Получи документы

Образовательная деятельность по чтению художественной литературы «В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Татьяна Пожарская
Образовательная деятельность по чтению художественной литературы «В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Конспект

Подготовительная группа

Образовательная деятельность: Чтение художественной литературы «Лягушка-путешественница» В. М. Гаршин

Интеграция образовательных направлений: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: Познакомить детей с содержанием сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Развивающие задачи: Развивать умение различать литературные жанры (сказка, рассказ, потешка и т. д., указывая характерные отличительные особенности, умение делать выводы и умозаключения, развивать связную речь, внимание, память, воображение.

Публикация «Образовательная деятельность по чтению художественной литературы „В, М, Гаршин „Лягушка-путешественница“» размещена в разделах

Образовательные задачи: Расширять представления о жизни лягушек, дать понять, что в природе все взаимосвязано, закрепить признаки осени, закреплять знания об осенних месяцах, временах года, обогащать словарный запас, формировать умение высказывать свои мысли по типу рассуждения, продолжать развивать математические способности.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное и бережное отношение к живым организмам, любознательность, интерес к природе. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы, способствовать формированию нравственных качеств.

Словарная работа: путешественница, коряга, наслаждение, достоинство, лупоглазая голова, юг, любопытство, хвастовство, болтливость.

Материалы: Книга-сказка В. М. Гаршина с иллюстрациями, игрушка-лягушка, просмотр слайдов на интерактивной доске, портрет автора сказки, геометрические фигуры из картона зеленого цвета, тетради в клеточку и простые карандаши по количеству человек.

Ход занятия:

В-ль: Здравствуйте ребята (дети в кругу сидят на ковре). Какие сказки вы знаете про лягушек?

Дети: Царевна-лягушка, Лягушка Жемчужина, Лягушка и муравьи, Лягушка-Путешественница и т. д.

В-ль: Хорошо! Много сказок знаете. А что мы с вами знаем о лягушках?

Дети: Лягушка-это животное зеленого цвета, бывает разных размеров, умеет прыгать, плавать, живет в болоте, в пруду и ест насекомых (комары, мухи, кузнечики) и квакают.

В-ль: Умнички! Лягушка, это земноводное животное без хвоста. Земноводное, это значит, что лягушка может проводить свою жизнь и на земле, и в воде.

А ещё лягушки бывают коричневые с темными пятнами, они очень прожорливы. Они не только квакают, но и бывает крякают, ухают, подражают таким животным, как корова и белка. Свою добычу они ловят языком, выбрасывают язык изо рта, захватывают пищу и быстро прячут язык обратно в рот. Зиму лягушки проводят в спячке. Вот такие интересные животные.

В-ль: Предлагаю вам сейчас по клеточкам изобразить лягушку. Готовы (за столами графический диктант- Лягушка).

В-ль: Молодцы! Хорошо справились с заданием. Ребята, сказку «Лягушка-путешественница», написал В. М. Гаршин. (показать портрет)

В. М. Гаршин-русский писатель, родился в семье офицера, участвовал в русско-турецкой войне и был ранен в ногу. После войны он всю свою жизнь посвятил тому, что писал сказки и рассказы. Сказка «Лягушка-Путешественница» стала любимой сказкой и детей, и взрослых. С ней мы сегодня и познакомимся, и поговорим.

В-ль: А сейчас приготовились:

ФИЗМИНУТКА «ДВЕ ЛЯГУШКИ»

В-ль: А сейчас я предлагаю вам выложить из геометрических фигур лягушку.

Далее – дети выкладывают на магнитной доске лягушку из геометрических фигур зеленого цвета (2-3 человека).

В-ль: Молодцы, вы отлично справились с заданием!

П. И. Комарики для Лягушки

(дети сидят на коврике на корточках (лягушки, кто больше поймает комаров, тот самая ловкая и быстрая лягушка.

В-ль: Хорошо! Поиграли, а теперь нам пора познакомиться со сказкой вот про ту самую лягушку, которую вы сейчас сложили из геометрических фигур.

Далее чтение сказки В. М. Гаршина «Лягушка-Путешественница» (Книга с иллюстрациями или слайды на проекторе)

После чтения сказки:

В-ль: Сказка «Лягушка-путешественница» какая, авторская или народная?

Дети: Авторская, потому что ее написал автор В. М. Гаршин.

В-ль: А почему это сказка? Кто сможет объяснить?

Дети: Это сказка, потому что в ней животные разговаривают.

В-ль: Правильно. Авторские сказки очень похожи на народные: имеют сказочное начало и конец, часто в них животные действуют, как люди, могут оживать деревья, цветы, камни. Часто писатели – сказочники дописывали народную сказку, используя яркие описания, сравнения. И от этого сказка становилась ещё интереснее и красивее.

Ребята, я предлагаю встать в круг и немного поиграть с мячом.

Викторина с мячом по сказке:

1. Какое время года описывается в сказке? (осень)

2. Где жила лягушка-путешественница (в болоте)

3. Что не должны делать осенью лягушки? (квакать)

4. Куда летели утки? (на юг)

5. Первое желание, которое возникло у уток при виде прятавшейся от них лягушки? (съесть лягушку)

6. Как утки объяснили лягушке, что такое юг (Теперь там тепло! Какие там червяки! Там есть такие славные тёплые болота)

7. Много ли лягушек и комаров на юге (целые тучи)

8. Что сделала лягушка, когда узнала, что такое юг? (квакнула)

9. Сколько минут думала лягушка, как бы ей отправиться с утками? (5 минут)

10. Что держали утки в своих клювах, когда летели с лягушкой? (прутик)

11. Какой считали утки лягушку? (Умной)

12. О чём попросила лягушка уток после отдыха? (Лететь ниже)

13. Какую единственную фразу произнесла летевшая вместе с утками на юг лягушка, после чего горе - путешественница сорвалась с прутика и «бултыхнулась» в воду. (Это я)

14."И с криком она полетела вверх тормашками на землю. " Куда упала лягушка (В грязный пруд на краю деревни)

15. Какую историю рассказывала лягушка, местным лягушкам, которые жили в грязном пруду, куда упала наша героиня? (как у неё были свои собственные утки и она побывала на прекрасном юге)

16. Почему утки не вернулись за лягушкой (они думали, что она разбилась)

ТЕКСТ

Сказка «Лягушка-путешественница»

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век прожила бы она благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие.

Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком.

- Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! - думала она. - Какое это наслаждение - жить на свете!

Дождик моросил по ее спинке, капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, - на это есть весна, - и что, заквакав, она может уронить свое лягушечье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться.

Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Фью-фыю-фью-фью - раздается в воздухе, когда летит высоко над вами стая таких уток, а их самих даже и не видно, так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, опустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.

- Кря, кря! - сказала одна из них, - Лететь еще далеко; надо покушать.

И лягушка сейчас же спряталась. Хотя она и знала, что утки не станут есть ее, большую и толстую квакушку, но все-таки, на всякий случай, она нырнула под корягу. Однако, подумав, она решила высунуть из воды свою лупоглазую голову: ей было очень интересно узнать, куда летят утки.

- Кря, кря! - сказала другая утка, - уже холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!

И все утки стали громко крякать в знак одобрения.

- Госпожи утки! - осмелилась сказать лягушка, - что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.

И утки окружили лягушку. Сначала у них появилось желание съесть ее, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями:

- Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные теплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!

Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва-едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце концов все-таки спросила, потому что была осторожна:

- А много ли там мошек и комаров?

- О! целые тучи! - отвечала утка.

- Ква! - сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать ее и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разик.

- Возьмите меня с собой!

- Это мне удивительно! - воскликнула утка. - Как мы тебя возьмем? У тебя нет крыльев.

- Когда вы летите? - спросила лягушка.

- Скоро, скоро! - закричали все утки. – Кря! Кря! Кря! Тут холодно! На юг! На юг!

- Позвольте мне подумать только пять минут, - сказала лягушка, - я сейчас вернусь, я наверно придумаю что-нибудь хорошее.

И она шлепнулась с сучка, на который было снова влезла, в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять. Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором она сидела, показалась ее морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.

- Я придумала! Я нашла! - сказала она. - Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно.

Нашли хороший, крепкий прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и вся стая поднялась на воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую ее подняли; кроме того, утки летели неровно и дергали прутик; бедная квакушка болталась в воздухе, как бумажный листок, и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлепнуться на землю. Однако она скоро привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень трудно рассмотреть, потому что, вися на прутике, она смотрела назад и немного вверх, но кое-что все-таки видела и радовалась и гордилась.

- Вот как я превосходно придумала, - думала она про себя.

А утки летели вслед за несущей ее передней парой, кричали и хвалили ее.

- Удивительно умная голова наша лягушка, - говорили они, - даже между утками мало таких найдется.

Она едва удержалась, чтобы не поблагодарить их, но вспомнив, что, открыв рот, она свалится со страшной высоты, еще крепче стиснула челюсти и решилась терпеть.

Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, оттуда доносился людской говор. Люди смотрели на стаю уток и, лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят.

На следующем отдыхе она сказала:

- Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.

И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:

- Смотрите, смотрите! - кричали дети в одной деревне, - утки лягушку несут!

Лягушка услышала это, и у нее прыгало сердце.

- Смотрите, смотрите! - кричали в другой деревне взрослые, - вот чудо-то!

- Знают ли они, что это придумала я, а не утки? - подумала квакушка.

- Смотрите, смотрите! - кричали в третьей деревне. - Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

- Это я! Я!

И с этим криком она полетел, кувыркаясь в воздухе, на землю. Утки громко закричали, одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дергая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и упала лягушка не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.

Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во все горло:

- Это я! Это я придумала!

Но вокруг нее никого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из воды, то с удивлением смотрели на непрошенную гостью.

И она рассказала им чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у нее были свои собственные утки, которые носили ее, куда ей было угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много мошек и всяких других съедобных насекомых.

- Я заехала к вам посмотреть, как вы живете, - сказала она. - Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся утки, которых я отпустила.

Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели ее.

Беседа по содержанию вместе с воспитателем:

-Почему лягушка захотела полететь вместе с утками?

-Как утки отнеслись к её желанию?

-Какой способ путешествия придумала лягушка?

-Как чувствовала себя лягушка в полёте?

-Смогла ли лягушка попасть на юг? Почему?

-Чем заканчивается сказка?

ТЕРМИНЫ (разобрать с детьми для осмысливания и запоминания)

Хвастовство – это когда ты рассказываешь про все свои игрушки или утверждаешь, что ты можешь сделать что-то лучше, чем твои друзья. Это может заставить других людей чувствовать себя плохо, ведь у них нет такого количества вещей.

Каждый человек должен помнить: нигде и никогда, ни при каких обстоятельствах не стоит хвастаться своими удачами, потому что это обижает твоих товарищей, которые пока еще не могут сделать то, что умеешь сделать ты (рисовать, лепить, вырезать, читать, писать, петь песни или рассказывать стихи и так далее) или у них нет такой одежды, игрушки, как у тебя. Хвастовство наказуемо и лягушка была наказана, это мы можем увидеть в сказке, когда лягушка, захотела рассказать всем, похвастаться, что ЭТО (путешествовать на прутике с утками) придумала она, с ней случилась неприятность. Какая?

БОЛТЛИВОСТЬ – (другие лягушки на болоте посчитали ее болтушкой и отвернулись от нее).

Если собрался делать какое-то важное дело- не болтай. Лягушка, отправившаяся в путешествие вместе с утками, решила похвастаться. И путешествие закончилось. А если бы Лягушка много не болтала, то ей бы не пришлось открывать рот и она бы не полетела вниз и могла бы действительно вместе с утками долететь до юга. Болтливость тоже нехорошее качество для человека, поэтому в важном деле, лучше промолчать и делать все в тишине, тогда все закончится хорошо.

ЛЮБОПЫТСТВО (отрицательное качество)-это интерес ко всему, человек хочет знать все и хорошее, и плохое, так вот, когда интересно человеку все плохое-это любопытство, а когда мы хотим узнать много нового, хорошего, интересного-это называется любознательность, поэтому лучше быть любознательным человеком, чем любопытным.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе К. Паустовский «Тёплый хлеб»Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе К. Паустовский «Тёплый хлеб» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: Познакомить.

Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька»Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька» Конспект ООД по чтению художественной литературы. Тема: Чтение потешки «Кисонька-мурысонька». (Вторая младшая группа). Цель: помочь детям.

Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.

НОД по чтению художественной литературы «И. Бунин «Первый снег» в средней группе для детей с ОВЗНОД по чтению художественной литературы «И. Бунин «Первый снег» в средней группе для детей с ОВЗ Тема: Чтение и обсуждение стихотворения И. Бунина «Первый снег». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература.

Педагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условияхПедагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условиях «…Телевидение покоряет воображение, а не раскрепощает его. Но хорошая книга одновременно развивает и освобождает мышление…» Бруно Бетелхайм.

Перспективно-тематическое планирование НОД по чтению художественной литературы в старшей группе по программе «Детство» 1 квартал НОД Чтение художественной литературы Сентябрь Тема недели НОД Программное содержание Литература 2-я неделя Тема: Знакомство с.

Тематическое планирование НОД по чтению художественной литературы в старшей группе по программе «Детство». 2 квартал 2 квартал. НОД Чтение художественной литературы Декабрь НОД Программное содержание Литература 1 неделя Тема: Рассказывание русской народной.

Перспективный план занятий по чтению художественной литературы в средней группе Сентябрь 1 Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Подарки осени» 2 Пересказ сказки «Козлята и волк» Октябрь 3 Ознакомление с малыми фольклорными.

Рекомендации родителям «Как привлечь ребёнка к самостоятельному чтению художественной литературы»Рекомендации родителям «Как привлечь ребёнка к самостоятельному чтению художественной литературы» Как привить детям интерес к чтению книг? Этот вопрос интересует многих родителей, особенно в период, когда ребёнок готовится к поступлению.

Тематическое планирование НОД по чтению художественной литературы в старшей группе по программе «Детство». 3 часть 3 квартал. НОД Чтение художественной литературы Март Тема НОД Программное содержание Литература 1-я неделя Тема: Чтение рассказа Б. Емельянова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная деятельность по чтению художественной литературы «В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Опубликовано: 8 февраля 2020 в 08:42
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная деятельность по чтению художественной литературы «В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пожарская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД