МААМ-картинки

Методическая разработка для изучения бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр

Маргарита Рабжаева
Методическая разработка для изучения бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр

Методическая разработка

для педагогов дошкольного образования

по изучению бурятского языка детьми с родным русским языком

с помощью физкультминуток,

пальчиковых игр и гимнастики для рук

Составила: Рабжаева М. Э.

Воспитатель МБДОУ Детский сад «Ёлочка»

Бичурского района Республики Бурятия

п. Потанино, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого

Публикация «Методическая разработка для изучения бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр» размещена в разделах

человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям,закладывается фундамент здоровья.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного, физического развития Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, двигательной и речевой культуры, В процессе социально - коммуникативного развития дети познают нормы и ценности; принятые в обществе, получают опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формируют поведенческий навык саморегуляции собственных действий, стимулируют развитие душевных качеств личности ребёнка на основе воспитания уважительного отношения к семье, родине, родной культуре. Исходя из вышесказанного, работа по формированию основ здорового образа жизни должна учитывать культурные традиции и обычаи жизни народов, законы и правила жизнеустройства и культуры общества.

Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки, именно в этом возрасте их можно приобщить к изучению разных языков.

Большой эффект при изучении бурятского языка дает разучивание несложных физминуток на бурятском языке. Оздоровительные возможности физминуток широки. Разучивая и подражая разным предметам, героям сказок. стихов и т. д., дети знакомятся с окружающим миром,имеют возможность управлять собственным психоэмоциональным состоянием, совершенствовать коммуникативный и двигательный опыт.

Физкультурные минутки в детском саду на бурятском языке предназначены для использования в целевой группе 5-7 лет, для старших дошколят с родным русским языком общения.

На сегодняшний день проблема не только сохранения, но и изучения бурятского языка остается одной из важнейших и актуальных проблем. Данная разработка «Физкультурные минутки в детском саду на бурятском языке» для детей детей 5-7 летнего возраста поможет не только повысить двигательную активность детей в течение всего времени пребывания ребенка в группе, но и создать положительную окрашенную эмоциональную атмосферу и создать условия для обучения бурятскому языку дошкольников.

Упражнения на бурятском языке для физкультминуток и динамических пауз можно использовать с детьми разного возраста, включая их в разные режимные моменты.

Физкультминутки, динамические паузы и пальчиковые игры на бурятском языке можно использовать на занятиях и наполнить их ярким художественным содержанием. Игры на бурятском языке смогут сделать обучение основным движениям не только полезным, но и занимательным, и веселым. Кроме того, эти упражнения помогут пополнить лексический запас и грамматическую структуру бурятской речи, через организацию игровой деятельности.

Разработка также окажет помощь воспитателям при подготовке консультаций для родителей. Безусловно, данные упражнения смогут быть полезны для родителей в понимании необходимости целенаправленного развития движения их малышей и обучения бурятскому языку. Таким образом, целью данной разработки является приобщение детей к бурятскому языку через использование физкультурных минуток, динамических пауз и пальчиковых игр в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия. Помимо физкультурных занятий в ДОУ, двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического компонента различных видов деятельности:

- физкультурные паузы во время занятий;

- сопровождение режимных моментов различными упражнениями и движениями;

- двигательные разрядки во время игр;

- динамические паузы между занятиями;

- пальчиковые игры и гимнастика для рук и т. д.

В разработке использованы произведения бурятских авторов, русских народных сказок, материалы из фольклора и переводы на бурятский язык стихов, речевых игр из практического пособия Авериной И. Е. «Физкультурные минутки в детском саду». Также использованы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы.» ; «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. «Физкультминутки».Левиной С. А., Тукачевой С. И. «Амар сайн, ухибууд!» Могоевой Д. Д. ; «Узэглэл» Е. Б. Очировой, В. Н. Очирова, Л. Д. Доржиевой, С. И. Аюшеевой

Физкультурные минутки в детском саду

1. Общеукрепляющие упражнения

Эти упражнения могут быть использованы во время физкультурных занятий, на прогулках, во время проведения физкультурных пауз на занятиях, во время утренней гимнастики.

Наран- Солнце

Наран, наран, наашаа

Уулэн, уулэн саашаа Потянуться вверх, сделать призывающие движения

Сделать отталкивающие движения

Ямаан- Коза

Эшэгэдни, ухибуудни,

Уудээ тургэн нээгыт! Изображают стук в дверь

Эжытнай ерээ,

Ехэ hу асараа Потянуться на носочках, руки вверх, опускают в стороны

Ёохор- Ёхор

Ямар сэсэг гоехон бэ?

Ягаан сэсэг гоехон даа

Ямар наадан гоехон бэ?

Еохор наадан гоехон даа Руки распростерты перед собой

Руки подняты,встряхивают

Руки распростерты перед собой

Встать в круг, взявшись за руки

Если позволяет площадь, можно продолжить движения ёхора.

Аляаhан- Муха

Аляаhан полеор ябаба

Аляаhан мунгэ олобо

Аляаhан базаар ошобо

Самовар абажа ерэбэ

Ходьба на месте

Наклон вперед

Ходьба на месте

Руки вперед, сомкнуть «в замок»

Сэсэгууд- Цветы

Сэсэг соогуур гйлдбди,

Сэнгэн жарган наадаабди.

Сэсэг, сэсэг, сэсэг даа.

Сэсэг гээшэнь айхан даа. Прыжки на месте, пританцовывая

Поднимают руки вверх, покачивание в стороны

Вращение кистями рук

Маша

Дээрэ hуунаб

Холо харанаб

Модон дээрэ бу hуу,

Пирожок бу эди,

Эжыдэм абааша.

Абадам абааша

Потягиваются на носочках

Руки подносят ко лбу, будто смотрят вдаль

Грозятся пальчиком

Наклоны вперед

Шандаган- Зайчик

Хбд, басагад, шагнагты.

Шандаган мэтэ харайгты Прыжки на месте

Нэгэн, хоер, гурба, дурбэ,таба,

Шандаган ш харайба. Прыжки вперед-назад

Урагшаа, хойшоо,

Иишээ, тиишээ.

Гараа дээшэнь ргэе,

Бэеэ дээшэнь татая,

Иишээ, тиишээ харая,

Урагшаа хойшоо дэбхэрэе. Руки вверх и вниз

Подтянуться на носочках

Наклоны влево, вправо, вперед, назад

Шандаган манай даараба,

Гарнуудаа дулаалба,

Шандаган манай даараба,

Шандаган ушоо хатарба. Приседание на корточки, потирание рук

Выполнение прыжков, стоя на месте

Хбд, басагад, шагнагты.

Шандаган мэтэ харайгты. Выполнение прыжков, стоя на месте

Гэнтэ шандаган сошобо,

Манай шандаган айба,

Хаанаб манай шандаган?

Yгы. Гэртээ ябаба. Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз. Прыжки по кругу

Монсуудай- Колобок

Би- Монсуудайб, Монсуудайб

Амбаараар хамагдааб

Талхаар хэгдэнхэйб,

Эжыhээ ябанхайб

Абаhаа ябанхайб

Шамhааш гуйгоод ябахаб

Голову покачивают вправо, влево

Наклон вперед, выполнение движений подметания, хлопки ладонями

Ходьба на месте

Ходьба на месте

Бег на месте

2. Упражнения на развитие вестибулярного аппарата и чувства равновесия

Упражнения могут быть использованы на физкультурных паузах во время занятий, на прогулке и на занятиях физкультурой в ДОУ. Данные упражнения могут применяться для проведения утренней гимнастики в домашних условиях, а также во время индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, проводимых с различными категориями детей.

Бмбэгэ - Мяч

Бм-бм-бм бмбэгэм

Бмбэлзэн бмбэрбэл. (повторять несклько раз)

Саашаа наашаа, джэн даажан.

Дээшээ доошоо, джэн даажан.

Хойшоо, урагшаа, джэн даажан. Ребенка сажают на большой мяч. Взрослый держит его, немного отклоняя его влево, вправо, вперед, назад. Ребенок должен удержать равновесие, балансируя.

В положении лежа на спине и лежа на животе (ребенок также должен удержаться на мяче)

3. Пальчиковые игры и гимнастика для рук

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более точной и выразительной.

Минии гэр блэ- Моя семья

Энэ хурган – бгэн аба,

Энэ хурган – хгшэн эжы,

Энэ хурган – минии аба,

Энэ хурган – мини эжы,

Энэ хурган – би гээшэб. Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого

Энэ минии гэр блэ! Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно. Поднять руки вверх

Табан хурган- 5 пальцев

Барбаадай,

Батан туулай,

Тоохон тобшо,

Толи байса,

Бишыхан шэгшдэй. Поочередное разгибание пальцев, начиная с большого.

Пропеть припев песни «Табан хурган»

Табан хурган- 5 пальцев

Пат парнахан

Патан парнаахан

Ойлог шойлог

Одхон Нима

Оодон Сэрэмпэл. Поочередное разгибание пальцев, начиная с большого.

Если позволяют условия, можно разминать пальцы ног

Минии хургад- Мои пальчики

Хубуун-хурган,

Хаана ошообши?

Энээнтэй ой ошооб

Энээнтэй шулэ шанааб

Энээнтэй каша эдеэб

Энээнтэй дуу дуулааб Большой палец разминаем

остальные сжаты в кулак.

В соответствии с текстом поочередно разгибать пальцы и разминать

Публикации по теме:

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возрастаМетодическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возраста Методическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возраста. Пояснительная записка. Методическая.

Стихи для монтажа ко Дню родного языкаСтихи для монтажа ко Дню родного языка Стихи для монтажа Разбирала свои архивы и нашла давно написанный монтаж ко дню родного языка. А тут - завтра 21 февраля, как раз этот.

Методическая разработка мастер-классов по изготовлению поделок из поролона в работе с детьми дошкольного возрастаМетодическая разработка мастер-классов по изготовлению поделок из поролона в работе с детьми дошкольного возраста Авторская методическая разработка предназначена для родителей, воспитателей ДОУ и руководителей студий художественного творчества. Актуальность.

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Заколдованный лес»Методическая разработка образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Заколдованный лес» Конспект занятия в старшей группе Тема: «Заколдованный лес»Цель: развивать воссоздающее воображение посредством природоведческих игр. Программные.

Методическая разработка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы на неделю Планирование на неделю по теме «Специальные машины». Цель: Закреплять формирование обобщающего понятия «Специальные машины». Итоговое мероприятие:.

Методическая разработка по изучению основных цветов с детьми раннего возраста «Разноцветная неделька».Методическая разработка по изучению основных цветов с детьми раннего возраста «Разноцветная неделька». Хотим представить вашему вниманию наш проект по изучению цвета с детьми раннего возраста. Мы обратили внимание, что не всем детям легко.

Методическая разработка. Развивающая игра В. Воскобовича с детьми младшего дошкольного возраста Методическая разработка. Развивающая игра В. Воскобовича с детьми младшего дошкольного возраста. Методическая разработка. Содержание:Авторская.

Методическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольникамиМетодическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольниками Актуальность. Пасха – один из самых великих христианских праздников. На Пасху принято дарить друг другу крашеные и декоративные яйца,.

Методическая разработка из опыта работы «Готовимся с детьми ко Дню Защитника Отечества»Методическая разработка из опыта работы «Готовимся с детьми ко Дню Защитника Отечества» Актуальность. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину,.

Zoom-встреча «Звезда памяти». Конспект образовательной деятельности с детьмиZoom-встреча «Звезда памяти». Конспект образовательной деятельности с детьми Zoom-встреча: «Звезда памяти» Участники: дети дошкольного возраста (4-5лет) с родителями и воспитателем. Время: период самоизоляции, время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка для изучения бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр
Опубликовано: 2 сентября 2020 в 20:41
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка для изучения бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Рабжаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД