Папки-передвижки

Морфологический анализ как метод развития сильного мышления

Лариса Медведева
Морфологический анализ как метод развития сильного мышления

Морфологический анализ как метод развития сильного мышления.

Чтоб быть успешными в современном мире детям необходима активная жизненная позиция и умение решать проблемы. Это значит, что дошкольник должен уметь работать с информацией, понимать происходящие события и ситуации, быть гибким к изменениям, уметь быстро находить верное решение и обладать сильным и творческим мышлением.

Публикация «Морфологический анализ как метод развития сильного мышления» размещена в разделах

Такие задачи решает РТВ и ТРИЗ - технологии и их нестандартные методики. Одним из эффективных методов развития сильного мышления является морфологический анализ.

Метод создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки в 30-х годах 20 века.

Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. В РТВ и ТРИЗ - методике для каждого творческого задания составляется отдельная морфологическая таблица.

С помощью таблицы дети придумывают новые здания, одежду, фантастических животных и птиц, сказочных персонажей – что угодно! Но необходимо помнить – любое фантазирование должно быть воплощено в виде рисунка, поделки, книжки, иначе ребенок не чувствует удовлетворения от творческого процесса и теряет к нему интерес. Для ребенка очень важно видеть результат своего творчества, осознавать, что он создал что-то сам, что именно он является талантливым автором своей работы.

Я расскажу про более адаптированную к работе, универсальную морфо таблицу, которая используется в творческих зарисовках с детьми. Такая морфологическая таблица удобна тем, что количество осей и параметры в ней можно видоизменять по желанию и в зависимости от создаваемого объекта. На начальных этапах работы задействованы две горизонтали, далее можно добавлять, как горизонтальные, так и вертикальные характеристики.

Цель метода :

- Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

- Создавать условия для оценки ребёнком полученных идей.

- Учить детализировать наиболее удачные идеи.

- Данное средство позволяет формировать подвижность мышления, развивать комбинаторику.

Постепенно работа с морфологическими таблицами усложняется, вводятся новые показатели, увеличивается их количество. Так как младшие дети ещё не умеют читать, очень хорошо использовать моделирование для обозначения необходимых элементов или использовать предметные картинки.

Очень удобно использовать морфологические таблицы для ознакомления и закрепления представлений о частях суток. На горизонтальной оси выкладываем по порядку модели или картинки частей суток: утро, день, вечер, ночь. Затем на вертикальную ось помещаем объекты, которые будем рассматривать. Начинаем с человека, перемещая фигурку по частям суток, проговариваем с ребёнком, что делает человек в каждой ячейке: утром просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает и т. д. ; днём гуляет, обедает, ложится спать; вечером: играет, ужинает, смотрит телевизор, готовится ко сну; ночью спит. Затем можно добавить другой объект, например петушка, или кошку, собаку. Интересно использовать предметы рукотворного мира – тапочки, сандалики, игрушка т. д. получится интересная сказка.

Творческое задание - фантазийный дом (справа таблицы помещается карточка). Выставляем параметры рисунка по вертикали: форма, цвет, рельеф, части, материал.

Затем размещаем варианты признаков по горизонтали. Дом может быть в форме сердечка, в форме пик, круглый, спиральный, в форме креста. Цвет дома: «хаки», в горошек, в клетку, радужный, в полоску. Рельеф дома: пупырчатый, волнистый, пушистый, колючий, гладкий. Дом имеет части животного, растения, зонта, мебели и насекомого. Из чего будет дом – определяем строительный материал: ткань, бумага, песок, стекло, резина. Произвольно выбираем из каждого ряда по одной характеристике и пытаемся соединить их воедино.

В результате получаются «ушастые» дома, с мебельными ящичками вместо входа, в форме сердца, из песка и резины.

Еще пример. Создание волшебного животного. По вертикали -форма, действие, части, цвет, характер. Части сторонних объектов применяются при создании животного: части птицы, самолета, насекомого, зонта, машины. Получаются «крылатые зверята», у которых зонтичный купол на макушке и колеса с крыльями вместо лап. При этом они имеют различные характеры и выражения лица.

Пример: платье. Параметры: действие, размер, количество отдельных деталей платья, вкус, цвет. Нарисованные платья могут двигаться, иметь много рукавов или воротничков, быть съедобными и т. д. По такой таблице могут создавать необычные рисунки и более опытные художники.

По тому же принципу, мы выполнили рисунки необычного растения, обуви для волшебника, транспортного средства для Бабы Яги. Получились забавные автомобильчики, у которых есть в наличии носы, уши, хвосты, паруса и ноги вместо колес.

Пройдя весь подготовительный этап работы с морфологическими таблицами, можно перейти к углубленной работе по математике. Упражнять в умении считать, решать примеры и составлять математические задачи.

Публикации по теме:

Консультация «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольника» Для ГМО воспитателей. Тема: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольника» Выполнила: воспитатель.

Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников О. В. Засименко, воспитатель, МОУ СОШ х. Бурковский, Среднеахтубинского района, Волгоградской области. «Детское экспериментирование – как.

«Игра как деятельность, форма и метод развития и саморазвития ребёнка» Игра подобна реке у которой два берега. Один берег реки-забава, другой-нравственный урок. Игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются.

Индивидуальный план профессионального развития педагога «Дидактические игры как метод развития познавательных навыков» Индивидуальный план профессионального развития педагога Воспитатель Захарова Гульназ Ринатовна 2018-2019 гг. 1. Составление плана работы.

Интервьюирование, как метод развития речи с детьми дошкольного возраста Для развития речи и эмоциональных проявлений детей использую нетрадиционную форму проведения занятия - метод интервьюирования. Этот метод.

Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики»Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики» В нашей логопедической группе, с детьми с ОНР, большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Так как уровень развития речи у детей.

Опытно-экспериментальная деятельность как метод обучения и развития ребенка В настоящее время в системе дошкольного образования все чаще используется такой метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Особенности развития моторной сферы детей с речевыми нарушениями. «Логоритмика» как метод коррекционного развития Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее.

Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно.

Поводы и причины детских истерик. Как помочь ребёнку выйти из сильного эмоционального возбуждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Юля» г. Феодосия Республики Крым Консультация для родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Морфологический анализ как метод развития сильного мышления
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 14:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Морфологический анализ как метод развития сильного мышления» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Медведева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД