семёнова светлана
Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровьесбережению
Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.
Работая с дошкольниками, педагоги направляют свои усилия на оздоровление детей посредством разных видов деятельности. Одной из главных задач становятся здоровьесберегающие технологии.
Оказывает ли занятие изобразительной деятельностью положительное воздействие на здоровье ребенка?
Публикация «Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровьесбережению» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Являются ли современные техники и технологии изобразительной деятельности здоровьесберегающими?
Организация изобразительно – художественной деятельности и здоровьесберегающие технологии тесно взаимосвязаны. Если рассмотреть этот момент внимательно, то можно сказать, что здоровьесберегающий процесс – это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, социального и эстетического благополучия ребёнка.
На занятиях по изобразительно – художественной деятельности осуществляются здоровьесберегающие подходы в работе с детьми :
1. Рациональная организация учебных занятий по изобразительно – художественной деятельности.
2. Проведения занятий по изобразительно – художественной деятельности с детьми.
3. Двигательные и эмоционально – психологические разгрузки на занятиях, выполнение требований СанПина к созданию условий для проведения интегрированных занятий по изобразительно – художественной деятельности.
4. Соблюдение требований к оптимальной сложности занятий.
5. Гуманный стиль общения детей и взрослых.
6. Эмоционально – положительный микроклимат.
7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.
Творчество не может существовать под давлением и насилием, оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с изобразительными материалами, как традиционными, так и с нетрадиционными, ребенок незаметно для себя, учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.
Из практики замечено, что дети, которые хоть раз поработали с нетрадиционными приёмами рисования, никогда уже не расстаются с ними.
В работе с детьми по нетрадиционному рисованию рекомендуется использовать следующие изобразительные и бросовые материалы:
• поролон;
• зубная щетка;
• деревянные палочки;
• целлофан;
• листья деревьев;
• овощные штампы;
• пряжа;
• парафин;
• песок, соль, крупы;
• бумага, разная по структуре (гофрированная, глянцевая, бархатная, самоклеящаяся, цветная ксероксная и многие другие).
• гуашевые и акварельные краски;
• кисти № 2,3,5; кисти из щетины;
• восковые и цветные мелки;
• маркеры, фломастеры;
• простые и цветные карандаши;
• графитный карандаш или уголь, свеча;
• глина, пластилин, соленое тесто.
Рекомендуется использовать разные техники и приемы
нетрадиционного рисования :
2. Рисование ладошками;
3. Рисование штампиками;
4. Рисование поролоном как использование для фона, так и самостоятельного изображения;
5.«Набрызг» (разбрызгивание краски с помощью зубной щетки или жесткой кистью на бумаге);
6. Рисование солью, песком;
7. Рисование ватными палочками;
8.«Граттаж» (процарапывание рисунка с помощью деревянной палочки или пера);
9.«Монотипия» (двойная печать на бумаге);
10.«Коллаж» (сочетание рисования, лепки и аппликации из разных материалов);
11.«Корректорная графика» (рисование корректором на темном фоне).
Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ:
• развивает мелкую моторику руки;
• вызывает целый комплекс положительных эмоций;
• проявляет характер ребенка, его индивидуальность;
• многообразие способов рисования;
• многообразие средств рисования;
• прививает любовь к изобразительному искусству;
• непринужденно развивает творческие, креативные, художественные способности;
• развивает сенсорное восприятие;
• развивает речь;
• развивает органы дыхательной системы;
• интеллектуальное развитие ребенка;
• происходит коррекция психических процессов и личностной сферы дошкольников;
• развивает уверенность в своих силах;
• развивает пространственное мышление;
• дети учатся свободно выражать свой замысел.
Малышам интересно рисовать – играть, тем более, эти приёмы положительно влияют на их здоровье. Творчество для них – это отражение душевной, эмоциональной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души и эмоций. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья : формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой деятельности, целенаправленность деятельности в целом, укрепление здоровья детей.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.
Главное, чтобы рисование приносило детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные технологии изобразительной деятельности являются здоровьесберегающими. А изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.