Папки-передвижки

Нейротехники в работе с детьми дошкольного возраста: их направленность и виды

Марина Апаназова
Нейротехники в работе с детьми дошкольного возраста: их направленность и виды

I. Кинезиологическое направление

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, что помогают улучшить: память, внимание,речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

КИНЕЗИОЛОГИЯ — НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, УКРЕПЛЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ СОЗДАТЬ НОВЫЕ НЕЙРОННЫЕ СВЯЗИ И УЛУЧШИТЬ РАБОТУ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ОТВЕЧАЮЩИХ ЗА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА.

Публикация «Нейротехники в работе с детьми дошкольного возраста: их направленность и виды» размещена в разделах

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не принимали участия в учении, и решить проблему не успешности.

Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию, массаж.

«Прикладна я кинезиоло гия», ПК (англ. Applied Kinesiology, AK) — вид альтернативной медицины, основанный в 1964 году американским хиропрактиком Джорджем Гудхартом Возникнув из хиропрактики, прикладная кинезиология представляет собой метод диагностики и терапии, декларирующий связи мышечного напряжения (мышечного тонуса) с состоянием внутренних органов и систем организма и предлагающий способы корректирующего немедикаментозного воздействия на них. Прикладная кинезиология является разновидностью массажа.

Псевдонаучные методы диагностики и лечения, имеющие в своём названии слово «кинезиология», не следует смешивать с кинезиологией — наукой о движении живых существ, изучающей механику, физиологию и психологию движения.

Наука о механике движений человека. Большой вклад в биомеханику внёс крупный советский психофизиолог и физиолог Н. А. Бернштейн, его концепция «физиологии движений» составляет теоретическую основу этой науки. Кинезиология — потому что мы это делаем через движение и через восстановление движения.

Образовательная кинезиология.

Авторы данного направления — американские исследователи П. и Г. Деннисоны.

Они изучали, как мышечная система тела влияет на обучение новому и какие процессы происходят в это время в мозге человека. Образовательная — потому что мы обучаем человека новому способу поведения.

ОК — это не физическая культура. В упражнениях ОК, в отличие от физкультуры, пересекается средняя линия тела, выполняется несколько движений в четкой последовательности с многократным повторением и на скорость, либо в движении происходит передача образного мышления и смысла речи.

Образовательная кинезиология – метод, состоящий из ряда упражнений и занятий. Они помогают учиться чему-то новому через движение. С помощью ОК можно “прокачать” не только такие навыки, как чтение, письмо или счет, но освоить вообще любую новую деятельность. Таким образом, ОК повышает качество жизни.

В ОК существует ряд методов:

Метод «Гимнастика мозга» (П. Деннисон, Г. Деннисон)направлен на взаимосвязь физического развития, языкового становления и учебных достижений личности.. Пол и его жена Гейл обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения как ребенка, так и взрослого. Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий — левого и правого, каждое из которых — не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции – интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную. Основная идея, на которой построена гимнастика мозга (образовательная кинезиология, — это связь, взаимодействие и влияние в процессе обучения и развития друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций.

Гимнастика мозга состоит из 26 упражнений, каждое из которых направлено на восстановление, активацию, тренировку различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно влияет на наши высшие когнитивные способности (способности к обучению).

Все упражнения разделены на 4 группы, применение которых направлено на развитие трех видов сенсомоторных навыков:

— Срединные упражнения (их 11) направлены на профилактику или коррекцию таких действий как: читать, писать, изучать, слушать, говорить;

— Энергизирующие упражнения (их 7) направлены на профилактику или коррекцию таких действий как: планирование, организация, структурирование.

— Углубляющие позитивное отношение упражнения (их 2) направлены на профилактику или коррекцию таких действий как: играть, работать, сотрудничать.

— Растягивающие упражнения (их 6) направлены на профилактику или коррекцию таких действий как: удерживать внимание, понимать, принимать участие.

Четыре группы упражнений соответствуют трем основным видам движения, которым учится человек: равновесие, движение и сенсомоторная координация. Эти три вида движения вносят важный вклад в физические навыки обучения, совместной работы для обеспечения пространственной ориентации обеспечивают подвижность внимания в трех пространственных направлениях : верх-низ, впереди-сзади, слева-справа].

Чтобы были видны результаты занятий, работа родителей должна проводиться регулярно и непрерывно, систематически. Для нее необходимо выделить определенное время в режиме дня и сетке занятий, желательно начинать ее как можно раньше и не позднее, чем за год до поступления в школу. Оптимальным вариантом организации развивающей работы будет совместная деятельность воспитателя, учителя, родителя и педагога-психолога по развитию психических процессов, а также зрительно-моторной координации. Для результативности кинезиологических упражнений необходимо учитывать определенные условия.

1. Упражнения проводятся ежедневно, без пропусков.

2. Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке, в виде игры.

3. Педагог должен выполнять точно и правильно все упражнения.

4. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.

5. Упражнения проводятся стоя, лежа или сидя за столами.

6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут. Должны предусматриваться усложнения.

7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

Разберем несколько упражнений в системе «Гимнастики мозга», которые легко выполнить дошкольникам и младшим школьникам.

Упражнение «Мозговая шапочка», включает кратковременную память. Его полезно выполнять перед любыми выступлениями или выходами к доске.

Ребенок должен ухватиться за свои ушки так, чтобы его большой палец оказался с тыльной стороны, а все остальные спереди. Пусть помассирует ушки сверху вниз, а затем чуть развернет их к затылку.

И еще целый ряд дыхательных, глазодвигательных, телесных и релаксирующих упражнений.

Метод опоры на физические действия (Д. Ашер) — позволяет активизировать стимул интереса, идеала, осознания двигательной активности как компонента здорового образа жизни.

Коммуникативно-ориентированный метод (Р. П. Мильруд) — включает в себя необходимый принцип — аутентичность речи и знание поведения.

Метод активизации резервных возможностей (Г. Лозанов) — основан на суггестопедической системе, включающей резервные возможности человека в несознаваемой психической сфере.

Метод мышечного тестирования — служит для определения тонуса мышц, имеющих связи с определенными внутренними органами, позвонками и другими структурами.

Игровой метод — служит удовлетворению различных потребностей: в самопознании, в общении, в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении.

В основе данных методов используются самые разные упражнения: речевые движения, пантомимика, кодированная речь и все двигательные действия, которые воздействуют на деятельность и поведение.

Упражнения ОК основываются на принципе сенсорных коррекций, которые попадают в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. Они также дополняются факторами, которые помимо моторных команд влияют на ход движения.

II. Сенсорной интеграции

Нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.

Расстройство сенсорной интеграции описывает ситуацию, когда этот процесс работает неправильно. Нарушение сенсорной интеграции — это состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через органы чувств.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции

Кому-то шорох карандаша по бумаге может причинить значительный дискомфорт, заставить кричать или закрывать уши. Другой может избегать прикосновения, либо носить одежду только определенных цветов, либо из определенных материалов и т. д.

Кто-то не ест красное (борщ, свеклу, помидоры, а кто-то ест только хрустящее – чипсы, сухари, печенье.

Кто-то излишне чувствительный, а кто-то наоборот не обращает внимание ни на что вокруг.

Такие дети могут не реагировать на сильную жару, холод или даже боль.

Многие с расстройством сенсорной интеграции в детстве страдают недостатком внимания из-за сложности сосредоточения. Они становятся тревожными по мере взросления. Эти дети часто плохо переносят перемены – новые места, новые правила. Они могут часто устраивать истерики.

Нельзя сформировать представления о предметах, явлениях окружающего мира, развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция.

Терапия зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Но в целом, задача помочь детям научиться использовать свои сенсорные системы для ежедневного взаимодействия. Которое они обычно не очень хорошо переносят и помогает им привыкнуть к предметам или явлениям, которые они не могут терпеть.

1. Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, с водой и песком и т. д.

Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.

2. «Тяжелая работа»

Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Очень хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание.

3. Программы для сна:

Дети и взрослые с проблемами сенсорного восприятия часто испытывают проблемы с засыпанием и сном. Следующие изделия и виды деятельности могут оказать помощь в таком случае:

аппараты, производящие звуки природы; аппараты белого шума; расслабляющая музыка; утяжеленные одеяла; физические нагрузки перед отходом ко сну; вибрирующие матрасы и подушки;

спальные мешки.

4. Вестибулярные движения

Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) :

крытые батуты; водные трамплины (бассейн или озеро); качели; раскачивающиеся игрушки; самокаты; скейты; ролики; шведская стенка; большие терапевтические мячи.

5. Ароматерапия

Вы можете помочь своему ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения.

7. Массажеры, вибрирующие игрушки

Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка:

ручные массажеры в виде животных для массажа всего тела (кроме живота); ротовые массажеры; массажные маты; детские вибрирующие стульчики; массажные кресла и раскладушки; вибрирующие зубные щётки.

8. Игры с туннелями и палатками

Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики, координации, тактильного опыта ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.

Если потрясти тоннель, то можно улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.

9. Проприоцептивная деятельность

Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве и постуральной стабильности.

Если проприоцептивное чувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях, им тяжело ездить на велосипеде, писать, гулять, заниматься спортом, и даже ползать. Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.

III. Нейропсихологическое направление

Нейропсихологическая коррекция – это исправление, изменение, приведение в норму процессов и функций, связанных с работой головного мозга : восприятия, внимания, пространственной ориентации, эмоционального реагирования, речи, памяти, моторики.

Все это определяет, насколько ребенок будет успешно учиться, взаимодействовать со сверстниками. В целом – как хорошо он сможет существовать в обществе. Речь идет о детях разного возраста. Например, 4-5-летние малыши в дошкольных образовательных учреждениях, если имеют какие-то нарушения, не могут нормально играть в коллективе, общаться с другими ребятами и взрослыми. Родителям обязательно нужно обратиться к нейропсихологу и получить практическую помощь, если замечены такие негативные проявления:

У ребенка проблемы с памятью. Он не может «зафиксировать» простые вещи.

Сниженная работоспособность малыша или подростка.

Дислексия, неспособность решать элементарные задачи, считать по порядку.

Нарушения речи.

Нарушения в сферах: моторики, сна, питания, координации.

Гиперактивность или заметная заторможенность.

Отсутствие контакта с родителями, слабое выражение эмоций.

Импульсивность, неспособность ребенка к самоконтролю, усидчивости в процессе обучения, например, в начальной школе.

Нейропсихологические упражнения :

o развивают мозолистое тело мозга;

o повышают стрессоустойчивость;

o синхронизируют работу двух полушарий;

o улучшают мыслительную деятельность;

o укрепляют память, -

методики используют в комплексе. В каком порядке, как и когда заниматься, решает специалист.

Основные виды упражнений - их пять групп:

• дыхательные;

• глазодвигательные;

направленные на то, чтобы развивать познавательные навыки;

• двигательные и растяжки;

• артикуляционные.

Дыхательные упражнения

Направлены на то, чтобы ткани ребенка насыщались кислородом в достаточном количестве. Дыхательная гимнастика имеет также целью выровнять мышечный тонус и снизить эмоциональную возбудимость.

В результате несовершеннолетний становится более усидчивым, не переживает.

Глазодвигательные занятия

Своеобразная зарядка. Она помогает расширить зрительное восприятие, избавляет от синкинезии – это рефлекторные движения глаз, возникающие при сокращении мышц какой-либо части тела, конечности.

Двигательные упражнения и растяжки

Если говорить просто, то они помогают ребенку лучше подружиться со своим телом, научиться хорошо управлять им, располагать в пространстве так, как хочется или нужно. Можно использовать на тренировках определенные тренажеры – с учетом личности несовершеннолетнего, его особенностей.

Совершенствование познавательных навыков

Это упражнения на внимание, память, логику и концентрацию. Ребенок учится мыслить, работать долго, не отвлекаясь и т. д.

Артикуляционные приемы

В первую очередь, этот блок направлен на улучшение произношения слов и предложений. Работа ведется с детьми, у которых выявили ЗРР и другие проблемы с речью.

Дети - это самое лучшее, что у нас есть. Так будем к ним внимательны и добры. Успехов всем, кто сейчас рядом с ребенком проживает с ним самые важные для него моменты жизни.

Публикации по теме:

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование в работе с детьми дошкольного возраста «рыбки-тренажера»Использование в работе с детьми дошкольного возраста «рыбки-тренажера» Использование в работе с детьми дошкольного возраста "рыбки-тренажера", для правильного формирования захвата пальчиков и наклоне карандаша.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Конспект беседы «Зимние виды спорта» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы «Зимние виды спорта» с детьми старшего дошкольного возраста 23 декабря Фестиваль зимних видов спорта на МААМ. Цель: Создание условий, для расширения представлений детей об окружающей действительности,.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Нейроигры в работе с детьми старшего дошкольного возрастаНейроигры в работе с детьми старшего дошкольного возраста В последние несколько лет тема развития мешполушарных связей у детей посредством разнообразных движений стала актуальной. Причин этому много.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейротехники в работе с детьми дошкольного возраста: их направленность и виды
Опубликовано: 4 ноября 2023 в 13:29
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейротехники в работе с детьми дошкольного возраста: их направленность и виды» (включая файлы) размещена пользователем Марина Апаназова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД