Получи документы

Музыкальные способности как психологопедагогическая проблема

Наталья Потапкина
Музыкальные способности как психологопедагогическая проблема

Музыкальные способности часто связывают с термином «музыкальность», которая применяется как в науке, так и в повседневной жизни. Человека, который не просто умеет что-либо делать в области музыки (например, в пении точно интонировать мелодию, а делать это с удовольствием, легко, вызывая положительную реакцию у слушателей называют музыкальным. Такое определение нельзя применить к профессиональным музыкантам, но ребенка, у которого еще мало умений и навыков вполне можно назвать музыкальным, опираясь на эти критерии. Музыкальность – это чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Оно предопределено исторически. В звуках речи, голосах птиц и животных, в шорохе листьев и завывании ветра люди научились различать интонацию, высоту, длительность. Музыкальность – сложное понятие, характеризующееся разнообразным сочетанием отдельных способностей. Академик Б. В. Асафьев, систематизируя свои наблюдения, выделял у одних хорошую музыкальную память, у других – чувствительность к музыке, у третьих – присутствие абсолютного слуха, которое сопровождается «туповатостью» восприятия более сложных художественных образов и, наоборот, у четвёртых – неразвитый слух, который сочетается иногда с глубоким и серьёзным интересом к музыке. Психологи, педагоги, музыковеды многократно предпринимали попытки дать определение музыкальности, её существенных признаков и их взаимоотношений. Эти определения доказываются методологическими 10 позициями авторов. Так, в западной психологии в начале XX века видное место занимала так называемая гештальтпсихология. Представители этого направления утверждали, что любое психическое явление исключительно неделимо и его составные части не подлежат отдельному рассмотрению. «Музыкальность – это единое, целостное явление, которое не только не поддается никакому анализу, но и не допускает его» - утверждал известный немецкий учёный Г. Ревеш. Представители американской «психологии элементов», наоборот, тщательно изучали психологические проявления, рассматривая их отдельно по элементам. В известном исследовании К. Сишора «Психология музыкального таланта» (1919г.) приведена подробная классификация разнообразных музыкальных способностей, которая в современной американской литературе по данному вопросу поддерживается многими авторами. Считается, что эта классификация передает картину структуры музыкальности и позволяет хорошо изучить её проявления у детей путем применения тестов Известный специалист в области фортепианной педагогики Л. А. Баренбойм утверждает, что ведущие способности – звуковысотный слух и ритм Наиболее подробная характеристика способностей дана психологом Б. М. Тепловым. Он показал всевозможные динамичные взаимосвязи между музыкой и переживанием человека, между деятельностью и способностями, которые непосредственно при этом развиваются Б. М. Теплов в своих трудах дал полный, исчерпывающий анализ проблемы развития музыкальных способностей. Б. М. Теплов четко обозначил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Основываясь на работах выдающегося физиолога И. П. Павлова, он не рассматривал свойства нервной системы человека только как наследственные, а признавал их врожденными. Он разделяет врожденные свойства нервной системы и психические свойства человека и также 11 отмечает, что врожденными могут быть только лишь задатки, которые находятся в основе развития способностей, т. е. анатомо-физиологические особенности. Б. М. Теплов полагал, что музыкальность - это «тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности». Способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать является главным признаком музыкальности. Выразителями определенного содержания преимущественно являются звуковысотные и ритмические движения, которые оказывают эмоциональное влияние на слушателя. Таким образом, необходимо единение эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Б. М. Теплов выделяет три главные музыкальные способности : 1) способность эмоционально переживать и различать ладовые функции – ладовое чувство; 2) способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, которые отражают движение мелодии; 3) способность активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность ее ритма, его точного воспроизведения – ритмическое чувство. Проблема музыкальности, по мнению Б. М. Теплова, - это проблема прежде всего качественная, а не количественная. Каждому нормальному человеку присуща некоторая музыкальность. Главное, что должно заинтересовать педагога – это какова музыкальность ребенка и каковы должны быть пути ее развития, а не то, насколько музыкален тот или иной ребенок. Способность человека формируется в деятельности, по характерным психологическим закономерностям. Все способности развиваются в процессе воспитания и обучения, поэтому существует вероятность изменения, 12 развития основных сенсорных качеств, которые имеют ближайшее отношение к музыкальным способностям. Б. М. Тепловым были получены данные, которые указывают на возмещение одних свойств другими. Для занятий музыкой большое значение имеют не только музыкальные данные, сенсорные и эмоциональные, но и те свойства, которые нужны как для музыкальной, так и для других различных видов деятельности, например способности внимания, воображения, волевые черты. Общие особенности находятся внутри специальных способностей и тесно связаны с ними. К общим особенностям в первую очередь относятся свойства интеллекта. Следовательно, специальные способности непосредственно зависят от способностей интеллекта и других свойств личности. Н. А. Ветлугина выделяет в качестве главных музыкальных способностей две : ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе обращается внимание на единую связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Соединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) говорит о необходимости развития музыкального слуха в тесной связи его эмоциональной и слуховой основ. К. В. Тарасова в своей книге «Онтогенез музыкальных способностей» выделяет двухчастную структуру музыкальных способностей : эмоциональная отзывчивость на музыку и познавательные музыкальные способности. Эмоциональную отзывчивость на музыку К. В. Тарасова вслед за Б. М. Тепловым считает основным образованием структуры музыкальности, ее существенным показателем, так как музыка по самому своему содержанию выступает как явление преимущественно эмоциональное. Познавательные музыкальные способности, по мнению К. В. Тарасовой, состоят из трех подструктур: сенсорных музыкальных способностей (музыкальный слух и чувство музыкального ритма, музыкального 13 мышления (при единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкальной памяти. Каждая из познавательных музыкальных способностей представляет собой системную организацию, состоящую из компонентов разнообразной сложности, сМузыкальность как сложная система специальных музыкальных способностей, которые необходимы для восприятия и создания музыкальных художественных образов, формируется в онтогенезе во взаимодействии этих способностей. Всякая музыкальная способность включает компоненты разнообразной сложности и развивается в онтогенезе от простых ко все более сложным составляющим. Но элементарные компоненты какой-либо способности не пропадают с появлением более сложных, а наоборот, продолжают развиваться. Так, например, тембровый и динамический слух – предвестники элементарной системы музыкального слуха, - дают жизнь звуковысотному, а затем и другим видам музыкального слуха, сами достигают в дальнейшем высочайших уровней развития в более сложных видах музыкальной деятельности Д. К. Кирнарская, ведущий специалист в области теории и практики тестирования специальных способностей, считает, что можно с желанием заниматься музыкой и без выдающегося слуха в привычном его понимании, приступить к музыкальным занятиям можно в любом возрасте и достичь успеха, и любой талант, в том числе музыкальный, состоит из различных компонентов: нужно лишь обладать немного каждым из них, и человек может в полной мере считать себя музыкальным Д. К. Кирнарская предложила свою систему тестирования музыкальных способностей, которая служит основой для создания тестовых методик в области диагностики специальных способностей в различных областях деятельности. В музыкально-педагогической практике ведущими музыкальными способностями считаются обычно следующие три: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. 14 Ладовое чувство - это способность эмоционально распознавать ладовые функции звуков мелодии, или ощущать эмоциональную выразительность звуковыстоного движения.. Чувство лада характеризуется узнаванием мелодии, точностью ее интонирования. В силу возрастных особенностей ладовое и ритмическое чувство у детей проявляется неодинаково. Их эмоциональный отклик на ладовую окраску музыки продолжительное время имеет лишь общий характер. Затем вырабатывается умение различать мажор и минор. Музыкально-слуховые представления - способность в воспроизведении мелодии по слуху, прежде всего в пении, а так же в способности подобрать мелодию по слуху на музыкальном инструменте. Для того чтобы пропеть мелодию голосом или исполнить на музыкальном инструменте, нужно иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Слуховые представления высоты успешно развиваются, если этот навык тренировать в условиях ладовой настройки. Чувство ритма – это способность активно (двигательно) чувствовать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспринимать его. Ритм - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого непосредственно передается содержание. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство выражается в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается какими-либо двигательными реакциями, которые более или менее точно передают ритм музыки. Это чувство лежит в основании всех тех проявлений музыкальности, которые соединены с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Вместе с ладовыми чувствами оно формирует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Формирование и развитие специальных способностей, по мнению Р. С. Немова активно начинается уже в дошкольном возрасте Когда 15 деятельность ребенка носит творческие, нерутинный характер, то она всегда заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом и может выступать как средство проверки и развития способностей. Если осуществляемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на грани возможностей ребенка, то она непременно ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Выготский Л. С. называл зоной потенциального развития. Деятельность, которая не находится в границах этой зоны, в наименьшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то позволяет реализоваться только лишь уже имеющимся способностям; если же она наоборот очень сложна, то станет невыполнимой и, поэтому, также не приведет к формированию новых умений и навыков. Развитие специальных способностей является сложным и долговременным процессом. Для различных специальных способностей свойственно неодинаковое время их выявления. Итак, музыкальные способности, индивидуальные психологические свойства человека, предопределяющие восприятие музыки, обучаемость в музыкальной деятельности, которые выступают как относительно самостоятельный комплекс индивидуально психологических свойств. Музыкальные способности можно обнаружить почти у всех людей в той или иной степени. Одаренность - это ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности.

Публикация «Музыкальные способности как психологопедагогическая проблема» размещена в разделах

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

«Развиваем математические способности!» Предлагаю вам материал,который можно использовать в своей работе или для родителей в виде консультации. Буду рада,если вам пригодиться. Если.

Консультация для родителей «Развиваем музыкальные способности детей дома» «Развиваем музыкальные способности детей дома». Консультация для родителей Музыкальность ребёнка развивается при создании благоприятных.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?»Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Творчество - необыкновенный источник энергии, развития, получения положительных эмоций! Очень полезно развивать творческие способности у.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Как я развиваю творческие способности у детейКак я развиваю творческие способности у детей Хочу немного рассказать о своей работе по развитию творческих способностей у детей. Работа ведется с младшей группы. Для аппликации я.

Консультация «Проблема выбора»Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальные способности как психологопедагогическая проблема
Опубликовано: 21 ноября 2022 в 09:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальные способности как психологопедагогическая проблема» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Потапкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД