Получи документы

Коррекционно-развивающие игры на автоматизацию звука [Р]

Мокрушина Лариса Тимофеевна
Коррекционно-развивающие игры на автоматизацию звука [Р]

Игра-ведущая деятельность дошкольника. В игре ребёнок не только многому обучается, но и сохраняет своё здоровье, «игра даёт эффект добровольного обучения, научения и тренировки (добровольно – это как бы само собой)» (Шулешко Е. Е. «Понимание грамотности» М. Мозаика-синтез-2001).

Конечно, игра не предъявляет ребёнку требований, которые он не может выполнить, но всегда «требует от ребёнка некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием. А бодрость и радость - залог здоровья.» (Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. М Владос 1994г.)

Взяв за основу положения, что игра – это:

Публикация «Коррекционно-развивающие игры на автоматизацию звука [Р]» размещена в разделах

- деятельность (в данном случае - речевая)

-мотивированность, отсутствие принуждения

- развитие психических функций и способностей

- «учение с увлечением» (Соловейчик С. Л)

- ведущий фактор развития дошкольника

- правила, нацеливающие ребёнка на «подбор нужного слова», нужного

речевого варианта, остановила свой выбор на учебно-дидактических

(классификация игр НовосёловойС. Л). Решение коррекционных задач даёт право назвать такие игры коррекционно-развивающими.

Игры представляют собой вариант упражнений на автоматизацию звука [Р], усложнённые лексико-грамматическими, психологическими заданиями с элементами движения (передача, отбивание, прокатывание, бросание мяча;

передача разных предметов; произнесение фраз с движением; перемещения, передвижения по группе; смена положения)

Классификация игры (учебно-дидактической)

Класс - Игры, связанные с исходной инициативой взрослого

Вид - Обучающие игры

Подвид - Учебно -дидактические

(игры с предметами, настольно - печатные,словесные)

Принципы построения коррекционно - развивающих игр

1. Принцип системности - представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии – в связи с этим коррекция нарушений предполагает воздействие на все стороны речевой функциональной системы.

2. Принцип единства диагностики и коррекции – эффективная коррекция может быть построена лишь на основе тщательного обследования, и выстроена в соответствии с возможностями каждого ребё нка: одним задания легче, другим - сложнее; от одних требовать самостоятельного решения, другим оказывать помощь.

3. Принцип постепенности – от простых, доступных заданий к более сложным, но помнить слова Л. С. Выготского: «Обучать ребёнка возможно только тому, чему он способен обучаться»

4. Принцип выращивания «слабого звена» при опоре на сильные, сохранные звенья – учёт сильных сторон развития и факторов риска

Последовательность предъявления игр

Следуя принципу от простого к сложному, начинать с игр с предметами. Эти игры наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии.

Настольно-печатные игры более сложные за счёт увеличения задач, требующих самостоятельной умственной работы.

Наиболее сложные – словесные игры : они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями.

Данная последовательность не означает, что необходимо строго её придерживаться. Всё зависит от поставленных задач и сложности материала, в том числе и речевого.

Автоматизация звука [Р] идёт сначала в словах простых по фонематическому составу и не содержащих других нарушенных звуков.

В первую очередь отрабатывается звук в начале (перед гласным, затем в середине, и в конце слова. После этого – в сочетании с другими согласными (сформировавшимися в речи детей, и в словах с двойным звуком [Р] в разном положении. Далее переходим к автоматизации звука в словосочетаниях, коротких высказываниях и в спонтанной речи.

Структура КРИ

1. Коррекционно - развивающие задачи

2. Игровые правила

3. Игровые действия

Коррекционно - развивающие задачи.

Для постановки задач, помимо главной – автоматизации звука [Р] в словах (фразах, спонтанной речи, необходимо учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывают дети.

Игровые правила.

Основная цель – организация действия, поведения детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать. Важно, определяя правила, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания, но и проявляли выдержку, корректность, доброжелательность.

Игровые действия.

Выполнение игровых правил контролируются и направляются игровыми действиями.

Алгоритм проведения КРИ

1) Вводная часть.

Предполагает ритуал приветствия.

Цель – установление эмоционально – позитивного контакта между логопедом

и детьми, детей между собой. Необходимо настроить ребят на

деловой лад, создать игровую атмосферу.

2)Реализация игры :

- объяснение хода игры

- выбор начинающего игру (считалка) по необходимости

- определение роли логопеда в игре, его участие в качестве

играющего, болельщика, арбитра, играющего вместе с ребёнком (слабым)

Мера непосредственного участия определяется

сложностью игры, уровнем подготовки детей.

3)Реализация самой игры

4)Заключение.

Подведение итогов, рефлексия того, что было, обмен впечатлениями, мнениями. Возможность использования игры в самостоятельной деятельности. Обговаривание планов на следующую игру. Для логопеда:

- выявление эффективных приёмов в достижении поставленной цели

- что не сработало, почему

- обогащение игры новым материалом

- придумывание вариантов игры

Технология здоровьесбережения у детей в процессе

организации игр

Организация игр осуществляется в трё х основных направлениях:

1 – подготовка к проведению КРИ

2 – проведение КРИ

3 – анализ

В процесс подготовки входит:

-отбор игры в соответствии с целями

- установление соответствия отобранной игры программным

требованиям, имеющимся знаниям детей, а если таковых нет –

обогащение детей знаниями о предметах и явлениях окружающей

жизни, необходимыми для решения игровой задачи

- разработка (в рамках единой игры) заданий или материала с

разной степенью трудности (в соответствии с возможностями

каждого ребёнка)

- введение в игру движений, для преодоления статики

- нахождение индивидуальных двигательных заданий

- определение наиболее удобного времени для проведения игр

- подбор состава игроков

- подготовка материала

Приложение:

Коррекционно-развивающая игра :

«Где мы были, что мы делали?»

(простая)

Коррекционно-развивающие задачи :

1. Упражнять детей в правильном произношении звука [Р] во фразовой

речи. Согласовывать слова в предложении.

2. Закрепить умение имитировать действия и отгадывать их.

3. Развивать быстроту реакции.

Игровое правило:

Имитировать действия так, чтобы отгадывающий узнал его.

Игровые действия:

- выбор отгадчика по считалке

- имитация действий

- отгадывание действий

- отгадавший догоняет загадывающих

Примерный речевой материал:

1. Без «сложных звуков»

Играть на трубе (барабан, гармонь).

Мыть руки.

Надевать куртку.

Выкапывать картофель.

Рубить дрова топором.

2. С другими «сложными» звуками

Ставить градусник и давать лекарство.

Брать ручку и писать в тетради.

Собрать и разобрать пирамидку.

Загружать одежду в стиральную машину.

Приклеивать марку на конверт.

Считалки:

Я найду дуду, по дороге пойду.

Громко дудка дуди, мы играем, ты води!

Катится горох по кругу.

Ты води, а я не буду.

Анализ игры с позиции здоровьесбережения:

-игровой мотив

-считалки (своеобразная звукоречевая гимнастика)

-имитация действий

-бег

-дифференцированный подход:

а) в речевом плане: от простых предложений к сложным,

от слов без «сложных» звуков к словам со

«сложными» звуками, которые дети могут

произносить

б) детям, наиболее сильным, в плане развития психических процессов,

более сложные задания

Коррекционно-развивающая игра :

«Пары картинок»

(средней сложности)

Коррекционно-развивающие задачи :

1. Упражнять детей в произношении звука [Р] в словах.

2. Активизировать процессы внимания, припоминания на основе

соотнесения предметов (найти взаимосвязь)

Игровые правила:

Вспомнить и назвать картинки правого ряда.

Побеждает тот, кто вспомнил картинки и правильно назвал слова.

Игровые действия:

Рассмотреть картинки (попарно). Назвать картинки правого ряда

(картинки левого ряда называет логопед). Запомнить пары картинок.

По картинкам левого ряда найти картинки правого ряда (картинки

находятся в разных местах групповой комнаты); правильно

произнести звук в слове.

Оборудование:

Картинки левого (правого) ряда

река - рак

нога - рука

небо - радуга

аквариум - рыба

самолёт - ракета

дом - рама

овощи - рынок

лес – рубанок

поле - ракетка

ключик - раковина

телефон - робот

деревья - рога

воробей – ворона

забор - ворота

трава – корова

машина-дорога

овца – баран

лодка – пароход

молния - барабан

колос – баранка

усы – таракан

дверь – Буратино

салфетка – коробка

подъёмный кран – пирамидка

грядка – помидор

лес – мухомор

дом – топор

игрушки – ковёр

шприц – комар

краски – картина

пальто – куртка

ученик – парта

конверт – марка

ручка – тетрадь

диван – кровать

печенье – торт

земля – крот

груша – виноград

дождь - трава

дым – дрова

подорожник – тропка

шланг – ведро

птица – труба

комбайн – трактор

урна – тротуар

доктор – градусник

диван – квартира

самолёт - аэродром

Анализ игрового материала:

1. Автоматизация звука [Р] идёт на специально подобранных словах,

не содержащих других труднопроизносимых звуков

2. В словах звук находится в разной позиции (начало слова, середина слова,

конец слова, стечение согласных)

3. Картинки с «разными смысловыми нагрузками» : простые и сложные связи

Публикации по теме:

Презентация «Игры на автоматизацию звука [Р]» Мультимедийные презентации-игры - удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Игры сочетают в себе.

Игра на автоматизацию звука [Л] «Ландыши в лукошке»Игра на автоматизацию звука [Л] «Ландыши в лукошке» Главной задачей учителя-логопеда в исправлении звукопроизношения является постановка и автоматизация звуков. Чтобы ребенок с удовольствием.

Игры на автоматизацию и дифференциацию звуковИгры на автоматизацию и дифференциацию звуков Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков В логопедической работе самым трудоёмким является процесс автоматизации и дифференциации звуков.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащихся второго класса Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащегося 2 класса (Коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой.

Конспект коррекционно-логопедического занятия на автоматизацию звука [Л] «По лисьим следам» Задачи: коррекционно-образовательные: 1. Упражнять в правильном произнесении звука [л] в словах, фразах. 2. Закреплять правильное употребление.

Коррекционно-развивающие упражнения Коррекционно-развивающие упражнения. 1. Игра «Где ты, носик?» Цель: Развитие восприятия отраженного и умения ориентироваться в частях лица.

Коррекционно-развивающие занятие с детьми с ОВЗ «Путешествие по осеннему лесу» Цель: развивать и корректировать свойства внимания. Задачи: 1. развитие произвольного внимания, его устойчивость, концентрацию, переключение,.

Подгрупповое занятие на автоматизацию звука [Ш] (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь» для детей с ФФНР) Задачи: Образовательные: Развивать артикуляционную моторику, тонкую моторику пальцев рук, закреплять навык автоматизации звука «Ш» в слогах,.

Семинар «Коррекционно-развивающие программы для детей дошкольного возраста» .

Музыкальные коррекционно-развивающие занятия в детско-родительских группах «Родничок» (дети с ОВЗ) Музыкальное коррекционно-развивающее занятие. в детско-родительских группах "Родничок"(2) Тема: «Моя песенка». Программные задачи: 1. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающие игры на автоматизацию звука [Р]
Опубликовано: 15 декабря 2017 в 21:17
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающие игры на автоматизацию звука [Р]» (включая файлы) размещена пользователем Мокрушина Лариса Тимофеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД