МААМ-картинки

Опыт работы со здоровьесберегающей образовательной технологией

Мария Журавлёва
Опыт работы со здоровьесберегающей образовательной технологией

Номинация – «Лучший воспитатель - профессионал, работающий со здоровьесберегающией образовательной технологией»

МОИ ДОСТИЖЕНИЯ:

2. Описание

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

При использовании здоровьесберегающих технологий поставила цели :

• сбережение здоровья детей путем создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ;

Публикация «Опыт работы со здоровьесберегающей образовательной технологией» размещена в разделах

• укрепление психического и физического здоровья дошкольников;

• обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание оздоровительной культуры;

• осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;

• содействие становлению культуры здоровья и просвещению родителей.

Задачи:

• формировать представление дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению;

• формировать устойчивую мотивацию дошкольников к здоровьесбережению;

• развивать осознанное отношение к своему здоровью, навыкам личной гигиены и самоконтроля за их выполнением;

• повышать компетентность педагогов по проблеме внедрения и использования в процессе образовательной деятельности здоровьесберегающих технологий;

• оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни.

Применяю принципы:

«Не навреди» принцип научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

• принцип доступностипринцип активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников).

Средства здоровьесберегающих технологий :

1. Средства двигательной направленности:

• элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);

• физические упражнения;

• физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.

2. Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).

3. Гигиенические факторы (выполнение санитарно – гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня и т. д.). Применение здоровьесберегающих технологий в ДОО.

Весь процесс внедрения здоровьесберегающих технологий в работу я разбила на три блока.

1блок «Воспитатель-педагог»

Задача: Создание педагогической модели, повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.

Основной целью педагога является умение вырастить ребёнка здоровым, психически и социально благополучным, физически и умственно развитым.

Для решения этой задачи предусмотрено организационное метод. обеспечение:

-приобретение методической литературы по данной теме,

-разработка системы планирования

-консультации для педагогов

-мастер-класс для педагогов

Данная работа позволила повысить уровень готовности педагогов к реализации здоровьесберегающего подхода в обучении и воспитании, отметилась положительная мотивация к здоровому образу жизни, интеграции деятельности воспитателей и специалистов.

II блок «Воспитатель-ребёнок»

Задача: Формирование, сохранение, совершенствование и укрепление здоровья воспитанников.

Здоровьесбережение детей осуществляется при условиях:

- взаимосвязи с родителями, педагогами

- соблюдения гигиенических норм и требований к организации и объёму нагрузки на занятиях

- анализа мониторинга состояния здоровья детей

- использования методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям воспитанников

- введения инноваций в образовательный процесс только под контролем специалистов

Все эти условия позволяют раскрыть понятие ценности здоровья и здорового образа жизни. Успешность этой работы позитивно влияет на формирование у ребёнка здоровьесбережения, на снижение заболеваемости. Ребёнок становится более здоровым, активно мыслящим, способным адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Здоровьесбережение дошкольников заключается в устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья.

III блок «Воспитатель-родитель»

Задача: повышение уровня компетентности родителей в необходимости развития, сохранение и укрепление здоровьесбережения.

Одним из важнейших направлений сотрудничества ДОУ и родителей является предупреждение снижения заболеваемости детей, построения целостной системы по здоровьесбережения.

Анкетирование по данной проблеме показало, что большинство родителей плохо освещены в вопросах здоровьесбережения детей.

Задачи воспитателя:

Выявление основных затруднений родителей по здоровье сберегающему воспитанию детей-дошкольников;

Определение более оптимальных, по мнению родителей, форм совместной работы и сотрудничества с ними.

Решение данной задачи начинается с изучения особенностей каждой семьи (анкетирование, опрос, беседы, наблюдение).

Просвещение родителей в вопросах здоровьесбережения включает в себя :

1. Консультативную работу (консультации, анкетирование родителей, рекомендации, памятки).

2. Информационно-просветительскую (оформление информационных стендов для родителей, родительские собрания, консультации специалистов).

3. Организационную работу (родительские собрания, выставки детских работ, 4. Диагностическую работу (собеседование, анкетирование).

Новизна моего опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности :

- внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ;

- использование приемов для мотивации к здоровому образу жизни.

Основная проблема, которая встала передомною - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. Анкетирование родителей, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Поэтому, я приняла решение о необходимости в разработке целостной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями, на основе современных здоровьесберегающих технологиях и методиках. Для реализации физкультурно – оздоровительной работы мною разработана Программа «Крепыши».

В моей группе «Радуга» ежедневно предусмотрено несколько форм физического воспитания и двигательной деятельности детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня. Особое внимание в режиме дня я уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая мной система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей, обязательно учитываю требования и нормы СанПин.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, я, в своей работе, меняю последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Оптимальной формой для реализации своих двигательных потребностей служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Воробышки и автомобиль», «Мой весёлый звонкий мяч», «Найди флажок», «Бегите ко мне»; игры с прыжками: «Котята и щенята», «Через ручеек»; игры с метанием: «Целься точнее» и очень много других подвижных игр.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений стараюсь соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулирую допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

Кроме подвижных игр, в своей работе широко использую разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба;прыжки; метание, бросание и ловля мяча;упражнения на полосе препятствий.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка я отвожу развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Проводимые на свежем воздухе, независимо от сезона и погодных условий, занятия по образовательной области «Физическое развитие» способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма является утренняя гимнастика. Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, гимнастические упражнения, подвижную игру.

Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаюупражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, хождение на пятках, на внутренней стороне стопы. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.

В перерывах между занятиями, проводится двигательная разминка. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 2-3 минут, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, я провожу физкультминутки, которые повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Физкультминутки проводятся в форме подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, в виде танцевальных движений и игровых упражнений, которая сопровождается текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями провожу и гимнастику после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Ежедневно, по окончании дневного сна провожу упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. Использую структурные дорожки для профилактики плоскостопия, ступая по которым стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении, одновременно происходит массаж акопунктурных точек нижней части стопы.

Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, влажная уборка и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.

Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее купание перед дневным сном под душем. В зависимости от адаптации детей к данному виду закаливания, температура воды постепенно снижается, что повышает сопротивляемость организма.

Стало традицией проведение спортивных праздников, развлечений, досугов при проведении которых дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, знакомые детям подвижные игры и упражнения, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. «Мой веселый звонкий мяч», «Мы сильные, ловкие, смелые, умелые, «Веселые старты» и много других, проведенных мной развлечений с детьми группы вызывали сильный эмоциональный отклик, увлекали, захватывали, радовали, удивляли, развивали навыки коллективизма, учили находчивости, смелости, выносливости.

Более пристальное внимание я уделяю занятиям пальчиковой гимнастикой, ведь упражнения направлены на развитие ловкости каждого пальчика и снятия скованности движений кисти руки. Это нужно для того, чтобы ребенок хорошо чувствовал ручку или карандаш, когда он начинает осваивать премудростиправописания. Дети осваивают незнакомые движения под рифмованные строчки – «Семья», «Наш малыш» и другие несложные движения. На первых порах, когда, мы учились «солить суп», изображать, как птички клюют крошки с ладони. Позже играли во встречу пальчиков правой и левой руки, поочередно прикасаясь к противоположному пальцу. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх, знают много комплексов пальчиковой гимнастики из имеющейся в группе картотеки таких игр.

Гимнастика для глаз — проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Я использую наглядный материал и показ педагога.

Развивающая среда организована мною таким образом, что детям представлена возможность для самостоятельного выбора той или иной двигательной деятельности. В групповой комнате есть: спортивный уголок для развития движений с различным спортивным оборудованием, атрибуты для игр малой подвижности, пособия для развития артикуляционного аппарата, дыхания; дидактические игры, плакаты и иллюстрации о строении тела человека, продуктах питания в здоровом образе жизни.

На прогулочном участке имеется: спортивная площадка для занятия физкультурой, «дорожка здоровья», обручи, мячи, скакалки, кегли, модули.

Таким образом, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий способствовал укреплению и сохранению здоровья воспитанников, дал позитивную динамику оздоровления детского организма, позволил достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию. На данный момент мои воспитанники умеют заботиться о своем теле, ухаживать за зубами, знают, какая пища полезна для здоровья, научились выполнять физкультурные движения осознанно, ловко, красиво.

Публикации по теме:

Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей»Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей» Тресина Лариса Юрьевна, воспитатель Шишова Светлана Викторовна, воспитатель «Организация непосредственно - образовательной деятельности.

Конспект НОД по конструированию с социо-игровой технологией «Кораблик»Конспект НОД по конструированию с социо-игровой технологией «Кораблик» Конспект НОД по конструированию в старшей группе использованием социо-игровой технологии. «Кораблик» (оригами) Цели и задачи: Познавательные:.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Мой педагогический опыт работыМой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Опыт использования виртуального музея в образовательной практике ДОУ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ДОУ Баринкова Марианна Владимировна Воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка.

Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду, является.

Опыт работы по ПДДОпыт работы по ПДД Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами.

Опыт оздоровительной работы в ДОУ Оздоровительная работа в дошкольном учреждении В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм.

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ (из опыта работы) Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие,критерии, технология, измерения. Начиная работу по данной теме, мною была.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы со здоровьесберегающей образовательной технологией
Опубликовано: 27 августа 2023 в 19:14
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы со здоровьесберегающей образовательной технологией» (включая файлы) размещена пользователем Мария Журавлёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД