Получи документы

Система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей

Ольга Третьякова
Система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей

Методическая разработка.

Система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

«Россия – это я! Это ты! Это мы!»

Автор: Третьякова Ольга Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №48 «Пчёлка» г. Тамбов.

Пояснительная записка.

Маленькая Родина все равно большая,

ведь она единственная.

Ж. Ренар.

Публикация «Система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей» размещена в разделах

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Именно в этом возрасте закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, любовь к своим ближним, к родным местам, родной стране.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, я считаю, одна из главных задач педагога.

Патриотизм – высокое и сложное человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не определимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Воспитывать патриотические качества необходимо с раннего детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Яркие впечатления, полученные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Поэтому, я считаю суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы научить детей любить свою семью, родной дом, город, историю и культуру своей страны. Важно помочь ребёнку раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в то же время понять, что он может сделать для неё.

Актуальность.

Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

В своей воспитательно-образовательной работе задачи направлены на привитие у детей любви к Отечеству и родному городу, воспитания чувств гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирование у детей образа героя, защитника своего государства, формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

В комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство» /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, так как формирование уважения к традициям и обычаям социума, культурного и экологически грамотного поведения, ценностное отношение к труду взрослых способствует успешной социализации ребенка при поступлении в школу.

В этой связи я решила создать методическую разработку по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Россия – это я! Это ты! Это мы!»

Интеграция образовательных областей способствует повышению качества образовательного процесса по гражданско-патриотическому воспитанию при ознакомлении детей дошкольного возраста с историческим, культурным, природно-экологическим своеобразием родного края.

Цель: заложить основы гражданско-патриотического воспитания личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи образовательной деятельности :

формировать гражданско-патриотические отношения и чувство сопричастности к своему дому, городу, к природе; чувство гордости и ответственности за свою Родину;

развивать познавательный интерес к традициям семьи, детского сада, города, к символике своей Родины;

воспитывать любовь к своей семье, Отечеству, ценностное отношение к природе своего родного края.

Принципы построения системы образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию :

строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей при проведении режимных моментов;

предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Комплексно-тематический – построение образовательного процесса вокруг нескольких тем;

Интеграции – единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, возможность реализации содержания образования в разных видах детской деятельности;

Культурологический – воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края;

Непрерывность и преемственность – внедрение похожих тем на всех этапах и возрастных группах;

Деятельностный подход – любые знания приобретаются ребёнком во время активной деятельности;

Историзма — реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);

Гуманизации — предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Планируемый результат (целевые ориентиры).

При достижении намеченной цели и решении поставленных задач дети будут:

положительно относиться к родному краю;

уважать традиции семьи;

испытывать гордость за принадлежность к своей стране и её народу;

интересоваться историей своего края, проявлять заботу о природных и культурных ценностях своего края;

дети будут любознательны, решительны, инициативны и уверены в себе;

активно участвовать в различных видах деятельности.

Данная методическая разработка «Россия – это я! Это ты! Это мы!» учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на: специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Она включает в себя различные направления и виды деятельности, может реализовываться в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Организация образовательной деятельности предусматривает :

игровую деятельность

развивающие игры: настольно-печатные, дидактические, словесные, сюжетно-ролевые;

— игры-экспериментирования с разнообразными материалами;

коммуникативную деятельность :

— познавательные беседы,

— составление рассказов, сочинение загадок,

— совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов;

продуктивную деятельность :

— творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, познавательно, речевой);

познавательно-исследовательскую деятельность :

— исследование, опытное экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);

— проектирование решения проблемы;

— целевые прогулки к достопримечательностям города, памятникам;

трудовую деятельность :

— по охране природы и т. д.

— элементы трудового опыта;

музыкальную деятельность :

— выступление на праздниках.

восприятие художественной литературы;

двигательную деятельность;

— спортивные соревнования.

Этапы реализации данной системы рассчитаны на 4 года.

Младший дошкольный возраст:

младшая группа (3-4 года);

средняя группа (4-5 лет).

Старший дошкольный возраст:

Виды деятельности с детьми

Игровая

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Трудовая

Восприятие художественной литературы

Изобразительная

Музыкальная

Этапы

Младший дошкольный возраст:

младшая группа (3-4 года);

средняя группа (4-5 лет).

Старший дошкольный возраст:

старшая группа (5-6 лет);

подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Интеграция образовательных областей

«Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие»

Тематический блок «Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание»

Образовательная область Задачи Гражданско-патриотическое воспитание

1 Социально- коммуникативное развитие Формирование представлений о безопасном поведении на улицах города, на природе, в быту, развитие трудовой деятельности. Беседы: «Как правильно переходить дорогу»,

«Правила поведения на улицах города»,

«Правила поведения в лесу».

Посильная уборка участка после листопада.

Подкормка птиц.

Высаживание цветов на участке.

2 Познавательное развитие Развитие познавательно-исследовательской деятельности, развитие представлений о мире природы. Составление маршрутов экскурсий и прогулок, составление карты города. Сообщение определённых знаний о семье, городе, стране, символике, природе.

Умение анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию.

3 Речевое развитие Формирование интереса к художественной литературе,

развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками. Чтение произведений художественной литературы о семье, городе, природе, стране, армии, о событиях ВОВ. Придумывание сказок, историй. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогает яркое, живое слово.

4 Художественно-эстетическое развитие Развитие продуктивной деятельности, детского творчества, развитие музыкально-художественной деятельности. Рисование, изготовление подарков, аппликация. Выражать своё отношение к семье, городу, стране, природе.

Слушание произведений о родине, природе, семье, Великой Отечественной войне. Разучивание песен соответствующей тематики. Эмоционально воспринимать то, что они не могут наблюдать в окружающей жизни, через музыку.

5 Физическое развитие Формирование потребности в двигательной активности, формирование представлений о здоровом образе жизни. Целевые прогулки по территории сада, эколого-оздоровительные походы, подвижные игры,

легкоатлетические эстафеты, участие в спортивных соревнованиях.

Система по гражданско-патриотическому воспитанию разработана блоками с учётом возрастных особенностей детей

1. «В семейном кругу» – формирование представления о семье в системе нравственно- патриотического воспитания

2. «Мой любимый детский сад» – формирование представления о детском саде, развитие коммуникативных способностей.

3. «Город мой Тамбов»воспитание привязанности к своему городу, уважение к его традициям.

4. «Родная природа»воспитание экологического сознания, ценностное отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного края.

5. «Мы – Россияне» – формирование в воображении детей образа Родины, представления о России как о родной стране, воспитание патриотических чувств.

6. «Служу Отечеству» – формирование представления о Российской армии, о значении победы советского народа в Великой Отечественной войне.

7. «Странички истории» (6-7 лет, подготовительная к школе группа)воспитание нравственно- патриотических чувств на основе приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры и к историческому прошлому России и родного края.

Публикации по теме:

Квест-игра «Российская армия» по гражданско-патриотическому воспитанию (подготовительная группа)Квест-игра «Российская армия» по гражданско-патриотическому воспитанию (подготовительная группа) Конспект НОД: "Квест - игра по гражданско- патриотическому воспитанию" (подготовительная группа) Направление: гражданско - патриотическое.

Календарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗКалендарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗ Раздел I - Россия – Родина моя – 8 часов. 1. Тема: Россия – Родина моя. Цель: Воспитание любви к Родине, родному краю. Содержание: - Беседа.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как у нас.

Конспект итоговой НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» в подготовительной группеКонспект итоговой НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» в подготовительной группе Программное содержание: 1. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, станице, детскому саду. 2. Развивать внимание, память, мышление,.

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей российского флага» Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага» Программное содержание.

Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию «Достопримечательности города Ставрополя» Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Цель: гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного.

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!" Структура проекта.

Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России»Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России» Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему"Я частичка России" Актуальность.

Тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для 9 группы детей с ОВЗТематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для 9 группы детей с ОВЗ Раздел I. Введение – 2 часа. 1Тема: Вводное занятие «Я - человек, патриот, гражданин» Цель:Актуализация имеющихся знаний. 2Тема:Диагностика.

Введение к воспитательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ II ступени (5–10 класс)Введение к воспитательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ II ступени (5–10 класс) Экономические преобразования в стране, расслоение общества, коснувшееся семьи, привели к тому, что в настоящее время меняются мироощущения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей
Опубликовано: 22 июля 2021 в 20:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Третьякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД