МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр«

Пашкурова Елена Васильевна
Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр«

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев…

[b

]Мастер – класс для педагогов «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр»[/b]

Участники: педагоги

Оборудование: столы, полянка, цветные ладошки.

Форма проведения: мастер – класс.

Ход:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашей встречи: «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр» Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр„» размещена в разделах

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму!» Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

Чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

- Я рада вас видеть сегодня, здесь.

Прошу отвечать громко «Да» или «нет».

- Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

- Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

- Кошмар этот помним со студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

- Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

- Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие закончилось, можно начать.

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

Обучающая: познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка, обучить этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Развивающая: закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Воспитательная: создать условия для педагогического общения, драматизировать знакомую сказку с помощью пальцев.

1 часть. Теоретическое обоснование темы.

По данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы. Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью, в виде игры. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется.

Именно поэтому для развития мелкой моторики рук мною была выбрана пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям, она развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга.

Содержание работы по данной теме отражает интеграцию всех образовательных областей

1. Область «Физическое развитие» - утренняя гимнастика, физкультминутки, физические упражнения;

2. Область «Художественно – эстетическое развитие» - детские поделки, рисунки, пальчиковые игры, ритмические упражнения;

3. Область «Познавательное развитие» - использование счетного материала, ознакомление с окружающим, экспериментальная деятельность и т. д. ;

4. Область «Речевое развитие» - стихи, загадки, скороговорки, мирилки, дразнилки, логосказки и т. д.

5. Область «Социально – коммуникативное развитие» - общение детей во время игровой деятельности.

Виды пальчиковых игр.

• Массаж, самомассаж (без предметов, с предметами).

• Упражнения для кистей рук (Семья, Пекарь, Пальчики дружат и т. д.)

• Статические упражнения (удержание пальцами определенной позы): кольцо, коза, заяц;

• Динамические упражнения (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую): кулак-ребро-ладонь; ножницы-собака-лошадь; и т. д.

• Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, профессии (музыкальные или рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками. Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

«Мастер на все руки»

«Золотые руки»

«Положа руку на сердце»

«Рукой подать»

«Руками развести»

«Руки опускаются»

«Обеими руками «за»

«Своя рука – владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло»

2. часть. Практическая. Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр в детстве.

Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоровительный и тонизирующий массаж.

Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!

-Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз.

- Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.

- Заряд положительных эмоций — это три.

Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале игр с детьми.

Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей младшего дошкольного возраста и поиграть в пальчиковую игру «Сорока-белобока».

Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.

Первый этап. В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони (здесь находится протекция толстого кишечника, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.

Второй этап. Давайте продолжим, оказывается не все так просто!

Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не стоит лениться, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть

Сначала – мизинец, он отвечает за работу сердца.

Потом – безымянный, для хорошей работы печени и почек.

Затем - средний, он стимулирует работу кишечника.

Затем - указательный отвечает за работу желудка.

Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой.

Кстати, эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Давайте поиграем вместе. Только Вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Хочу предложить вам пальчиковую игру на основе сказки. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, театр в виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев.

Сейчас я предлагаю вам драматизировать сказку «Репка»

Наша цель:

- Учить детей инсценировать сказку с помощью пальчиковых поз;

- Развивать саморегуляцию: контроль за переключаемостью с одной пальчиковой позы на другую в зависимости от текста сказки, удержание пальчиковой позы в течении необходимого времени.

- Воспитывать положительные черты характера: дружескую преданность, взаимовыручку, смелость.

Итак, уважаемые коллеги, теперь предлагаю вам представить себя детьми старшего дошкольного возраста и принять активное участие в драматизации сказки.

Ребята, давайте расскажем все вместе сказку «Репка.» Просто рассказывать – это не очень интересно, интереснее и веселее, когда сказку рассказывают и показывают. Правильно? А как же мы покажем сказку, если у нас нет масок, нет кукол? Чем же мы ее покажем? (мы покажем сказку пальцами)

- Правильно, у нас же есть наши пальцы-помощники. Давайте их разбудим и потренируем немножко.

Пальчиковая игра:

Бежали по дорожке две сороконожки.

Бежали – бежали, друг дружку увидали.

Стали вот так обниматься.

Обнимались, обнимались –

Еле – еле их разняли.

- Ну что, разбудили пальцы, размяли.

Теперь я познакомлю вас с персонажами сказки «Репка».

Репка - двумя руками сверху вниз «нарисуйте» в воздухе круг с заостренным книзу кончиком.

Дедушка – показываем бороду, соединяем руки под подбородком;

Бабушка – показываем платочек, соединяем руки над головой домиком;

Внучка – показываем косынку, соединяем руки под подбородком;

Жучка – показываем ушки, загибаем большой, средний и безымянный палец правой руки, а указательный и мизинец немного согнуты;

Кошка - показываем ушки, загибаем большой, средний и безымянный палец левой руки, указательный и мизинец согнуты;

Мышка – показываем кулачок правой руки.

Дед репку в огороде посадил

(постучать указательным пальцем правой руки по ладони левой)

А осенью выкопать решил

Репка выросла большая

Вот такая – вот такая

(обвести руками большой круг в воздухе)

Бабку дед позвал тогда

Но и бабка не смогла

Тут внучка прибежала

Репку вытянуть помочь обещала

Жучка – собачка, с кошкой Муркой

Тоже деду помочь хотели

Но репку вытянуть не сумели

(покачать головой из стороны в сторону)

Маленькая серая мышка

Вот такая трусишка

(скрестить руки на груди и перебирать пальчиками по рукам как будто хочешь согреться)

Деду помогла

И репку вытянуть смогла

Кто дружно за работу берется

(ладони соединить, округлить)

Тому все удается!

(правую руку сложить в кулак поднять вверх большой палец)

Таким образом мы можем рассказывать многие сказки, развивая одновременно речь, память, мелкую моторику рук, детские фантазию и творчество.

3 часть. Заключительная. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Именно поэтому, начиная с раннего возраста во всех дошкольных учреждениях Китая, применяется пальчиковая гимнастика. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, посылающим импульсы в центральную нервную систему человека.

Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение? Тогда это китайская пальчиковая гимнастика для Вас!

1. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее 10 раз большим пальцем. Поменять руки.

2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки.

- работа рук способствует психическому успокоению;

- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)

- способствует возникновению успокаивающего эффекта (китайские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).

Уважаемые коллеги, если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные упражнения, то ваша нервная система станет спокойной, ведь давно подмечено, что все болезни от нервов, берегите их! Здоровья вам и вашим детям!

Рефлексия

Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся предложить вам оформить полянку цветными ладошками: зеленая – было интересно, мне понравилось, желтая – не очень интересно, красная – зря потрачено время и поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.

Желаю всем творческих успехов!

Литература:

1. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей.» М., Гном и Д, 2001.

2. Ермакова С. О. «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет». М. 2008.

3. Калинина Т. В., Николаева С. В., Павлова О. В., Смирнова И. Г. «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет» Издательство «Учитель» 2013

4. Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр, изготовленных своими рукамиРазвитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр, изготовленных своими руками Использование дидактических игр и упражнений дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной.

Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группеФотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.

Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики на основе пальчиковых игр»Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики на основе пальчиковых игр» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербурга Мастер-класс.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Проект «Развитие мелкой моторики посредством бизиборда»Проект «Развитие мелкой моторики посредством бизиборда» Проект в ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики через Бизиборд» I.Структура проекта: Актуальность В дошкольном образовательном учреждении.

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражненийРазвитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражнений Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры и упражнения». Актуальность. Уже в девятнадцатом веке учёными.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики посредством пластилинографии «Ум ребенка на кончиках пальцев» Подготовить ребенка к школе – это значит сформировать в нем такие качества и свойства в процессе разных.

Развитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаикаРазвитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаика Автор: Карцева Екатерина Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Колосок» Цель: дать теоретическое обоснование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр«
Опубликовано: 15 мая 2022 в 04:52
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр«» (включая файлы) размещена пользователем Пашкурова Елена Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД