.ukoz.ru

Материалы, размещё нные на сайте ДОУ:

1. Описание опыта работы : «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры средствами устного народного творчества».

2. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Россия – Родина моя»

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры»
Опубликовано: 28 августа 2020 в 18:43
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чибисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД