Лучший педагог года

Опыт работы по теме «Наблюдения в природе со старшими дошкольниками»

Карамина Ольга Владимировна
Опыт работы по теме «Наблюдения в природе со старшими дошкольниками»

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающем. В основе лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство – особая форма отношений человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя»,- говорил К. Д. Ушинский.

Публикация «Опыт работы по теме „Наблюдения в природе со старшими дошкольниками“» размещена в разделах

Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему. Добрые человеческие отношения, окружающая природа - способствуют пробуждению чувства прекрасного, радости, оптимизма. В душе у детей, умеющих радоваться, не остается места обидам, злобе, зависти. Взрослые же не всегда знают, как пробудить у дошкольника чувство прекрасного. Общение детей с природой во время прогулок - одно из средств, вызывающих радость, развивающих восприимчивость к прекрасному. Заранее готовимся к таким прогулкам, нужно создать атмосферу радостного ожидания, таинственности, заинтересованности.

Ранней весной мы выбрали для наблюдений сирень. Это было невысокое деревце. Задаем вопрос, что вы видите, дети? Ответы дошкольников верны : ветки дерева будто бы сухие, листьев нет, но уже заметны маленькие почки, - сказала Кира.

Решили ежедневно наблюдать за деревом и отмечать в календаре, когда набухнут почки, распустятся листья и т. д.

Прошло еще несколько дней, потеплело. Дети внимательно присматривались к дереву, и вдруг Аня заметила, что стали распускаться почки листьев. Прошло еще немного дней, Варя увидела цветы, затем увидели цветы и другие ребята. Это было для них открытием. Тогда провели с ними беседу, рассказали, что существуют почки для листьев и отдельно для цветов. Ежедневно наблюдая за деревом, отмечали, как постепенно покрывалось цветами. Они радовались и наблюдали за их ростом.

Большое впечатление произвело на ребят возвращение перелетных птиц. Их прилет они объяснили так:

-Наступила весна, у нас тепло, черви выползли из земли, птицам нетрудно будет достать себе пищу, поэтому и прилетели. Они построят новые гнезда, снесут яйца и выведут птенцов.

Во время одной из майских прогулок сообщаем детям, что мы отправимся в страну одуванчиков. Одуванчик – это многолетний, дикорастущий цветок. Одуванчик цветет в мае, а когда отцветает, на нем появляется белый пушистый хохолок. А перед небольшой полянкой одуванчиков прочитать стихотворение Е. Серовой «Одуванчик» :

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Стихи развивают воображение у дошкольников, пробуждают в них чувство прекрасного, любовь у природе.

Наблюдали мы за бабочками, жуками и божьими коровками. На одной из прогулок Данил поймал божью коровку:

- Какие красивые у нее крылышки. Где она провела зиму?

Мы ответили на вопросы ребят, не оставили без внимания и деятельность муравьев. Дошкольники долго и внимательно наблюдали за муравейником. Их удивляла трудоспособность этих насекомых. И конечно же, все заметили, что муравей тащит на себе большую ношу, значит, решили ребята, он сильный.

С неменьшим интересом отнеслись ребята и к вечнозеленым деревьям: ели, сосне, туи которые украшают наш участок.

Много вопросов возникло во время грозы: «Почему появляется огонь? Откуда слышен гром?» МЫ объяснили детям это явление природы, а также рассказали о молнии, той огненной полосе, которая сопровождается грохотом.

Осенью мы наблюдали, как постепенно пожелтели и начали опадать листья. Детям нравиться ходить по шуршащему под ногами пестрому ковру. Они собирали опавшие листья, мы вмести сравниваем их по цвету, размеру и форме. Сочетание ярко-красного, желтого и оранжевого цветов радовало ребят.

Для закрепления знаний, полученных во время наблюдений, мы проводим дидактические игры: «С какого дерева этот лист?», «Встань около дерева», «Узнай по цвету», «Узнай по форме».

С наступлением зимы, когда выпадает небольшой снег. Дети с большим удовольствием наблюдали за падением снежинок. Они отмечали, что снежинка легкая, пушистая, быстро тает. Гуляя по снегу, рассматривали свои следы, любовались красотой деревьев, покрытых пушистым снегом. Возле березы мы читаем стих С. Есенина «Береза» :

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Даем детям задание - понаблюдать за снегом и выявить его характерные свойства. Дети отвечали, что снег белый, мягкий и пушистый. Он холодный и мокрый. Ответы были верны. Затем мы предложили дошкольникам набрать немного снега в стакан, принести его в помещение и понаблюдать, что с ним произойдет. Спустя время дети закричали: «В стакане появилась вода!»

На наш вопрос, почему это произошло, ребята ответили, что в комнате тепло, и снег растаял. Тогда мы предложили поместить стакан с водой в морозилку холодильника. На другой день все увидели, что в стакане лед. Мы спросили детей, почему вода замерзла. Саша ответил, что в морозилке холодно, потому вода и замерзла. Мы похвалили детей. Подвели итог, в тепле снег тает, превращается в воду, а при морозе вода превращается в лед, замерзает.

В другой день дети во время прогулки заметили, что лужи покрыты тонким слоем льда. И поняли, что ночью было холодно.

Мы обращали внимание детей и на птиц, которые не улетают в теплые края, а остаются здесь. Спросили, чем питаются воробьи. Дети отвечали правильно.

Подвели итог: зимой птицам трудно найти корм, и им нужна наша помощь, чтоб потом, летом, они могли уничтожить вредных насекомых. Птицы – наши верные друзья, они охраняют огороды и сады от насекомых-вредителей, уничтожают червей, жуков.

Вмести с детьми, мы посмотрели подборку цветных картин с названием «Птицы - наши друзья». У ребят появилось желание помогать им. На другой день, когда мы вышли на прогулку, у Руслана из кармана выпал кусочек хлеба.

- Зачем тебе хлеб? – спросили ребята.

- Несу птицам, ответил ребенок.

На следующий день почти у всех детей в кармане был кусок хлеба. Они крошили хлеб птицам и думали, где и как сделать кормушку.

-Когда мы уйдем, прилетят птицы и будут клевать,- разъяснили мы детым.

Непосредственное общение с природой, вызывает у детей большой интерес. Играя с песком, сосновыми и еловыми шишками, опавшими листьями, ребята становились любознательными, у них появилось множество вопросов. Дети научились наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями, передавать свои впечатления. И конечно, никто из них не срывал без цели цветы, не ломал ветки, т. е. у них появилось бережное отношение к природе, ко всему живому.

Публикации по теме:

«Роль певчего дрозда в природе и жизни человека» наблюдения в природе в рамках детско-родительского проекта «Юные натуралисты»«Роль певчего дрозда в природе и жизни человека» наблюдения в природе в рамках детско-родительского проекта «Юные натуралисты» Природа наша щедра и богата, но в то же время хрупка и ранима. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления,.

Аннотация к дополнительной программе работы изостудии «Акварелька» со старшими дошкольникамиАннотация к дополнительной программе работы изостудии «Акварелька» со старшими дошкольниками Аннотация к общеразвивающей дополнительной программе художественной направленности, по освоению детьми старшего дошкольного возраста знаний.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Дидактическая игра «Потребности и товары» для работы со старшими дошкольникамиДидактическая игра «Потребности и товары» для работы со старшими дошкольниками В октябре 2018 года для смотра-конкурса методических, дидактических средств обучения по экономическому образованию детей дошкольного возраста.

Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе» Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе» Актуальность и перспективность:.

Методическое пособие «Человек и его потребности» для работы со старшими дошкольникамиМетодическое пособие «Человек и его потребности» для работы со старшими дошкольниками В октябре 2018 года для смотра-конкурса методических, дидактических средств обучения по экономическому образованию детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Наблюдения в природе со старшими дошкольниками»
Опубликовано: 28 февраля 2024 в 13:58
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Наблюдения в природе со старшими дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Карамина Ольга Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД