Папки-передвижки

Мнемотехника как метод развития речи дети

Антонова Виктория
Мнемотехника как метод развития речи дети

МОБУ «СОШ с. Малиново» СП детский сад

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА

Мнемотехника – метод развития речи дети

Актуальность:

Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения и сказки. Современный дошкольник не может справиться с огромным потоком информации самостоятельно. Это реальность, в которой оказались наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно – обоснованных путей развитие речи у детей дошкольного возраста.

Публикация «Мнемотехника как метод развития речи дети» размещена в разделах

Проблема:

Наблюдая за своими воспитанниками, я выяснила, что мои ребята не могут связывать слова в предложении, не могут поддержать разговор с воспитателем на определённую тему, часто на мой вопрос звучит односложный ответ, затрудняются пересказать сказку, только с моей помощью описывают игрушку. Передо мной встал вопрос: Как помочь ребёнку пополнить словарный запас и научить красиво, говорить? Одним из таких методов является мнемотехника.

Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Основная часть:

Изучив опыт работ Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, И. А. Поташко и педагогов - воспитателей были сделаны выводы:

Как любая работа, мнемотехника строится от «простого» к «сложному».

• Необходимо работу начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Для детей младшего дошкольного возраста подходят цветные мнемотаблицы, так как у детей в памяти остаются отдельные образы. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка.

Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.

4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах).

5. Рассказывание по мнетаблицам, созданными детьми.

При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа.

Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.

Придумывая модели к играм нужно придерживаться следующих требований:

1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета.

2. Раскрыть сущность в объекте.

3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.

Символы обозначают слова:

«Знак вопроса» или «Контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект.

«Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» - форма объекта.

«Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним.

«Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботиться или как человек его использует.

«Части объекта», - из каких частей состоит объект.

По мере необходимости можно использовать и другие символы.

Вывод: Мнемотехника может успешно использоваться педагогами – дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе.

Мнемотаблицы (положительное)

• как один из современных видов, при котором развивает речь ребёнка;

• является важным показателем умственных способностей ребёнка;

• помогает совершенствовать такие психические процессы, как память и воображение.

Литература:

Большакова Т. В. Учимся сказке – Спб. 2005

Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М. : Дрофа, 1985.

Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//М. ,2008. - №4. – С. 102 – 115.

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт – Петербург. – Детство-Пресс,2010.

Поташко И. А. использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно – научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М,2006. - №7. –С. 18 -22.

Широких Т. Т. Учим стихи – развиваем память//Ребёнок в детском саду. - 2004. -№2. -С. 59 – 62

Работы педагогов – воспитателей (интернет)

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Беседа как метод обучения диалогической речиБеседа как метод обучения диалогической речи Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики»Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики» В нашей логопедической группе, с детьми с ОНР, большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Так как уровень развития речи у детей.

Мнемотехника — одна из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ Мнемотехника - одно из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ. (Выступление на МО) В настоящее время проблема развития.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как метод развития речи дети
Опубликовано: 5 декабря 2023 в 07:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как метод развития речи дети» (включая файлы) размещена пользователем Антонова Виктория в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД