Получи документы

Нетрадиционные техники рисования в старшем дошкольном возрасте: значение и задачи

Лариса Мурашова
Нетрадиционные техники рисования в старшем дошкольном возрасте: значение и задачи

Нетрадиционные техники рисования

в старшем дошкольном возрасте: значение и задачи.

[/i]В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации образовательной деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером. Также в ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе и в изобразительной, указывается, что художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Публикация «Нетрадиционные техники рисования в старшем дошкольном возрасте: значение и задачи» размещена в разделах

Одним из приёмов, направленных на создание условий для совместной партнерской деятельности и творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

Г. Н. Давыдова отмечает, что занятия в дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. В целом, в настоящее время большое внимание уделяется развитию изобразительного творчества, а многие программы включают в себя задачи по обучению детей нетрадиционным техникам рисования. Но, на практике же, многие воспитатели отказываются от использования данных техник, что происходит по нескольким причинам:

– недостаточная осведомленность педагогов различными техниками рисования;

– недостаточно развита художественно-эстетическая среда в ДОО;

– незаинтересованность педагогов в применении нетрадиционных техник, так как это требует большой подготовки и разработки различных приемов и методов обучения.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения. Нетрадиционные техники рисования – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Значение альтернативных ИЗО-приёмов значимо для воспитания разносторонне развитой личности, как того требует ФГОС. Нетрадиционные техники способствуют выполнению образовательных задач:

• совершенствование мелкой моторики и двигательной координации рук,

• подготовка кисти к письму,

• формирование представления о свойствах некоторых материалов через исследования и экспериментирование,

• развитие образного и логического мышления,

• развитие чувства цвета и формы,

• сохранение психоэмоционального здоровья детей,

• стимулирование фантазии,

• формирование устойчивого интереса к самостоятельному продумыванию замысла и воплощению,

• развитие эстетического вкуса.

Современные исследователи, педагоги (Н. Н. Гусарова, Г. Н. Давыдова, Н. В. Дубровская, И. А. Лыкова, М. И. Нагибина, А. А. Фатеева и другие) представляют свой взгляд на некоторые изобразительные техники, предлагают методы и приемы активизации детского творчества, тематику детских работ. Необычные способы изображения считать бесполезно. Сколько бы раз ни подводить итоги, они всегда будут предварительными: новые или забытые нетрадиционные способы все появляются и появляются.

Дети старшего дошкольного возраста уверенно используют приёмы классического рисования. Для работ используются цветные карандаши и краски. Из технических моментов изучаются приёмы народной живописи. Занятия по классическому рисованию в старшем дошкольном возрасте направлены на отработку самостоятельного построения композиции, умению передавать движение и сюжет на листе бумаги. Однообразные мазки кистью и карандашная штриховка могут спровоцировать эмоциональное выгорание воспитанников. Желание рисовать угасает. На помощь нам, педагогам, приходят нетрадиционные техники рисования.

Рисуя в нетрадиционных техниках, дети вместе с тем совершенствуют классические навыки рисования:

• делают набросок простым карандашом,

• рисуют детали тонкой кисточкой,

• заливают фон.

Рассмотрим альтернативные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста:

Рисование ладошками.

Технику рисования ладошками мы начинаем использовать ещё в младшем возрасте. Детям старшего дошкольного возраста рисовать одними ладошками может быть неинтересно, поэтому мы предлагаем им придумать фигуру, в основе которой будет отпечаток ладони, и включить её в сюжетную композицию.

Рисование ватными палочками

Данную технику мы также используем и в младшей, и в средней группе, заменяя ватными палочками кисточки. Старшим дошкольникам при возвращении к этой технике рисования мы рассказываем о пуантилизме — стиле живописи, когда изображение складывается из одинаковых по форме мазков.

Метод тычка.

Дети в старшем дошкольном возрасте также уже знакомы с данной техникой: на сухую кисть с жёсткой щетиной набирается гуашь и вертикальными, резкими движениями точкообразно накладывается на рисунок. Заполнение тычком трафаретных контуров в младшем дошкольном возрасте в старшем дошкольном возрасте заменяется на закрашивание наброска. Дети самостоятельно рисуют контуры предметов простым карандашом. Метод тычка дети применяют для придания рисунку фактурности. Тычком удачно имитируются мех животных, иголки ёжика или елового лапника.

Пластилинография.

Это рисование пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Эта техника также вызывает большой интерес у дошкольников. Работа с этой техникой также начинается в младшем возрасте с простых картинок, в старшем дошкольном возрасте идет усложнение за счет создания более сложных композиций.

Рисование вилками.

Одноразовые пластиковые вилки-тот инструмент, который может создать интересную технику нетрадиционного рисования. Все рисунки, где нужен характерный лохматый мазок, очень просто и быстро выполнить вилкой.

Набрызг.

Достаточно сложная техника. Вместо кисти используется зубная щётка и стека. Зубной щёткой в левой руке дети набирают краски, а стекой проводят по поверхности щётки-быстрыми движениями по направлению к себе-брызги летят на бумагу. Можно использовать одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, моно выполнить самые разнообразные изображения.

Рисование мыльными пузырями.

Один из современных нетрадиционных методов. Для этого берем шампунь, гуашь, воду, лист бумаги и трубочку для коктейля. В гуашь добавляем шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене прикладываем лист бумаги, дорисовываем детали.

Рисование нитками.

Способ рисования: окрасить нить и разложить её извилисто на листе бумаги так, чтобы концы свисали. Закрыть вторым листом. Слегка прижав, резко выдернуть нити за концы. Аккуратно снять верхний лист, стараясь его не двигать, чтобы не смазать изображение. Получаются интересные образы, которые абсолютно уникальны и неповторимы. Данная техника вызывает восхищение у ребят.

Монотипия.

В основе техники монотипия — получение целостного изображения путём симметричного отпечатывания части объекта или совокупности предметов. Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). Затем лист снова складывается пополам для получения отпечатка.

Рисование мятой бумагой.

Это очень интересная и необычная техника рисования. Она дает детям простор для воображения и отличную гимнастику для детских рук и пальчиков. Приготовление бумажных комочков — увлекательное действие и с ним дети легко и с удовольствием справляются сами.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.

Следует подчеркнуть, что работа по обучению детей нетрадиционным способам рисования необходима для того, чтобы подвести ребёнка к свободному осознанному рисованию, приносящему радость. По-настоящему творческий характер изобразительная деятельность приобретёт лишь тогда, когда дети смогут легко и свободно-разумеется, на своём уровне-изобразить любой предмет, который привлёк их внимание. Полученные таким образом умения становятся для детей личностно значимой мотивацией деятельности, определяют положительное отношение к ней. Занятия с использованием нетрадиционных приемов рисования повышают интерес к рисованию и способствуют дальнейшему формированию и развитию творческих способностей, как того требует ФГОС.

Обогатить занятия по изобразительной деятельности инновационными технологиями - задача современного педагога, идущего в ногу со временем.

Публикации по теме:

Аппликация в старшем дошкольном возрасте «Букет для мамы»Аппликация в старшем дошкольном возрасте «Букет для мамы» Программное содержание: учить детей создавать несложную композицию: располагать на букете цветы; закреплять приемы вырезания и наклеивания,.

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Конструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрастеКонструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрасте Самостоятельная игровая деятельность «Творим и мастерим» Конструирование в дошкольном возрасте полностью отвечает интересам детей, их.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значениеНетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение. Рисование одно из самых любимых занятий детей.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Военные патриотические игры в старшем дошкольном возрасте Военные патриотические игры в старшем дошкольном возрасте Дошкольное детство – это период, в котором формируется духовно-нравственные основы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные техники рисования в старшем дошкольном возрасте: значение и задачи
Опубликовано: 25 мая 2021 в 08:31
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные техники рисования в старшем дошкольном возрасте: значение и задачи» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Мурашова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД