Получи документы

Научно-художественная литература как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО

Синицына Ксения Сергеевна
Научно-художественная литература как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО

В настоящий момент существует разного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой [7].

Вопросами экологического воспитания в дошкольном детстве занимались такие ученые как О. А. Адаменко [1], Л. Бобылева [2], Н. В. Виноградова [3], С. Н. Николаева [7]. Т. А. Серебрякова [8]. и другие. В их трудах значительное место отводится формированию у детей знаний о природных зависимостях, бережного отношения к природному миру.

Публикация «Научно-художественная литература как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС ДО экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры.

С. Н. Николаева, сформулировала следующие цель и задачи экологического воспитания.

Как отмечает исследователь, целью экологического воспитания является формирование основ экологической культуры и экологического сознания [7].

Сущность экологической культуры, по мнению Г. Ивановой, выступает как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая развитие человека. Основой должны стать уважение и любовь к природе [11].

В свою очередь, экологическое сознание – это понимание необходимости охраны природа, осознание последствий отношения к ней.

Задачи экологического воспитания С. Н. Николаева представляет следующим образом.

В научно-познавательной сфере исследователь считает значимым формирование системы базовых научных экологических знаний, которые доступны для понимания ребенка старшего дошкольного возраста (прежде всего, как средства становления осознанного отношения к природе и окружающей среде); развитие познавательного интереса к миру природы: формировании умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

В эмоционально-нравственной сфере С. Н. Николаева отмечает воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы: формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой).

В практическо-деятельностной сфере является важным формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде [7].

Эффективность работы по экологическому воспитанию в большей степени зависит от правильно выбранных методов работы. Единой классификации методов экологического воспитания нет. Мы воспользовались классификацией Т. А. Серебряковой [8], поскольку она предполагает творческий подход воспитателя к проявлениям дошкольников, учет их достижений, характера самостоятельных действий, а потому достигает воспитательно-образовательного эффекта.

Выделяют следующие методы экологического воспитания детей дошкольного возраста, по мнению Т. А. Серебряковой [8].

Исследователь отмечает наглядный метод. К нему относится наблюдение. В ознакомлении детей с природой он является основным. Его целью является стимулирование интереса детей, их познавательную активность. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях.

Важным методом экологического воспитания старшего дошкольника является практический, в частности моделирование, которое позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

Игра как метод экологического воспитания расширяет диапазон знаний и представлений о природе, способствуют развитию у детей способности видеть эстетическую красоту природы, оказывают влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе.

Элементарная исследовательская деятельность направлена на получение новых знаний о мире природы, способствует формированию системы знаний о природе и развитию мыслительных процессов и операций,

оказывает влияние на развитие речи.

Также выделяют словесные методы – беседа и рассказ воспитателя, использование литературы. Чтение литературы на занятиях и в режимных моментах помогает воспитателю обогащать дошкольников знаниями, видеть ее красоту, учить их беречь и защищать природу, глубже воздействовать на чувства детей.

Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами. Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности [8].

Рассмотрим одно из средств экологического воспитания старших дошкольников более подробно, а именно научно-художественную литературу.

Научно-художественные литература – это особый род литературы, рассказывающей о науке, о научных исканиях, «драме идей» в науке и судьбах её реальных творцов; рождается на стыке художественной, документально-публицистической и научно-популярной литератур [4].

Ее целью является формирование воссоздающего воображения, фантазии и познавательного интереса читателей, расширение их кругозора и литературных предпочтений, что актуально в процессе воспитания ребенка и формирования его читательской культуры.

Изучение научно-художественной литературы можно увидеть в трудах С. Я. Маршака, М. Горького, Б. Житкова, М. Пришвина [5].

Выделяют следующие признаки научно-художественной литературы : закрепление уже устоявшейся точки зрения на тот или иной научный факт, общепризнанную трактовку явлений или событий истории; интеллектуальная, познавательная и эстетическая ценность, поскольку сочетает в себе общий интерес с научной достоверностью, образное исполнение с документальной точностью [6].

С помощью научно-художественной литературы можно узнать о явлениях природы, жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о природных явлениях. Список произведений, с которыми в течение года знакомятся дети, может включать произведения разные по размеру и характеру подачи материала: короткие зарисовки, сказки, рассказы, а также произведения, которые читаются в течение всего года. Интересным в познавательном плане, является возможность включения в список произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях, например: Г. Снегирев «Как звери и птицы к зиме готовятся»; Н. Сладков «В горах», «Октябрь»; В. Бианки «Лесные домишки», «Волшебная береза» (в сокращении, «Холодно в лесу, холодно»; М. Пришвин «Берестяная трубочка»; М. Горький «Воробьишко»; К. Ушинский «Четыре желания»; Г. Скребицкий «Четыре художника» и другие [3].

Научно-художественными произведениями конкретизируются, пополняются, уточняются представления об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе [6].

Итак, значение научно-художественной литературы заключается в следующем:

1. Помогает обогащать знания детей : сообщение новых знаний, пополнение, уточнение и конкретизация уже имеющихся знаний.

2. Научит всматриваться в окружающий нас мир, поможет искать ответы на многие вопросы, будет развивать познавательный интерес к природе.

3. Помогает детям познать природу в ее многообразии.

4. Помогает осваивать средства восприятия мира и модели человеческого поведения в разных обстоятельствах

5. Формирует эмоционально-ценностные установки по отношению к разным аспектам действительности. Глубоко воздействует на чувства детей, содержит оценку происходящего, дети переживают события, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает развивать этические представления: бережное отношение и любовь к природе.

6. Учит и эстетическому восприятию природы через образный язык и иллюстрации художников [5].

Однако, не все сказки и рассказы можно использовать с целью экологического воспитания детей, поскольку во многих из них описывается поведение животных, которое не соответствует реальности, а оценка героев происходит с точки зрения человеческой морали.

Критерии отбора литературных произведений для детей :

идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

конкретные педагогические задачи [3].

В старших возрастных группах научно-художественные произведения используются для уточнения, углубления и систематизации представлений детей о природе. Важно вызвать у детей эмоциональный отклик, который в дальнейшем при правильно построенной педагогической работе, послужит мотивом природоохранного поведения.

Таким образом, для экологического воспитания в детском саду необходима системность. Работа педагогов должна быть скоординированной, чтобы избежать повторений и работать последовательно. В связи с этим, мы считаем, что педагог должен обратить особое внимание на отбор научно-художественных произведений, методику чтения и проведения бесед по произведениям.

Список литературы и источников

1. Адаменко, О. А. Экологическое воспитание дошкольников / О. А. Адаменко, Г. С. Чилингарян, Л. С. Лахина. – Текст: электронный // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании: сб. ст. Междунар. науч. -практ. конф. – Уфа: Аэтерна, 2019. – С. 244-246. – URL : https://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK-PP-118.pdf ( дата обращения: 16.04.2023).

2. Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л. Бобылева. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 7. – С. 10-15.

3. Виноградова, Н. В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. В. Виноградова. – Москва: Просвещение, 2010. 103 с. – Текст: непосредственный.

4. Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста / С. Ю. Кондратьева. – Текст: непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 12. – С. 13–15.

5. Лушкова, О. Н. Влияние художественной литературы на развитие личности ребенка-дошкольника / О. Н. Лушкова. – Текст: непосредственный // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы III Междунар. науч. -практ. конф., 2016. – С. 183–185.

6. Любаев, А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста / А. В. Любаев. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 21 (101). – С. 707-709. – URL : https://moluch.ru/archive/101/22975/ ( дата обращения: 25.05.2023).

7. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – Москва: Академия, 2015. – 224 с. – Текст: непосредственный.

8. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А. Серебрякова. – Москва: Академия, 2008. – 20 с. – Текст: непосредственный.

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» В процессе работы с родителями, в беседах с детьми и взрослыми мы узнали, что на самом деле родители читают ребятам очень мало. В некоторых.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Сценарий досугового мероприятия для старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания «Волга-матушка»Сценарий досугового мероприятия для старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания «Волга-матушка» Цель: Организация досугового мероприятия в рамках экологического воспитания. Задачи: 1. Формировать основы экологической грамотности: представления.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Научно-художественная литература как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО
Опубликовано: 6 июня 2023 в 15:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Научно-художественная литература как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Синицына Ксения Сергеевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД