Папки-передвижки

Лексическая работа «Осень»

НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Лексическая работа «Осень»

Тема «Осень»

Закончи предложение об Осени

На смену лету пришла. (золотая осень).

Солнышко все реже и реже выглядывает. (из—за туч).

Деревья надели. (разноцветный наряд).

. (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.

Дождик. (моросит) и заставляет прятаться. (по домам).

Птицы собираются в стаи. (и улетают в теплые края).

Зверям некогда резвиться, они делают. (запасы на зиму).

Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Публикация «Лексическая работа „Осень“» размещена в разделах

Пословицы Осени

Лето со снопами – осень с пирогами.

Холоден сентябрь, да сыт.

Весной дождь растит, а осенью – гноит.

В ноябре зима с осенью борется.

В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, веет, крутит, мутит, и ревет, и льет, и снизу метет.

Загадки Осени

Висят на ветке

Золотые монетки. (Осенние листья)

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (листопад)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Несет она нам урожай,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья укрывает,

Но не касается елей и сосен,

Потому что это. (Осень)

Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и листы.

А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет

И польет наш огород. (Дождик)

Подбери действие

Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — убирают.

Птицы осенью — улетают.

Деревья осенью — роняют листья.

Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

Деревья осенью (какие) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

Стихи об Осени

Осень.

Осыпается весь наш: бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне доли

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

***

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

***

Осень. (А. С. Пушкин)

Унылая пора!

Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

***

Осень

Закружила осень

Рыжие метели,

Золотые листья

С кленов полетели,

Закружился листьев

Пестрый хоровод,

Заблестел на лужах

Первый тонкий лед.

***

Стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это

Пролетает наше лето.

***

Осень

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Все присмирело.

Съежилось,

Поникло, пожелтело.

Лишь елочка пригожая

К зиме похорошела.

***

Осень

Желтой краской кто-то

Выкрасил леса,

Стали отчего-то

Ниже небеса,

Ярче запылали

Кисточки рябин.

Все цветы увяли,

Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы:

- Что случилось вдруг?

И ответил папа:

- Это осень, друг.

Н. Антонова

***

Миновало лето

Осень наступила,

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Тёмны, тёмны ночи. А. Плещеев

***

Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

Весёлые чистоговорки

Л, ЛЬ

Ла-ла-ла – Лана желуди нашла.

Лы-лы-лы – листья красные видны.

Ло-ло-ло – за окном уж не тепло.

***

Р, РЬ

Обре-обре-обреле – осенний месяц на дворе.

Ри-ри-ри- ри-ри- ри-ри- – ты на клёны посмотри.

***

Т, Д

Та-та-та- – осень это красота.

Де-де-де – лужи с дождиком везде.

Ду-ду-ду – фрукты собирай в саду.

***

С, З, Ц

Ца-ца-ца – осень у крыльца.

Цо-цо-цо – ветер дул в лицо.

Ца-ца-ца – закачались деревца

Ш, Ж

Ошка- ошка- ошка – собирай картошку.

Жу-жу-жу – я про осень расскажу.

Ши-ши-ши – месяца мне опиши.

***

Ч,Ш

Чи-чи-чи – зонтик лучше поищи.

Чо-чо-чо – дождик капал на плечо

Чу-щу-чу-щу – овощи я поищу.

Щи-щи-щи – из капусты варим щи

Скороговороки

Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне кукушонок смешон.

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

У пеньков опять пять опят стоят.

Загадки

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берт

Пчлка самый вкусный мд.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа) У меня длинней иголки, чем у лки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

Летом - снег!

Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает?

(Пух с тополя)

Никто не пугает,

а вся дрожит. (Осина)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять. Загибать пальчики, начиная с большого.

Будем листья собирать. Сжимать и разжимать кулачки.

Листья берёзы, листья рябины, Загибать пальчики, начиная с большого.

Листики дуба, листья осины,

Листики все мы соберём,

Маме осенний букет принесём. "Шагать" по столу указательным и

средним пальцами.

***

Ветер по лесу гулял, Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый, Загибать по одному пальчику на обеих руках.

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки - золотой,

Вот последний лист с осинки Спокойно укладывать ладони на стол.

Ветер бросил на тропинку.

Стихи для динамических игр и упражнений

Листья

Листья осенние тихо кружатся, Кружиться на цыпочках, руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Присесть.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо - влево.

Будто опять закружиться хотят. Подняться и покружиться.

Дождик

Капля раз, капля два. 2 пыжка на носочках, руки на поясе.

Очень медленно сперва. 4 прыжка.

А потом, потом, потом 8 прыжков.

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Руки развести в стороны.

От дождя себя укрыли. Руки полукругом над головой

Дидактические игры

Д. И. «Какой, какая, какие?» (подбор признаков)Осень (какая) – ранняя, золотая, поздняя, грустная, дождливая, сырая, холодная…Дождь (какой) – мелкий, моросящий, холодный, частый, короткий, унылый, сильный… Деревья (какие,

Погода (какая, Небо (какое…

Д. И. «Скажи, что делает?» (подбери действия)Осень – приходит, наступает, наводит грусть…Дождь – льт, моросит, идт, накрывает…Листья – краснеют, желтеют, опадают, шуршат…

Д. И. «Подбери» (подбери предметы к признакам)Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес…Осенняя – погода, ночь, непогода, одежда, сырость…Осеннее – небо, пальто, дерево, ненастье…Осенние – каникулы, листья, перчатки, заморозки…

«Чьи листья» Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательныеХод: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у него в руках. (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба, клен)

Игра «Три листа» Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование

относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных листьев. Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат. Например: Дубовый лист — между кленовым и берёзовым.

Или: Кленовый лист — справа от рябинового и слева от дубового и т. д.

Рекомендации родителям:

Рассмотреть во время прогулки деревья: березу, клен, рябину, дуб, сосну, ель. Рассказать, что одним словом это все называется деревья.

Рассказать о строении дерева: корни, ствол, ветви, которые образуют крону, листья.

Познакомить ребенка с плодами и семенами некоторых деревьев (рябина, дуб, клен, сосна).

Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям и стволу определять название дерева.

Обратить внимание, что сейчас, осенью, листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву.

Рассказать, что сосна и ель - хвойные деревья. Объяснить, почему они называются хвойными.

Дать понятие кустарник. Рассказать, чем кустарник отличается от дерева (дерево высокое, а куст низкий; у дерева один толстый ствол, а у куста много тонких).

По возможности сходить с ребенком в лес за грибами. Уточнить, какие съедобные грибы он знает (боровик или белый, лисички, опята, подберезовики, подосиновики, сыроежки). Уточнить знание несъедобных грибов (поганка, мухомор). Поиграть в игру «Съедобный – несъедобный». Сформировать обобщающее понятие "грибы".

Рассмотреть с ребенком строение гриба: грибница, ножка, шляпка. Обратите внимание на окраску шляпки.

Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков.

Поиграйте в игры

"Назови ласково"Береза - березка, березонька, березушка.

Дуб - дубок, дубочек и т. д.

"Один - много"Одна береза - много берез. Один дуб - много дубов. И т. д.

"С какого дерева лист, веточка?"Лист березы - березовый. Лист рябины - рябиновый. Ветка дуба - дубовая. И т. д.

"Скажи наоборот" (на подбор антонимов)У сосны иглы длинные, а у ели -.

У клена листья большие, а у березы -. У березы ствол светлый, а у клена -.

У дуба ствол толстый, а у березы -.

«Четвертый лишний» (на развитие логического мышления)

Береза, клен, тополь, колокольчик. Ель, дуб, осина, тополь.

"Какие грибы" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

Если грибы сварить, то они будут вареные, а если грибы пожарить, тогда они будут, если посолить, мариновать, тушить и т. д.

Сказка Листопадничек И. С. Соколов-Микитов

Осень, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три аленьких зайчонка. Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливаю журавли по зеленому болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

- Вот бы и мне так полетать, - сказал матери самый маленький зайчонок.

- Не говори глупости! – строго ответила старая зайчиха. – Разве зайцам полагается летать?

Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зеленой родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

- Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

Улетели в далекие страны крикливые журавли. Залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. Стало еще скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:

- Что-то будет с нами? Замерзнем зимой на болоте.

- Не говорите глупости! – еще строже сказала зайчиха. – Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, теплая шерстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

Успокоились зайчата. Только один, самый маленький листопадничек-зайчонок никому покоя не дает.

- Оставайтесь здесь, - сказал он своим братьям. – А я один побегу за журавлями в теплые страны.

Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадет дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

- Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? – спрашивает Листопадничек бобров.

- Мы для того валим деревья, говорит старый Бобр, - чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.

- А тепло в вашей хатке зимой?

- Очень тепло, - отвечает седой Бобр.

- Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, - просит маленький зайчонок.

Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

- Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

- Нет, зайцы плавать не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

- Ладно, - говорит Бобр, - вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.

Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм бобряток – мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки. Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко прилепывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры. Поставили бобры крышу, стало в хатке темно. Вспомнил Листопадничек свое светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.

"Убегу-ка в лес, - думает Листопадничек. – Здесь темно, сыро, можно замерзнуть".Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.

- Ну как, - говорят, - как ты себя чувствуешь, зайчонок?

- У вас все очень хорошо, - говорит Листопадничек. – Но мне нельзя долго здесь оставаться. Мне пора в лес.

- Что делать, - говорит Бобр, - если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один – под водою. Если научился хорошо плавать и нырять – пожалуйста. Сунул Листопадничек лапку в холодную воду:

- Бррр! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду.

- Ладно, оставайся, - говорит Бобр. – Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдем на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.

Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки – быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят.

Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжелые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.

- А теперь, - сказали они зайчонку, - пожалуйста, садись с нами кушать.

- Где у вас репка лежит? – спрашивает Листопадничек.

- Нет у нас репки, - отвечают бобры. – Бобры ивовую и осиновую кору кушают.

Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твердая ивовая кора.

"Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!" - подумал листопадничек-зайчонок.

На другой день, когда ушли бобры на работу, запищали бобрята – есть просят.

Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал из всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров.

Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя.

- Это разбойница выдра, - сказал Бобр, - она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины. Только ты не робей, зайчонок: выдра теперь не скоро покажется в нашей хатке. Я ей хороших тумаков надавал.

Выгнал Бобр выдру, а сам – в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой темной хатке. Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку. За долгую зиму большого страху натерпелся листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он свое теплое гнездо, старую мать-зайчиху. Раз случилось на лесной речке большая беда. Ранней весною прорвала вода построенную бобрами большую плотину. Стало заливать хатку.

- Вставайте! Вставайте! – закричал старый Бобр. – Это выдра испортила нашу плотину. Бросились вниз бобрята – бултых в воду! А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку хвостик.

- Плыви, зайчонок! – говорит старый Бобр. – Плыви, спасайся, а то пропадешь!У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок.

- Ну что с тобой делать? – сказал старый Бобр. – Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.

Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, - не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому. Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся и – со всех ног на родное болото. А старая зайчиха с зайчатами спала в своем гнезде. Обрадовался Листопадничек, прижался к матери. Не узнала зайчиха своего зайчонка:

- Ай, ай, кто это?

- Это я, - сказал Листопадничек. – Я из воды. Мне холодно, я очень озяб. Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в теплое гнездо. Крепко-крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек. Утром собрались слушать Листопадничка зайцы со всего болота. Рассказал он братьям и сестрам, как бегал за журавлями в теплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять. С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

Вопросы

О ком это произведение?

Почему зайчат называют листопадничками?

Кто их так называет?

Где живут зайцы? Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат?Почему?

Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?

Какие еще птицы улетают на юг?Почему?

Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?

Как животные готовятся к зиме?

Как бобры строили свою плотину?

Как бобры спасали Листопадничка?

Как вы считаете, "Листопадничек" - это сказка или рассказ?

Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?

Публикации по теме:

Коллективная работа детей средней группы «Осень в лесу»Коллективная работа детей средней группы «Осень в лесу» Название работы: «ОСЕНЬ В ЛЕСУ» Коллективная работа детей средней группы. Воспитатель: Лаптева Виктория Викторовна. Место работы: МБДОУ.

Коллективная работа из природного материала. Аппликация из листьев «Осень»Коллективная работа из природного материала. Аппликация из листьев «Осень» Осень - богатое на природные материалы и темы для занятий с детишками в детском саду время года. Во время прогулок мы с ребятами собираем.

Коллективная работа «Осень»Коллективная работа «Осень» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вот и наступило долгожданное время года-осень. Каждое утро выходишь на улицу и чувствуешь прохладу. Воздух.

Коллективная работа «Осень» (старшая группа)Коллективная работа «Осень» (старшая группа) Добрый день, уважаемые коллеги! Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется,.

Коллективная работа «Волшебница Осень»Коллективная работа «Волшебница Осень» Коллективная работа «Волшебница осень» 1 младшая группа (2 - 3 года) Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди, И.

Коллективная работа воспитанников от 1,5 до 2 лет «Маленькая осень»Коллективная работа воспитанников от 1,5 до 2 лет «Маленькая осень» Наступил учебный год. Мои воспитанники первый раз пришли в детский сад. Этот период для них самый тяжелый и моя задача, чтобы он прошел.

Лексическая работа «Осень»  (старшая группа) Тема: «Осень» Цель: Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе.

Работа с родителями первой младшей группы на осень Сентябрь Вечер вопросов и ответов, анкеты знакомств: «Адаптация ребенка к условиям детского сада», анкета для родителей детей, вновь поступающих.

Рисование ладошками. Коллективная работа «Осень к нам пришла»Рисование ладошками. Коллективная работа «Осень к нам пришла» Цель: формировать умение применять техники нетрадиционного рисования. Задачи: продолжать развивать образное восприятие красоты природы.

Золотая осень. Работа с пластилином во второй младшей группеЗолотая осень. Работа с пластилином во второй младшей группе Осень - рыжая девчонка Шьет наряды тонко-тонко: Красные, бордовые, желтые листки - Это лоскутки. Вторая младшая группа. "Золотая осень".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лексическая работа «Осень»
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 19:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лексическая работа «Осень»» (включая файлы) размещена пользователем НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД