Лучший педагог года

Ознакомление дошкольников с книжной культурой

Екатерина Байкалова
Ознакомление дошкольников с книжной культурой

«Если с детства у ребенка не воспитана

любовь к книге, если чтение не стало

его духовной потребностью на всю жизнь,

в годы отрочества душа ребенка будет пустой»

В. А. Сухомлинский

Основная задача воспитания дошкольников – гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Книжная культура - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности.

Публикация «Ознакомление дошкольников с книжной культурой» размещена в разделах

КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Перед книгой на протяжении многих веков стоит огромная задача – воспитание человека. Через литературу мы приобщаем ребенка к ценностям, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

Культура речи – важнейшее условие воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека.

Важнейшие источники развития выразительности детской речи – произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы.

На современном этапе, Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» выделяется образовательная область «Речевое развитие», в содержание которой входит знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Актуальность данной работы обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.

В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. К сожалению, не все родители знают, что только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Если не развивать способность ребенка создавать в своем сознании мир, закодированный в буквенно-словесной форме, он, привыкнув к готовому компьютерному продукту, не сможет полноценно развить в себе эту уникальную, присущую только человеку, художественно-творческую способность.

Если говорить словами В. В. Путина [И. И. Тихомирова - «Детское чтение» // Школьная библиотека № 3, март 2008], надо воспитать у молодого поколения «побуждение к работе души и совести», что применительно к нашему делу означает — руководить чтением.

В связи с проведё нным анализом можно сформулировать следующую профессиональную проблему: необходимо формирование системы работы по ознакомлению детей с книжной культурой.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Необходимо создать в ДОО такие условия, которые будут приобщать детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры. Главная цель которой – формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей.

Приобщение детей к книжной культуре начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок – специально оборудованное место для чтения и литературного творчества, с учетом возраста и потребностей детей, привлекает интерес и внимание детей.

Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Детей в младшей группе необходимо приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, которые дают образцы ритмической речи и знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Несложное содержание выражено в простой, доступной форме воспитывают у маленьких слушателей чувство эмпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное.

В средней группе воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

В старшей группе детей учат при восприятии литературных произведений замечать выразительные средства.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять её глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

Знакомя с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки.

В подготовительной к школе группе перед педагогом стоят задачи: воспитывать у детей любовь к книге, художественной литературе; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка и способствует использованию его в обыденном речевом общении и самостоятельном словесном творчестве. В этом возрасте у детей формируется способность наслаждаться художественным словом, прививается любовь к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности.

Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок и рассказов.

При систематической и целенаправленной работе можно развить поэтический слух каждого ребёнка. У детей повышается внимание к слову, его точности, уместности употребления в определённом контексте, вырабатывается критическое отношение к своей речи.

Желательно использовать на практике элементы сказкотерапии - как инструмента передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Читайте детям книги и рассказывайте сказки!

Публикации по теме:

Консультация «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой» Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в основном.

I часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.

IIчасть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» 2. Формирование професс-ной проблемы на основе проведенного анализа. На основе проведенного анализа можно сформулировать профессиональную.

III часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

Методическая разработка на тему «Приобщение дошкольников к художественной литературе» Приобщение детей и их родителей к художественной литературе в условиях дошкольного образовательного учреждения становится важной задачей.

Методическая разработка «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей» Я узнал, что у меня Есть огромная родня: И тропинка, и лесок, В поле - каждый колосок, Речка, небо надо мною- Это все мое, родное!» В. Орлов.

Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества»Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества» Одним из приоритетных направлений регионально-образовательной политики является воспитание гражданина. В предлагаемом опыте решаются следующие.

Проект «Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа» Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа. Народ, который не знает своей культуры и истории – презренен и легкомысленен.

Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья» (средняя группа) Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья» (средняя группа, средней продолжительности, информационно-творческий) Автор:.

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Дошкольник старшего возраста, приученный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление дошкольников с книжной культурой
Опубликовано: 29 декабря 2015 в 13:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление дошкольников с книжной культурой» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Байкалова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД