Лучший педагог года

Музыкальное занятие для старших дошкольников «В некотором царстве, инструментальном государстве»

Галина Агапова
Музыкальное занятие для старших дошкольников «В некотором царстве, инструментальном государстве»

Методическая разработка

Разработала музыкальный руководитель Агапова Галина Борисовна

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №176» г. Саратова

Описание НОД

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема НОД: «В некотором царстве, инструментальном государстве»

Направление образования и развития: художественно-эстетическое развитие

Публикация «Музыкальное занятие для старших дошкольников „В некотором царстве, инструментальном государстве“» размещена в разделах

Цель: Формирование представлений о разных музыкальных инструментах и видах оркестров (симфонический и оркестр русских народных инструментов)

Задачи :

1. Закреплять и расширять знания о музыкальных инструментах и видах оркестров. Узнавать и называть инструменты по виду и тембру звучания, играть на детских музыкальных инструментах, показать устройство фортепиано, экспериментировать со звуком.

2. Определять 3-х частную форму произведения, и к какому жанру относится прослушанная музыка (песня, танец, марш). Эмоционально откликаться на музыку разного характера.

3. Петь выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию и динамические оттенки. Создавать необходимый образ с помощью музыкально-ритмических движений.

Виды деятельности: музыкальная, игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы реализации детских видов деятельности: Слушание музыки

(«Клавесин»; К. Дебюсси «Маленький негритёнок», «Саратовские переборы», исполнение (песня А. Лепина на слова Е. Александровой «Я играю на пианино»; песня И. Романовой «Музыка»; р. н. п. «Во саду ли, в огороде»), музыкальные и творческие игры («Репетиция оркестра», «Какой инструмент звучит) игровые ситуации (со скоморохом, беседы, ситуативные разговоры, отгадывание загадок, физкультминутка, экспериментирование (с саратовской гармошкой и фортепиано)

Форма организации: фронтальная

Оборудование, материалы: иллюстрации, музыкальные инструменты (детские, саратовская гармошка, русские народные, скрипка и виолончель (бутафорские, аудиозапись музыкальных произведений, музыкальный центр, костюмы (скоморох, скрипка, виолончель)

Предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр видеосюжетов, рассматривание иллюстраций, беседы о музыкальных инструментах, встреча (концерт) с преподавателями и учениками музыкальной школы, разучивание песен, стихов.

Ход НОД

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Примечание

Вводная часть (мотивация)

Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята! Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!»

М. Р. А утро сегодня на самом деле очень доброе, потому, что мы с вами отправимся в гости. А вы хотите узнать куда? В сказочное царство, инструментальное государство, в котором много интересных жителей. Ребята, а как вы думаете, что же это за жители?

Дети под музыку заходят в зал

Приветствие, ответы детей (коммуникативная)

Дети: Доброе утро! Солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!

Дети: Музыкальные инструменты.

Во время

НОД

дети перемещаются

по муз. залу.

Все эпизоды происходят в разных зонах

муз. зала

Основная часть

М. Р. Правильно! Много есть на свете разных инструментов, а я сначала расскажу о вашем хорошем знакомом. Вы часто слышите и видите его на музыкальном занятии. Вот он перед вами. Помните, как его зовут? (музыкальный руководитель показывает иллюстрацию с изображением фортепиано).

Дети: Пианино.

М. Р. Скажу вам по секрету, этот инструмент мой самый лучший на свете друг, когда мне грустно, я начинаю с ним разговаривать, сажусь к нему поближе, и играю. Он утешает меня звуками нежными, тихими, ласковыми. Когда мне весело он ликует и радуется вместе со мной. Мой друг умеет быть разным, но таким он стал не сразу. Я вам расскажу одну историю. У нашего друга фортепиано был дедушка. Звали его – клавесин (показ иллюстрации, но на клавесине нельзя было играть ни тихо, ни громко, а только всегда одинаковым монотонным звуком (аудиозапись со звучанием клавесина). И вот один мастер, которого звали Бартоломео, придумал фортепиано, которое может звучать тихо, как флейта, а может громко, как целый оркестр.

Этот инструмент всем понравился, он появился во многих домах. А специально для больших концертных залов изобрели рояль (иллюстрация, что в переводе с французского обозначает – королевский». А вы хотите узнать, как устроено фортепиано? (музыкальный руководитель предлагает детям подойти к пианино и посмотреть его устройство)

Мы сегодня увидали городок внутри рояля

Целый город костяной, молотки стоят горой

Блещут струны жаром солнца, всюду мягкие суконца

Что ни улица – струна в этом городе видна!

(О. Мандельштам)

(музыкальный руководитель объясняет принципы действия инструмента)

М. Р. А теперь давайте закроем крышку пианино, сядем, и послушаем музыку.

Звучит пъеса К. Дебюсси «Маленький негритёнок»

Вопросы муз. руководителя. сколько частей услышали в пьесе, какое настроение, и всегда ли оно было одинаковое. Какие части звучат одинаково?

Ситуативный разговор.

А услышали вы пъесу французского композитора К. Дебюсси «Маленький негритенок».

М. Р. Каких «китов» услышали в 1-2-3 частях? (танец, песня)

А теперь я предлагаю ещё раз послушать эту музыку. И… изобразить нашего негритёнка.

(активное слушание)

М. Р. Ну что ж! Мы еще раз с вами убедились, какими разными красками может звучать фортепиано. И я вам всем желаю, чтобы вам на именины подарили пианино.

М. Р. А теперь настала пора пойти в гости к большой семье, называется она «Симфонический оркестр», а кто руководит этой семьей, вы угадайте:

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный.

Он в оркестре - президент.

(дирижер)

М. Р. Чтобы попасть в гости к симфоническому оркестру, надо узнать голоса инструментов.

(Звучат голоса инструментов симфонического оркестра в записи)

М. Р. Да, вы правильно угадали голоса скрипки и виолончели! А вот они и сами!

Под музыку в зале появляются «Скрипка и Виолончель»

Виолончель: Здравствуй, скрипка!

Скрипка: Добрый день, виолончель!

Виолончель: Сотни лет знакомы, в каждом концерте играем вместе, а всякий раз я рада встрече с тобой.

Скрипка: Мы же родственники. Смотри, как похожи друг на друга. Только ты большая, и звук у тебя низкий, густой, благородный, а я маленькая, и голос мой тоньше, нежнее, прозрачней.

Виолончель: Маленькая, да удаленькая. Ведь это тебя называют «Королевой оркестра». Ты, конечно, изящней и стройнее, вон талия, какая тонкая. Тебя держат горизонтально у плеча, а меня вертикально, упираясь в пол металлическим шпилем. Но устроены мы все равно одинаково: у тебя четыре струны, и у меня тоже; красивые прорези – эфы – тоже одинаковые, похожи и гриф с завитушкой. А еще мы самые певучие из всех инструментов. Родственники, одним словом.

Скрипка: Такой, какая я сейчас, меня сделали около 400 лет тому назад добрые мастера волшебники из итальянского города Кремона. Никогда не забуду их имена: Амати, Гварнери, Великий Страдивари.

Виолончель: Неужели они настоящие волшебники?

Скрипка: Конечно, ведь все вещи портятся со временем, с годами теряют качество. А скрипки кремонских мастеров чем дольше живут, тем прекраснее звучат. Да и что я все о себе, да о себе. Хочу тебя послушать.

Виолончель: Говорят, что мой голос больше других инструментов напоминает человеческий. Он ближе всего к мужскому баритону. Мне особенно удаются широкие напевные мелодии.

Скрипка: Очень интересная у нас с тобой получилась встреча. А теперь извини, мне пора на репетицию.

Виолончель: Увидимся на концерте.

М. Р. Ну что ж, репетиция симфонического оркестра начинается. Музыканты готовы?

Проводится игра «Угадай, на чем играю?» (репетиция оркестра)

М. Р. А после репетиции, можно отправиться в гости к веселым, озорным жителям оркестра русских народных инструментов.

(Звучит музыка в исполнении оркестра русских народных инструментов, появляется Скоморох.)

Скоморох: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки!

Я веселый скоморошка, а зовут меня – Тимошка!

Добро пожаловать в гости к русским народным инструментам.

Эх, оркестр народный, раздольный, хороводный,

Если грянет плясовую, я со всеми затанцую!

Если песню грустную - грусть в душе почувствую!

А «страданья» заиграет – прямо сердце замирает!

То он плачет, то хохочет, с нами делает что хочет!

Скоморох предлагает детям отгадать загадки:

Треугольная доска, а на ней три волоска.

Волосок – тонкий, голосок – звонкий (балалайка)

То толстеет, то худеет. На весь дом голосит.

Всю деревню веселит. (гармонь)

Скоморох: А еще у меня вот здесь есть необычная гармошка, ну-ка, посмотрите и послушайте, какие колокольчики здесь звенят. А называется она Саратовская, потому что придумали ее и сделали саратовские мастера. А хотите послушать Саратовские переборы?

Звучат «Саратовские переборы»

М. Р. Вам понравилась музыка? Какой характер у этой музыки?

М. Р. Вам, наверно, и самим захотелось сыграть?

М. Р. Спасибо, друзья! А теперь не зевать! Сейчас начинаем все вместе играть! Русская народная песня «Во саду ли в огороде».

Скоморох: Молодцы, ребята! Очень хорошо, весело и дружно сыграли! А знаете, почему вы такие дружные?

Потому что вас подружила музыка. И давайте на прощанье о музыке споем песню.

Ответы детей

Рассматривают иллюстрации

Слушание музыки (клавесин) (музыкальная)

Слушают стихотворение О. Мандельштама

(восприятие художественной литературы)

Рассматривают устройство пианино (внутри – струны, молоточки и т. д.). Сами нажимают на клавиши, педали.

(познавательно-исследовательская)

Дети слушают музыку

(музыкальная)

Ответы детей

Ответы детей

Выкладывают схему из картинок

Физкультминутка

под музыку пъесы

К. Дебюсси

«Маленький негритёнок»

(Двигательная, музыкальная, игровая)

Исполнение песни

(музыкальная)

Дети исполняют песню А. Лепина на слова Е. Александровой «Я играю на пианино»

Дети перемещаются к плакату «Симфонический

оркестр»

Дети узнают голоса инструментов по тембру, называют инструменты, здороваются с ними: «Здравствуй, фортепиано! Здравствуй, труба и т. д., и показывают иллюстрации инструментов.)

(музыкальная, игровая)

познавательно-исследовательская деятельность детей

рассматривают инструменты

(скрипку и виолончель)

восприятие художественной литературы

Дети разбиваются на пары.

Встают в две шеренги лицом друг к другу. Двигаются согласованно с музыкой. Изображают способы игры на разных инструментах.

(игровая, двигательная, музыкальная)

Ответы детей

(восприятие художественной литературы и фольклора)

рассматривают Саратовскую гармошку, колокольчики, меха

познавательно-исследовательская деятельность детей

Слушание ( активное слушание: дети изображают игру на гармошке, балалайке, ритмично хлопают, пританцовывают вместе со Скоморохом)

(музыкальная, двигательная, игровая)

Ответы детей

Дети: Да!

Дети подходят к инструментам. Читают стихи Ребенок:

Чтобы было интересней, мы сыграем вам все вместе.

Но пусть вначале каждый сам свой инструмент представит нам.

Колокольчик:

Мой колокольчик не цветок имеет тонкий голосок,

Звенит в оркестре круглый год и никогда не устает.

Металлофон:

Вот так звучит металлофон! Какой хрустальный чистый звон!

Как будто падают дождинки. И все поют: «Динь-дон, динь-дон».

Треугольник:

Треугольник музыкальный родственник звоночку дальний

С ним не выполнишь чертеж, но в оркестре он хорош!

Ксилофон:

Ксилофон имеет звук как лесного дятла стук.

Он отрывист, глуховат, но так радует ребят!

Ложки:

А вот ложки расписные, звонкие, резные.

От зари и до зари веселятся ложкари!

восприятие художественной литературы и фольклора

Оркестр исполняет р. н. п. «Во саду ли, в огороде»

Игровая, музыкальная, коммуникативная

деятельность

Ответы детей

Ситуативный разговор

Дети поют песню

И. Романовой «Музыка»

Заключительная часть (рефлексия)

М. Р. А теперь нам пора прощаться со всеми жителями инструментального государства. Послушайте, они нам что-то говорят… А говорят они «Приходите ещё к нам в гости! До свидания!».

М. Р.

Где мы сегодня с вами были?

С кем вы встречались?

Голоса, каких инструментов слышали?

Какой инструмент понравился больше всего?

Понравилось ли вам путешествие?

До новых встреч!

Ответы детей

Дети: До свидания!

Дети под музыку уходят из музыкального зала

Публикации по теме:

«В галактическом царстве — в космическом государстве» (фотоотчет тематической недели)«В галактическом царстве — в космическом государстве» (фотоотчет тематической недели) На второй неделе апреля в нашей группе была реализована тема «В галактическом царстве – в космическом государстве». Цель: вызвать познавательный.

Беседа «В растительном царстве, лекарственном государстве» для детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток. Представляю Вашему вниманию беседу, которая может быть использована как часть образовательной деятельности, после.

Фотоотчет о проведении новогоднего праздника в средний группе «В тридевятом царстве-государстве»Фотоотчет о проведении новогоднего праздника в средний группе «В тридевятом царстве-государстве» Фотоотчет о проведении новогоднего праздника в средней группе «В тридевятом царстве – государстве». Как красиво в нашем зале, Мы гостей.

Фотоотчет о выставке поделок «В снежном царстве, в морозном государстве!»Фотоотчет о выставке поделок «В снежном царстве, в морозном государстве!» Совместное творчество детей родителей освещается очень многими педагогами. Мне тоже хочется показать вам новогодние поделки моих ребятишек.

Фотоотчет «В некотором царстве, в соляном государстве»Фотоотчет «В некотором царстве, в соляном государстве» Фотоотчет. «В некотором царстве, в соляном государстве».Лариса Гацко. Блог. Какое же все-таки чудесное время года зима! Где балом правит.

Фотоотчёт «В серебряном Царстве-государстве!»Фотоотчёт «В серебряном Царстве-государстве!» Фотоотчёт: «В серебряном Царстве – государстве!» Оформление окон и группы в ожидании Новогоднего праздника. Запысова М. И. В серебряном.

Конспект интегративного художественно-творческого занятия «В некотором царстве» для детей подготовительной к школе группеКонспект интегративного художественно-творческого занятия «В некотором царстве» для детей подготовительной к школе группе Составители: музыкальный руководитель Колтакова Е. Б., изо руководитель Рудаева Т. Н. МБДОУ № 34 г. Азова Цель: формирование устойчивого.

Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники рисования «В подводном царстве, в морском государстве»Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники рисования «В подводном царстве, в морском государстве» Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники рисования «В подводном царстве, в морском государстве». во 2 группе раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальное занятие для старших дошкольников «В некотором царстве, инструментальном государстве»
Опубликовано: 17 ноября 2023 в 17:30
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальное занятие для старших дошкольников «В некотором царстве, инструментальном государстве»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Агапова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД