Лучший педагог года

Методологическое обеспечение научного исследования

Елена Шатилова
Методологическое обеспечение научного исследования

Понятием «методологическое обеспечение» обозначается совокупность знаний особого рода, находящихся в иерархическом соподчинении и выступающих как ориентиры для исследователя.

Первые среди таких ориентиров — положения философии в ее методологической функции, такие, например, как тезис о единстве теории и практики, предполагающем их различия. Философия, таким образом, выступает как один из источников методологического обеспечения.

В состав методологического обеспечения включают общенаучную методологию (например, о гипотезе, о системном подходе)

Публикация «Методологическое обеспечение научного исследования» размещена в разделах

Другой источник – научная работа, которая ведется в форме методологических исследований в области специальной науки. Результатами таких исследований являются, например, знания о специфике педагогики, ее связях с другими науками, о педагогическом факте, об условиях формирования педагогической теории, о предмете и объекте науки в целом и отдельно взятого исследования. В исследованиях конкретизируются знания о методах науки, которые применяются для изучения данной области, например сферы образования. Задача таких исследований — выявление закономерностей и тенденций развития науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества исследований, анализ понятийного состава и методов познания в данной конкретной науке. Методологические знания служат ориентирами для проведения специально-научных исследований, задача которых — выявление закономерностей и конструирование систем практической деятельности[

Частью методологического обеспечения могут стать общие специально-научные теории, выполняющие методологическую функцию по отношению к частным теориям. Например, дидактика может иметь методологическую функцию по отношению к методикам, поскольку одно из ее назначений состоит в обеспечении единства подхода к содержанию и процессу обучения со стороны методик обучения разным учебным предметам. Ориентация на общие принципы обучения и формирования содержания образования необходима любому ученому-методисту, какой бы учебный предмет он ни представлял. При этом дидактика не становится методологией методики, она сохраняет статус специально-научном педагогической теории обучения.

Знания, почерпнутые из перечисленных четырех источников (философия, общая методология науки, методология конкретной науки, общая теория по отношению к частной, объединяются в процессе индивидуальной рефлексии исследователя по поводу его собственного исследования. Следовательно, методологическая рефлексия выступает как пятый источник методологического обеспечения.

Методика научных исследований – это совокупность конкретных форм, методов и средств теоретических и прикладных исследований в определенной области знаний (направления

профессиональной деятельности исследователя).

Методика научных исследований выбирается для решения научной задачи в соответствии со сформулированной целью изучения конкретного объекта исследований (структуры, характеристики, информационные связи и другие свойства объекта) с помощью научных принципов и методов познания для получения запланированных результатов, определяющих

целесообразную деятельность для достижения определенного эффекта при дальнейшем использовании научных результатов в теории и практике (внедрение в производство, науку,образование и т. п.).

Методическая система научных исследований должна включать ряд частных методик, ориентированных на выполнение работ на каждом из этапов НИР (рис. 5).

Публикации по теме:

Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школыОбеспечение преемственности в работе ДОУ и школы Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть,.

Аналитический обзор «Результаты практического исследования процесса интеграции» Исследование проводилось в одной из подготовительных групп ДОУ компенсирующего вида. Цель практического исследования: изучение реализации.

Конспект занятия в формате научного форума «День Земли»Конспект занятия в формате научного форума «День Земли» Никитина Светлана Викторовна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №40 «Русалочка»,.

Конспект занятия-исследования «Окрашивание соли»Конспект занятия-исследования «Окрашивание соли» .

Конспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возрастаКонспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возраста Цель: создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?»Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Методы: наглядный, беседа, исследовательский,.

Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методологическое обеспечение научного исследования
Опубликовано: 27 декабря 2023 в 12:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методологическое обеспечение научного исследования» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шатилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД